Сказка о глупом мышенке
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Бунецкая Наталья Викторовна

Конспект занятия по обучению детей грамоте по теме "Звук и буква А"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon na_prieme_u_vracha.ppt1.07 МБ
Microsoft Office document icon skazka_o_bolnom_myshonke.doc50 КБ
Office presentation icon kharakteristika_zvuka.ppt742.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На приеме у врача

Слайд 14

Это было великолепно !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»

Сценарий  мероприятия   по обучению  грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

с использованием ИКТ

Тема: «Сказка о больном мышонке»

(знакомство с буквой  «А»)

Учитель-логопед

Бунецкая Наталья Викторовна

МДОУ № 14 « Солнышко»

г. Ковдор, 2013 год

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить  правильную артикуляцию звука [а];
  • учить детей четко интонировать звук [а] в слове,  выделять его из ряда гласных звуков, слогов, давать характеристику  гласного звука [а] (с опорой на артикуляцию), определять наличие звука в слове,  запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов;
  • упражнять в образовании формы единственного числа винительного падежа одушевленных существительных;
  • познакомить с буквой А;
  • закрепить понятия «гласный звук»

Коррекционно – развивающие

  • развивать у детей фонематические процессы; просодические компоненты речи, мелкую и общую моторику
  • совершенствовать психические процессы (слуховую  память, зрительное  внимание), эмоциональное состояние детей.

Коррекционно-воспитательные

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
  • воспитывать умение слушать друг друга,  умения обращаться с раздаточным материалом  и усидчивость.

Оборудование:  мяч, презентация «Характеристика звука»,  крупные цветные магниты

      ( красный, синий, зеленый), звуковые линейки, раздаточный материал

      ( кружки красного и черного цвета), игра-презентация «На приеме у

      врача»,  буква «Ц» из раздаточного материала к пособию

      Е.В.Колесниковой « От звука к букве», цветные карандаши, задание

     « Найди и раскрась букву».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

(Дети заходят в кабинет и останавливаются около педагога)

        Ребята, сегодня на занятии кружка мы познакомимся с  первой буквой. Начнем занятие с игры. Повторите за мной серию слов.

 (Педагог  бросает мяч и предлагает повторить  вначале – по два слова,  а если ребенок успешно повторяет – то по три слова).

жук  -  сук  - тук                  сухо  -  ухо  -  муха                  будь  -  дуть  -  путь

суп  -  дуб  - зуб                 пух  -  сух  -  дух                           мак – бак – так

дам – дым – дом                  ком – дом – сом                         бык – бак - бок        

        Займите свои места.

(Дети рассаживаются за столами)

        Мы отправляемся в сказку.

Колыбельку мышь качала,

Мышка тихо напевала: А-а-а!

Мышка губы округляла,

Широко рот открывала: А-а-а!

Покажите, как пела мышка.

(Дети, хором и индивидуально произносят звук [А])

Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку:

 ааааааа. Спойте и вы так же.

(произнесение звука [А] на длительном выдохе)

        А теперь давайте споем песенку:

-  короткую: а-а-а-а;

(произнесение звука [А] на прерывистом выдохе)

 - тихую;

 - громкую;

 - с постепенным усилением голоса;

 - с постепенным ослаблением голоса.

Отлично. Вы все произнесли правильно.

        Ребята, давайте мы с вами посмотрим на картинки, и я  расскажу о звуке [А].

 (Дети, рассматривая картинки слайдов, уточняют правильную артикуляцию звука. Педагог дает характеристику звука).

        Рот широко открыт.

(рассматривая картинку)

 Язычок  спокойно спит на дне «Домика».

(рассматривая картинку)

 Теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды.

(подносим ладошку ко рту)

Звук [А] – гласный, обозначать его мы будем фишкой красного цвета.

(рассматриваем изображение звука)

        Давайте вспомним:

- как открыт ротик?

(ответы детей)

- Что делает язычок?

(ответы детей)

- Какой воздух выходит из ротика, как он выходит?

(ответы детей)

- Как будем обозначать звук [А], почему?

(ответы детей)

        Великолепно вы  мне рассказали. Я повторю: рот широко открыт, язык спокойно спит на дне «домика», теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук [А] – гласный, обозначать его мы будем фишкой красного цвета. Найдите и покажите мне фишку, которой мы будем обозначать звук [А].

(Дети находят и демонстрируют красную фишку).

        А мы продолжаем сказку.

Долго пела мышка-мать,

Но сынок не хочет спать.

Прибегают к ней собака,

Гусь, лягушка помогать.

Как собака лает?

 (Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [А])

Как гусь гогочет?

(Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [А])

 Как лягушка квакает?

(Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [А])

Какой одинаковый звук слышится в их голосах?

Молодцы, правильно. Во всех звукоподражаниях мы слышим звук [А].

        Ребята, какие животные пришли на помощь мышке-маме?  Давайте,  их изобразим.

(Дети выстраиваются в кружок около педагога и имитируют движения животных)

        Вы замечательно перевоплотились в  животных. А теперь давайте изобразим их из пальчиков.

 (Дети выстраивают из пальцев рук фигуры животных: мышки, собаки, гуся, лягушки. Педагог проверяет правильность выполнения фигур, помогает детям, испытывающим трудности).

        Ребята, занимайте свои места за столами.

(дети рассаживаются)

Долго наши звери пели.

Ночь глубокая уже.

Как добраться им до дому,

И не сбиться  бы с пути?

Вот дает совет им мышка:

« Вы зажгите фонари»

        Давайте и мы, ребята,  поможем зажечь фонарики на тропинке. Сегодня наши фонари будут гореть красным светом. Почему?

(Ответы детей)

        Правильно. Потому, что звук [А] – гласный, и прячется в красный кружок.  

        У вас на столе  - дорожки. Мы будем зажигать красный огонек, если услышим звук [А], все остальные звуки будем обозначать черным цветом.

 ( Педагог произносит ряд звуков, слогов, а дети выделяют звуки на слух и обозначают их цветными фишками)

Словарный материал:  а, у, о, а, и, а, э, ы, а.

Словарный материал:  ох, ам, ум, эк, па, вы, ти, ма.

        Ну, вот и ушли звери. А мама мышка продолжала баюкать своего мышонка.

Но мышонок спать не хочет

— Был мышонок болен очень.

Тут решила мышка-мать:

 «Надо доктора позвать».

Какого доктора позовет мышка?

(ответы детей).

        Правильно. Мышка позвала доктора Айболита. К Айболиту приходили разные звери. Посмотрите на картинки. Назовите животных, которых   лечил Айболит, голосом выделяя звук [А].

Где стоит звук [А] в этих словах?

Верно, во всех этих словах звук [А] – самый последний.

        Пришел доктор Айболит и к нашему мышонку.

А-а-а, — сказал мышонок громко,

Рот открыв свой широко.

- Да у вас, дружок, ангина.

Нужно вылечить ее.

        Из аптечки он достал пилюли, лекарства и еще вот такую букву. Посмотрите на нее.

(Детям демонстрируется буква, зачитывается стихотворение) (смотри приложение)

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Из скольких элементов состоит буква «А,»?  Какие это элементы? А теперь  пофантазируете, на что   похожа буква.

         Вы придумали очень много разнообразных вариантов.

        Доктор Айболит заглянул в аптечку и достал лист бумаги. Хотите узнать, что на нем?

(Детям демонстрируется задание).

        Посмотрите на рисунок. Найдите и раскрасьте букву «А».  Какого цвета карандаш вам нужен? Почему?

        Правильно, букву раскрашиваем красным карандашом, так как звук [А] – гласный.

 (Детям раздается задание. Они самостоятельно выполняют задание, а педагог оказывает индивидуальную помощь, оценивает качество выполнение задания).

        

        Ребята, вы все справились с заданием, правильно нашли и раскрасили букву «А».

Айболит вылечил мышонка, и мышонок уснул. Так  и закончилась сказка. Ребята понравилась она вам?

Кто-нибудь знает песенку про букву «А»? Хотите ее послушать и посмотреть?

Презентация « Буква «А»

- Что нового вы узнали сегодня на занятии? С какой буквой познакомились?  Что узнали вы о звуке [А]?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика звука

Слайд 3

Рот широко открыт

Слайд 4

Язычок спокойно спит

Слайд 5

Теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преград

Слайд 6

А Звук гласный

Слайд 10

А

Слайд 11

Превосходно !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое взаимодействие по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» (средняя группа)

Задачи:обучающие:знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;обучение детей сотрудничеству, изображению повадок живо...

Сказка о глупом мышенке

Презентация для ознакомления детей со сказкой С.Маршака "Сказка о глупом мышенке"...

Открытая логоритмическая НОД в подготовительной группе для детей с ОНР: «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С.Маршака)

Конспект  открытой логоритмической НОД в подготовительной группе для детей с ОНР в стихотворной форме....

Инсценировка по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Заключительный этап проекта "Домашние животные"- инсценировка по мотивам сказки  С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»....

По мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Сценарий праздникаВ первой младшей группе «Василек»...

Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...

старая сказка на новый лад "Сказка о ленивом мышенке"

Спектакль посвященный творчеству С.Я. Маршака.старая сказка на новый лад "Сказка о ленивом мышенке"...