Стимулирующий логопедический массаж И.В.Блыскиной.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бакаева Марина Николаевна

Представлен опыт использования в коррекционном процессе стимулирующего логопедическиго массажа И.В.Блыскиной. В приложении выложены практические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massazh_i.v.blyskinoy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Бакаева Марина Николаевна

учитель-логопед МАДОУ №310

города Ростова-на-Дону

Стимулирующий   логопедический  массаж   И.В. Блыскиной.

Логопедический массаж является нетрадиционной и очень популярной сегодня формой  воздействия на организм ребенка, имеющего много речевых нарушений.

Он всегда привлекает внимание логопедов-практиков. Мы осваиваем его на студенческой скамье, чаще самостоятельно по авторским учебникам, но когда в своей профессиональной деятельности сталкиваемся с разными речевыми патологиями, то начинаем чувствовать, что мы его и не знаем, и им не владеем совсем, и его применение не дает желаемых результатов.

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной  стороны речи и эмоционального состояния детей с речевой патологией.

Это активный метод механического воздействия, который может изменять функциональное состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Как один из методов коррекционного воздействия логопедический массаж используется достаточно давно. Нередко он является необходимым условием повышения  эффективности логопедического воздействия на ребенка.

Чтобы овладеть им и выполнять его правильно и грамотно, с максимальной эффективностью и пользой для ребенка с речевой патологией, массажу нужно учиться у автора.

Сегодня в отечественной логопедической практике известно несколько авторских вариантов логопедического массажа : Е.А. Дьяковой, Е.В. Новиковой, Е.В. Архиповой, И.В. Блыскиной…, каждый из которых имеет свою основу, свой специфический подход, свою технику. Все это невозможно увидеть и тем более освоить самостоятельно, лишь только изучив авторскую монографию. Все детали, тонкости , ньюансы авторского метода можно подчерпнуть, обучаясь у самого автора или его учеников. Самостоятельно же можно лишь только ознакомиться с авторской концепцией.

Это я поняла в очередной раз, побывав на курсах логопедического массажа Ирины Викторовны Блыскиной в Санкт-Петербурге в 2008 году. Сам семинар, на базе Академии постдипломного образования ,  был проведен на очень высоком уровне : все виды массажа системы И.В. Блыскиной  давались слушателям очень подробно и теоретически, и практически. Все 40 точек, которые непосредственно или опосредованно влияют на речь, осваивались нами – слушателями легко, потому что был использован индивидуальный показ и объяснение, тренировка в их нахождении, что практически невозможно получить, изучая книгу И.В. Блыскиной самостоятельно.

После этих авторских курсов монография И.В. Блыскиной «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж» стала для меня ценной, любимой, понятной, настольной.

Влияние логопедического массажа И.В. Блыскиной на детей с различными речевыми нарушениями очень широко и многогранно, так как этот массаж :

  • стимулирует все системы организма и речь в том числе : пробуждает ее у неговорящих детей, повышает речевую активность у малоговорящих, замкнутых детей, улучшает их подражательность,
  • восстанавливает поврежденные нервы, в связи с чем улучшается проводимость импульсов в ГМ, «убирается» органика,
  • нормализует тонус артикуляторной мускулатуры,
  • ускоряет постановку звуков и сроки коррекционной работы в 3-4 раза,
  • меняет функциональное состояние ЦНС,
  • пробуждает познавательные интересы и интеллект.

Логопедический массаж И.В. Блыскиной показан детям, имеющим:

  • ОНР всех уровней,
  • алалию,
  • ЗРР,
  • ЗПР,
  • РДА,
  • дизартрию,
  • афазию (детскую и взрослую),
  • ринолалию,
  • сложную дислалию.

Сейчас в своей логопедической практике я довольно часто использую полный комплекс и разные сочетания видов массажа из массажного комплекса И.В.Блыскиной. Для удобства в работе по данной системе я разработала «Индивидуальную карту ребенка», где отражается вся необходимая мне информация о нем : анамнез, данные исследований и обследований, тесты-пробы, сам массажный комплекс (приложение №1).

Для удобства работы с БАТ при составлении точечного комплекса для себя я систематизировала все речевые точки по следующим видам:

  • 5 пара ЧМН,
  • 7 пара ЧМН,
  • противосудорожные,
  • противогипертензионные.

Это представлено в приложении №2.

Использование комплекса логопедического массажа И.В.Блыскиной в коррекции речевых нарушений интересно и результативно. В ходе его активного   пятилетнего использования в своей практике я увидела следующие положительные моменты :

  • дети логопедической группы на фронтальных занятиях стали активнее, меньше отвлекались – и логопед, и воспитатели регулярно выполняли с ними самомассаж по методу профессора Ф.Ауглина – «Плюшевые мишки», составленный логопедом С.Н.Жуковой в игровой форме  (ж. «Логопед»  №2-2005г.), уточненный и откорректированный нами с позиции автора.
  • дети логопедической группы стали менее агрессивными, более доброжелательными – «Плюшевые мишки»,
  • у детей уходят из речи запинки – частичный комплекс с обязательным добавлением противосудорожных точек,
  • звуки ставятся быстрее и легче для ребенка,
  • у неговорящих и плохо говорящих детей  появляется речь, повышается речевая активность, подражательность, часто это видно даже по ходу выполнения курса: чем младше ребенок, тем лучше это заметно,
  • плохо жующие дети начинают лучше кушать,
  • дети с РДА становятся контактнее, общительнее.

Благодаря стимулирующему логопедическому массажу И.В.Блыскиной я могу эффективнее помогать  детям с различными речевыми патологиями.

Приложение №1.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  КАРТА РЕБЁНКА.

Фамилия имя ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________

 И. О. родителей _____________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________________

Телефон  домашний ____________________________________________________________________

Телефон  мобильный ___________________________________________________________________

Анамнез: _____________________________________________________________________________

                 _____________________________________________________________________________

                 _____________________________________________________________________________

                 _____________________________________________________________________________

                 _____________________________________________________________________________

Результаты обследования: _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты  - пробы:

  • V пара – тройничный нерв:

   - открыть рот (широко не открывает) __________________________________________________  

   - сильно закрыть рот (губы плотно не смыкаются)_________________________________________

   - пожевать (выполняет медленно) ______________________________________________________

  • VII пара – лицевой нерв:

Верхняя ветвь:

   - поднять и нахмурить брови ___________________________________________________________

   - закрыть и зажмурить глаза (равномерность)____________________________________________

   - закрывать и открывать глаза поочередно ________________________________________________

      Нижняя  ветвь:

   - оскалить зубы (асимметрия) _________________________________________________________

   - надуть  щёки  («парус»)______________________________________________________________

   - задуть свечу (посвистеть в пузырек) (трубочка)__________________________________________

  • IX пара – языкоглоточный + X пара – блуждающий:

   - произнести [Э] плавно и отрывисто ____________________________________________________

   - проглатывать твердую и жидкую пищу (расстройства)____________________________________

   - голос…………………..гнусавость …………………………охриплость………………………………

  •  XII пара – подъязычный:

   - девиация в сторону пареза ____________________________________________________________

   - гипотония _______________________________истончение языка___________________________

   - фибриллярные  подергивания _________________________________________________________

   - высовывание языка изо рта вперед (затруднено)________________________________________....

   - движения языка в стороны (затруднено) -…………………вверх (затруднено)……………………..

   - цианичность……………………………………… гиперкинезы……………………………………….

   - замедленность речи -…………………………………………………………………………………….

     ___________________________________________________________________________________

   

    верхний плечевой пояс

шея

лицо

Дата

№ сеанса

точки

1

2

3

4

5

6

7

8

1

лао-гун

хоу-си

шень-мень

2

цзу-сань-ли

цзе-си

я-мень

3

хэ-гу

ле-цюе

жэнь-чжун

фэн-фу

4

тай-чун

нэй-тин

чэн-цзянь

бай-хуэй

цзя-чен-цзянь

тянь-чжу

5

вай-гуань

нэй-гуань

ди-хэ

жэнь-чжун

цзя-чэ

да-ин

сань-сяо

фэн-чи

6

шу-гу

кунь-лунь

инь-тан

тоу-вэй

ся-гуань

цянь-чжен

ди-цан

лянь-цюань

7

цюй-чи

шоу-сань-ли

да-чжуй

бай-хуэй

тянь-ту

шан-дянь-цюань

8

тай-чун

цзе-си

инь-тан

вай-цзинь-юй-е

9

лао-гун

нэй-гуань

шуй-ту

10

нэй-тин

шу-гу

кунь-лунь

11

12

13

14

Приложение 2.

БАТ по методу И.В. Блыскиной ,

 стимулирующие речь.

№ п/п

виды

общего

действия - руки

общего действия - ноги

локального действия

1.

5 пара ЧМН

5

10

13

17 18 19

20 21 23

24 26 27

28 29 31

32

2.

7 пара ЧМН

5

8

10

17 18 19

20 23 24

25 27 31

3.

противосудорожные

1

7

11

12

14

15

19 21 22

35

4.

противо-

гипертензионные

1

7

8

10

15

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж (Блыскина)

Логопедический массаж (Блыскина)...

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...