«Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста с двигательной патологией» - статья для родителей и педагогов
статья по логопедии на тему
В данной статье описан опыт работы с детьми с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья из опыта работы учителя-логопеда с детьми ДЦП | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста с двигательной патологией»
В МБДОУ Детский сад №26 на протяжении пяти лет функционирует группа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Посещают группу дети с диагнозом детский церебральный паралич. В клинической картине ДЦП двигательные нарушения часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности).
Воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием, специфические особенности их развития требуют использования особых методов и приёмов. Работая в этой группе учителем-логопедом в свои занятия с детьми с ДЦП включаю элементы арт-терапии, что способствует развитию интеллектуальной и речевой деятельности, моторной функции рук, коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и отклонений в развитии личности воспитанников, активизации игровой деятельности и созданию положительного эмоционального фона. Игровые задания для детей подбираются индивидуально в соответствии:
-с двигательными возможностями ребёнка (состоянием моторной функции рук);
-с вероятными сенсорными нарушениями (снижением остроты зрения изменением тактильной и других видов чувствительности);
-с особенностями восприятия (снижением темпа восприятия инструкции, качественной неполноценностью воспринимаемой информации, обусловленной сужением либо выпадением полей зрения, снижением остроты слуха);
- с характером деятельности (способами принятия инструкции и выполнения заданий, видами и мерой используемой помощи).
При определении темы образовательной деятельности, техник, материалов и средств учитывается тип и степень ограничения здоровья. Это особенно важно при комбинированном ограничении здоровья. Выполнение каждого задания требует от ребенка определенных навыков использования средств художественной коммуникации. Дети с ограниченными возможностями здоровья владеют ими в различной, часто ограниченной мере. Поэтому первоначально образовательную деятельность нацеливаю на выявление и отбор подходящих (или исключение неподходящих) индивидуальных приемов для каждого ребенка. В процессе подготовительной работы развиваю умение ребенка следить взглядом за движущимся предметом, соотносить предмет и его плоскостное изображение, находить заданное изображение в пространстве листа на предметных картинках. Упражнения, направленные на стимуляцию движений обеих рук, ведущей руки в кулачковой позе, в позе опоры, на освоение различных видов захвата (ладонного, пинцетного, щепотью), проводятся в виде предметно-манипулятивных действий с горохом, фасолью, песком, различными мелкими предметами и дидактическими игрушками (матрёшками, пирамидками, грибочками). В своей работе в комплексе использую релаксационные и дыхательные упражнения для снятия мышечного напряжения, массаж, пальчиковые игры, элементы аутогенной тренировки. Процесс рисования не безразличен детям и обязательно сопровождается ярким эмоциональным откликом. Рисуя пальцами или ладонями, они испытывают особые тактильные ощущения. Некоторые дети (с гипертензией, тяжёлыми двигательными нарушениями) отказываются трогать краску или не могут действовать рукой. В этом случае им предлагается дополнительный инструментарий. Рисовать можно чем угодно: поролоновой губкой, резиновыми игрушками, кубиками, зубными щетками, ватными палочками, соломинками для коктейля, сухими листьями. Также создаются изображения с помощью сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, пшена, риса) сахарного песка и т.д.
Входе совместных действий у детей формируются первичные коммуникативные умения, активная направленность на взаимодействие со взрослым. В процессе занятий я стимулирую ребёнка к сопровождению действий речью, побуждаю называть нарицательный объект с помощью доступных речевых средств (звукоподражания ,слова ). С этой целью используется и готовый продукт детской деятельности – рисунки, как иллюстрации к потешкам, коротким стихотворным текстам.
Общение с миром предметов, природы, людей через изобразительные средства значительно повышает эффективность реабилитационной работы.
Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение -, 1989. -79с.
2.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье,1988.
3.Борзова В.А., БорзовА.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара, 1994
4.Волкова Е.Н. «Специфика взаимодействия с тревожными детьми». «Дошкольное воспитание» -2005г. №10
5.Грегушева Г. «Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Ж-л Воспитание и обучение детей с нарушениями развития- 2003г.-№5
6.Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М.: Медицина, 1977.
7.Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольника с отклонениями в развитии. Дефектология – 2003г.
8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников М.: Классик- стиль, 2004г.
9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
10.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. – М.: Изд-во «КАРАПУЗ», 2008г.
11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность, как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981г.
12.Орехова Г.А. Использование средств искусства для коррекции нарушений личности развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Коррекционная педагогика 2004г. №2
13.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией
в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.
14.Семенова К.А., Мастюкова Е. М., СмуглинМ.Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.: Медицина, 1972.
15.Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деят-ти и сенсорных систем Москва УМК «Психология» МПСИ 2006.
16. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
17. Харитонова Н. «Работаем с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Дошкольное воспитание 2005г. №5
18.Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи Выпуск 3 .М.: Издательство ГНОМ Ид,2001.-56с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста
Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....
Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....
Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...
Семинар практикум для педагогов «Мандала - как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мандалотерапия...
Статья на тему: "Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья о нетрадиционной оздоровительной технологии...
Статья "Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...
Статья "Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д....