Автоматизация звука Щ
картотека по логопедии на тему
Речевой материал для успешной автоматизации звука Щ: слова, словосочетания, предложения, стихи, рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_shch._ot_slogov_k_tekstam.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Слова со звуком Щ.
Звук Щ в начале слова.
Щавель, щадить, счастье, счастливый.
Щука, щунять, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щур, щурёнок, щурить, щуриться, щучий, щучить.
Щебень, щебетать, щебетун, щеголёк, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелистый, щемить, щелчок, щенок, щепать, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щетинистый, щетинить, щедрость, щей
Щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлок, щёлочь, щённая, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать.
Щи, щиколотка, щипковый, щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток.
Звук Щ в середине слова.
Роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, пищаль, мещанин, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать, леща, праща
Чащоба, нащёлкать, холощённый, хрущёвка, хрущёба, холщёвый, защёлка, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый, сгущёнка, вощёный, трещотка, трущобы,
Расчёт, просчёт, отсчёт,
Ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу, гощу, полощут.
Ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи, помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник, лощина, кипящий, вещий, будущий, бегущий.
Из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище.
Звук Щ в конце слова.
Лещ, вещь, плащ, овощ, клещ, плющ, помощь, мощь, хвощ, борщ, хрящ, прыщ, помощь, товарищ,
Звук Щ в стечении согласных.
Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий,
банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик.
Словосочетания и фразы со звуком Щ.
Щуплая щука, тащит щётку, у щуки щурята, щёнок тащит щит, щуплый щенок, угощает щами, площадь вымощена, угощать пищей, вымощена щебёнкой, мощный хищник, щётки из щетины, щёголь щеголяет, клещи в ящике, угощу щавелем, овощные щи, щука щекотала щенков, убегающая ящерка, ищу пищу, цветущий щавель, рыщут, пищу ищут, обещал вещи, угощу щукой, защёлка защелкнулась, обещал не пищать, щетина щётки, хранилище овощей, трещина на голенище, защитник защищает, на площади каменщик, щебетанье щеглов, щупальца щупают, щурёнок у щуки, щавелевые щи, увядающий хвощ, громыхающие ящики, тощий нищий, ищут хищника, щедрый расчет, обещание на прощание, ощущение мощи, мощный натурщик, допущение проектировщика, щедрый щеголь, щуплый щурёнок, щетина на щеке, сыщик ищет, щекотать щиколотку, бурлящие щи, изящный хищник, домище помещика, защитник имущества, говорящий щегол, пощипывает голенище, защита в убежище, щекотная щекотка, верующий заведующий, щекотать щенка, щипать щёку, упущение ищейки, тащат на площадь, угощение в пещере, настоящий сыщик, освещать вещи, сокровища в роще, дощатая площадь, тащи прищепку, прищемили ручищу, впущу щенка, пещера в ущелье, ящик овощей, щенок пищал, вращение туловищем, щетина на щеке, длиннющее удилище, жилище ищейки, угощенье кощея, полощу вещи, трещина в лощине, помощь немощному, гниющий овощ, держащий клещи, каменщик и бетонщик, погонщик и табунщик, площадь вымощена, женщина-гонщик, говорящий мужчина, дрожащий щёголь, на плаще клещ, паромщик тащил, щипцы на ощупь, община в общежитии, мощь товарища, толщина щита, щётка у мойщика, щекотал щенка, на щеке щетина, регулировщик у щита, лежащий хищник, леща тащу, щедрая помощь, отдыхающий гонщик, товарищи отдыхающие, плащ товарища убежище в пещере, кипящий борщ, ящик для вещей, плывущая щука, помощь каменщика, в вещах клещи, удирающий угонщик, угольщик тащит, на лапищах когтищи, приемщик овощей, работающий фонарщик.
Сварщик тащит ящик.
Щенок пищит в ящике
Щи из щавеля.
Мамины вещи в ящике.
Площадь вымощена дощечками.
Щётки в дощатом ящике.
Щербатый мужчина весь в щетине.
Дом из щитов щитовой.
Кощей угощал щедро.
Овощи тащи – будут щи.
Щегол щеголял на площади.
В ящике щенок.
На ощупь чищу леща.
Щенок пищит и тащит щётку.
Желающих угощают щавелевыми щами.
Ваня поищи щенка в ящике.
Щурёнок щекотал щуку.
Катя ищет щётки в ящике.
В щах щепотка щавеля.
Ваня угощает овощными щами Нату.
Мойщик ящиков щурился.
Тощий Кощей полощет вещи.
Фонарщик освещает дощатую площадь.
Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня.
Без овощей не бывает щей.
В щите щель.
Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!
Щеголь щеголял в плаще.
Сокровища тощего Кощея в пещере.
Товарищ из училища вернулся в плаще.
Уборщик тащит ящик с овощами.
Погонщик на пастбище.
Гонщик зрелищно вращался.
В роще - поющие щеглы.
В дождь (дощ) плащ – нужная вещь.
Хищные щуки охотятся на лещей.
Угонщик похищает машины.
Еще проще вытащить леща.
Ящерка юркнула в щель.
Щегленок вращал головой и пищал, требуя пищи.
В роще щебетали щеглы.
Давно ищут древнее городище.
Дети лущили лещину.
Щуп да клещи - вот их вещи.
Гляди на вещи проще.
Он щеголь: щеки у него тщательно выбриты.
Добавь еще щавеля, будут щи еще гуще.
Грущу, но не пищу.
Щеголю дали счет на плащ.
Клещ попал на хвощ.
Щука щуренку пищу не подыщет.
Щука лещу не товарищ.
Теща угощала щами и лещами.
Выращу из щуренка щуку.
Не говори насчет просчетов.
А кущи гуще и гуще.
Хранилище овощей помещено в горном ущелье.
В роще кто-то громко верещал, щебетали щеглы, пищали щеглята.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щегленок щупленький у рощи нещадно щелкал и пищал.
Стихи со звуком Щ.
***
ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идёт — я без плаща,
ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу,
щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
***
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча. С. Михалков.
***
Щука проглотила щётку,
щётка ей щекочет глотку.
«Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?»
Г. Виеру.
Щётки
Этой щёткой чищу зубы,
этой щёткой — башмаки,
этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.
Мой щенок
Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
от злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс
— настоящий.
Е. Благинина.
Почтовый ящик
На скамейку я встаю,
еле ящик достаю.
Открываю ящик,
голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
письма настоящие.
Вот так щука!
— Нина! Нина!
Щука! Щука!
— Наше счастье.
Ну, тащи!
Вот так счастье!
Вот так щука!
— Нету щуки...
Не ищи.
Клюёт
Что в речке?
Щука, лещ, судак.
в челноке сидит рыбак.
Но ни леща, ни судака
ещё не выловил пока.
нет ни щуки, ни ерша...
Река струится не спеша.
Челнок качает рыбака.
А что рыбак?
Сидит и ждёт.
А рыба? Рыба не клюёт
Клюёт! Кто? Щука?
Лещ? Судак?
Не лещ, не щука
— сам рыбак
носом клюёт...
А. Шибаев.
Лейся, дождик
Дождик, дождик,
что ты ждёшь,
отчего едва идёшь?
Лейся пуще,
лейся чаще,
хочешь — в пуще,
хочешь — в чаще,
хочешь в поле на ячмень,
хоть всё утро,
хоть весь день!
Б. Асаналиев.
***
Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
А. Пудваль.
Щенок
Щенка кормили молоком,
чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
к нему бежали босиком —
ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
возились с ним в саду.
А он, расстроенный слегка,
шагал на поводу.
А. Барто.
И я бы мог...
К щенку козлёнок подошёл.
— Ты кто?
— Щенок.
— А я козёл. Гляди, как я умею: Скок!
— И я могу,— сказал щенок.
— А я по травке побегу!
Щенок сказал:
— И я могу...
— А хочешь, я — о стенку лбом.
Гляди, как я умею:
Бом!
— Немудрено. И я бы мог,
Да не хочу,— сказал щенок.
А. Шибаев.
Встреча
Я шёл по улице пешком
и повстречался со щенком.
И неизвестно почему,
я вдруг понравился ему.
И несмотря на летний зной,
щенок всё время шёл за мной.
Дошли мы вместе до ворот,
и вдруг щенок пошёл вперёд.
Я закричал, позвал щенка,
он зарычал издалека.
Он не хотел со мной идти.
Нам просто было по пути.
А. Барто.
***
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща,
Пищи все себе ища,
Ходит щука вкруг леща.
В. Орлов.
Считалка
Щуку тощую с реки
притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
и погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
словно щёлкнула хлыстом,
и таким ударом крепким
расщепила стол на щепки.
Е. Ефимовский.
***
Пропищал щеглу щегол:
– Ставлю вам за пенье кол,
Потому что вы поете
На одной и той же ноте!
А другой присвистнул даже
– Сам фальшивит, а туда же!
Меж березовых стволов
Перещёлк гуляет…
Кто кого из двух щеглов
Перещеголяет!
М. Пляцковский.
***
Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!
В. Берестов.
***
Нина раз считала вещи:
ящик, щётка, плащ и клещи,
плюс трещотка, два ножа,
щит и два карандаша.
Сколько было б здесь вещей,
если б не было клещей?
***
Щёголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец соловей,
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
В. Лунин.
***
Ухватился за удилище рыбак.
Ну и силища – не вытащить никак.
Леской тонкой режет руку – тяжело!
Но мальчонка тянет щуку – повезло!
Г. Ладонщиков.
***
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной старой щетки.
Е. Серова.
***
Щипцы для орехов сказали соседям –
Блестящим и тонким щипцам для конфет:
О – Когда ж, наконец, мы кататься поедем,
Покинув наш тесный и душный буфет?
Э. Лир. пер. С. Маршака.
***
Притащили мы в грозу
Щуку тощую в тазу.
Щекотали щуку щепкой,
Прищемили хвост прищепкой.
Мыли щёки щуке щёткой,
Довели её щекоткой.
Щука - щётку за щетину,
Отщипнула половину,
Расшвыряла часть вещей,
Пролила кастрюлю щей,
А потом как даст "леща"!
Мы помчались трепеща,
На щеколду дверь закрыли,
Щели щебнем завалили,
Удивляясь сообща:
Сколько слов на букву Щ!!!
Рассказы, тексты со звуком Щ.
Рассказы с картинками.
(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)
Щеглы.
У Миши в клетке (щеглы).
Рано утром (щеглы) начинают щебетать.
Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.
А весной он выпустил (щеглов) на волю.
Щенок.
Алёше купили маленького (щенка).
Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё время пищит.
Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.
Учил, учил (щенка).
А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в ящик.
Щавель.
Недалеко от рощи было много (щавеля).
Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадовались.
«Давай поищем (щавель), — предложила Маша.
«Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,— ответил Саша.
На другой день мама сварила из (щавеля) вкусные щи.
Рассказы с вопросами.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
1. «Вытащи, Вова, из-под вешалки ящик»,— сказала мама.
Что сказала ...?
Достань из ящика две щётки и крем и почисти свои ботинки».
Что надо...? Откуда...?
Вова вытащил щётки и спросил: «Можно я выищу и папины ботинки?»
Что сделал...? Что он спросил...?
«Конечно, можно. Я вижу, что ты у меня настоящий помощник!»
Что ответила...?
2. Щенок тащил на кухню какую-то щепку.
Кто...? Что делает...? Что...?
В углу стоит большая щётка.
Что стоит...? Где...?
Толкнул щётку щенок — она упала.
Кто...? Что толкнул...?
Прищемило щёткой лапку щенку.
Что случилось...?
Щенок заскулил, бросил щепку — и бегом из кухни.
Кто...? Что сделал...?
3. Мама готовит на обед щи, жареную щуку.
Что готовит...?
Папа ещё обещает купить мороженое.
Что обещает...?
«Это будет не обед, а настоящее угощение!» — радуется Миша.
Что сказал...?
4. Взрослые и дети расчищают двор от мусора.
Что делают...?
Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики.
Что они собирают...?
Скоро на дворе будет детская площадка.
Что будет...? Где…? Когда...?
5. «Ну-ка, девочки, берите щётки и метите пол, да почище. А мы пойдём щук на речке ловить», — сказали мальчики.
Что сказали...?
«Нет уж, мальчики, лучше вы берите щётки, а мы пойдём за щуками на речку», —ответили девочки.
Что ответили...?
«А ещё лучше,— сказала мама,— если вы сначала вместе со щётками поработаете, а потом за щуками пойдёте».
Что посоветовала ...?
Воробей.
Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.
Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.
(По И. С. Тургеневу)
Щи не для щенка.
Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявнул он и — наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.
Посчитай сам.
Как интересно самому посчитать на счётах! Но пятилетний Миша считать не умеет и только старшему брату мешает.
— Вова, а где щуки живут?
— Вова, а откуда у тебя счёты?
— Вова, а до скольких ты умеешь считать?
— Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счёта собьюсь!
— А я тоже хочу на счётах считать! — захныкал Миша.
— Почему обязательно на счётах? Можно и без них. Вот тебе ящик, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нём дощечек.
Составление рассказа по теме.
1.Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.
Какие из этих слов обозначают, а какие не обозначают профессии?»
Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?» Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы. Правильно или неправильно?
И как бы ты на их месте ответил(-а) на эти вопросы?
2. Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера — со слогом щи.
Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие — Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....