Стимулирующий логопедический массаж И.В.Блыскиной.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Представлен опыт использования в коррекционном процессе стимулирующего логопедическиго массажа И.В.Блыскиной. В приложении выложены практические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_i.v.blyskinoy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед МАДОУ №310
города Ростова-на-Дону
Стимулирующий логопедический массаж И.В. Блыскиной.
Логопедический массаж является нетрадиционной и очень популярной сегодня формой воздействия на организм ребенка, имеющего много речевых нарушений.
Он всегда привлекает внимание логопедов-практиков. Мы осваиваем его на студенческой скамье, чаще самостоятельно по авторским учебникам, но когда в своей профессиональной деятельности сталкиваемся с разными речевыми патологиями, то начинаем чувствовать, что мы его и не знаем, и им не владеем совсем, и его применение не дает желаемых результатов.
Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей с речевой патологией.
Это активный метод механического воздействия, который может изменять функциональное состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Как один из методов коррекционного воздействия логопедический массаж используется достаточно давно. Нередко он является необходимым условием повышения эффективности логопедического воздействия на ребенка.
Чтобы овладеть им и выполнять его правильно и грамотно, с максимальной эффективностью и пользой для ребенка с речевой патологией, массажу нужно учиться у автора.
Сегодня в отечественной логопедической практике известно несколько авторских вариантов логопедического массажа : Е.А. Дьяковой, Е.В. Новиковой, Е.В. Архиповой, И.В. Блыскиной…, каждый из которых имеет свою основу, свой специфический подход, свою технику. Все это невозможно увидеть и тем более освоить самостоятельно, лишь только изучив авторскую монографию. Все детали, тонкости , ньюансы авторского метода можно подчерпнуть, обучаясь у самого автора или его учеников. Самостоятельно же можно лишь только ознакомиться с авторской концепцией.
Это я поняла в очередной раз, побывав на курсах логопедического массажа Ирины Викторовны Блыскиной в Санкт-Петербурге в 2008 году. Сам семинар, на базе Академии постдипломного образования , был проведен на очень высоком уровне : все виды массажа системы И.В. Блыскиной давались слушателям очень подробно и теоретически, и практически. Все 40 точек, которые непосредственно или опосредованно влияют на речь, осваивались нами – слушателями легко, потому что был использован индивидуальный показ и объяснение, тренировка в их нахождении, что практически невозможно получить, изучая книгу И.В. Блыскиной самостоятельно.
После этих авторских курсов монография И.В. Блыскиной «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж» стала для меня ценной, любимой, понятной, настольной.
Влияние логопедического массажа И.В. Блыскиной на детей с различными речевыми нарушениями очень широко и многогранно, так как этот массаж :
- стимулирует все системы организма и речь в том числе : пробуждает ее у неговорящих детей, повышает речевую активность у малоговорящих, замкнутых детей, улучшает их подражательность,
- восстанавливает поврежденные нервы, в связи с чем улучшается проводимость импульсов в ГМ, «убирается» органика,
- нормализует тонус артикуляторной мускулатуры,
- ускоряет постановку звуков и сроки коррекционной работы в 3-4 раза,
- меняет функциональное состояние ЦНС,
- пробуждает познавательные интересы и интеллект.
Логопедический массаж И.В. Блыскиной показан детям, имеющим:
- ОНР всех уровней,
- алалию,
- ЗРР,
- ЗПР,
- РДА,
- дизартрию,
- афазию (детскую и взрослую),
- ринолалию,
- сложную дислалию.
Сейчас в своей логопедической практике я довольно часто использую полный комплекс и разные сочетания видов массажа из массажного комплекса И.В.Блыскиной. Для удобства в работе по данной системе я разработала «Индивидуальную карту ребенка», где отражается вся необходимая мне информация о нем : анамнез, данные исследований и обследований, тесты-пробы, сам массажный комплекс (приложение №1).
Для удобства работы с БАТ при составлении точечного комплекса для себя я систематизировала все речевые точки по следующим видам:
- 5 пара ЧМН,
- 7 пара ЧМН,
- противосудорожные,
- противогипертензионные.
Это представлено в приложении №2.
Использование комплекса логопедического массажа И.В.Блыскиной в коррекции речевых нарушений интересно и результативно. В ходе его активного пятилетнего использования в своей практике я увидела следующие положительные моменты :
- дети логопедической группы на фронтальных занятиях стали активнее, меньше отвлекались – и логопед, и воспитатели регулярно выполняли с ними самомассаж по методу профессора Ф.Ауглина – «Плюшевые мишки», составленный логопедом С.Н.Жуковой в игровой форме (ж. «Логопед» №2-2005г.), уточненный и откорректированный нами с позиции автора.
- дети логопедической группы стали менее агрессивными, более доброжелательными – «Плюшевые мишки»,
- у детей уходят из речи запинки – частичный комплекс с обязательным добавлением противосудорожных точек,
- звуки ставятся быстрее и легче для ребенка,
- у неговорящих и плохо говорящих детей появляется речь, повышается речевая активность, подражательность, часто это видно даже по ходу выполнения курса: чем младше ребенок, тем лучше это заметно,
- плохо жующие дети начинают лучше кушать,
- дети с РДА становятся контактнее, общительнее.
Благодаря стимулирующему логопедическому массажу И.В.Блыскиной я могу эффективнее помогать детям с различными речевыми патологиями.
Приложение №1.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЁНКА.
Фамилия имя ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________
И. О. родителей _____________________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________________
Телефон домашний ____________________________________________________________________
Телефон мобильный ___________________________________________________________________
Анамнез: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты обследования: _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тесты - пробы:
- V пара – тройничный нерв:
- открыть рот (широко не открывает) __________________________________________________
- сильно закрыть рот (губы плотно не смыкаются)_________________________________________
- пожевать (выполняет медленно) ______________________________________________________
- VII пара – лицевой нерв:
Верхняя ветвь:
- поднять и нахмурить брови ___________________________________________________________
- закрыть и зажмурить глаза (равномерность)____________________________________________
- закрывать и открывать глаза поочередно ________________________________________________
Нижняя ветвь:
- оскалить зубы (асимметрия) _________________________________________________________
- надуть щёки («парус»)______________________________________________________________
- задуть свечу (посвистеть в пузырек) (трубочка)__________________________________________
- IX пара – языкоглоточный + X пара – блуждающий:
- произнести [Э] плавно и отрывисто ____________________________________________________
- проглатывать твердую и жидкую пищу (расстройства)____________________________________
- голос…………………..гнусавость …………………………охриплость………………………………
- XII пара – подъязычный:
- девиация в сторону пареза ____________________________________________________________
- гипотония _______________________________истончение языка___________________________
- фибриллярные подергивания _________________________________________________________
- высовывание языка изо рта вперед (затруднено)________________________________________....
- движения языка в стороны (затруднено) -…………………вверх (затруднено)……………………..
- цианичность……………………………………… гиперкинезы……………………………………….
- замедленность речи -…………………………………………………………………………………….
___________________________________________________________________________________
верхний плечевой пояс | шея | лицо |
Дата | № сеанса | точки | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | лао-гун | хоу-си | шень-мень | ||||||
2 | цзу-сань-ли | цзе-си | я-мень | ||||||
3 | хэ-гу | ле-цюе | жэнь-чжун | фэн-фу | |||||
4 | тай-чун | нэй-тин | чэн-цзянь | бай-хуэй | цзя-чен-цзянь | тянь-чжу | |||
5 | вай-гуань | нэй-гуань | ди-хэ | жэнь-чжун | цзя-чэ | да-ин | сань-сяо | фэн-чи | |
6 | шу-гу | кунь-лунь | инь-тан | тоу-вэй | ся-гуань | цянь-чжен | ди-цан | лянь-цюань | |
7 | цюй-чи | шоу-сань-ли | да-чжуй | бай-хуэй | тянь-ту | шан-дянь-цюань | |||
8 | тай-чун | цзе-си | инь-тан | вай-цзинь-юй-е | |||||
9 | лао-гун | нэй-гуань | шуй-ту | ||||||
10 | нэй-тин | шу-гу | кунь-лунь | ||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 |
Приложение 2.
БАТ по методу И.В. Блыскиной ,
стимулирующие речь.
№ п/п | виды | общего действия - руки | общего действия - ноги | локального действия |
1. | 5 пара ЧМН | 5 | 10 13 | 17 18 19 20 21 23 24 26 27 28 29 31 32 |
2. | 7 пара ЧМН | 5 8 | 10 | 17 18 19 20 23 24 25 27 31 |
3. | противосудорожные | 1 7 | 11 12 14 15 | 19 21 22 35 |
4. | противо- гипертензионные | 1 7 8 | 10 15 | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический массаж (Блыскина)
Логопедический массаж (Блыскина)...
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"
В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа и самомассажа....
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....
Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...