Консультация для педагогов. Заикание.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Заикание – это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность и коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание – это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность и коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.
Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т.е. когда ребёнок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает в результате судорог мышц речевого аппарата. Подобная судорожность тесно связана с психофизическим состоянием заикающегося ребёнка: страхом, робостью, чувством стыда за свою речь, покраснением лица, повышенной потливостью и т.д.
Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны проконсультировать ребёнка у детского психиатра или невропатолога, иначе работа с детьми специалистов будет не эффективна.
Когда возникает заикание?
Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность ещё не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начаться и позже.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Причины заикания.
Причины заикания изучены недостаточно. В отдельных случаях оно связано с органическими поражениями центральной нервной системы, возникающими при наследственной патологии; осложнениях внутриутробного развития; кислородном голодании при родах и др. Преимущественно заикание бывает функциональным, т.е. вызвано нарушениями невротического характера. Как правило, возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развитой фразовой речи; чаще – у легко возбудимых детей. При этом непосредственной причиной заикания выступает перенапряжение или травма нервной системы (общая и речевая перегрузка, испуг, потрясение и т.д.). В некоторых случаях причиной заикания может явиться подражание неправильной речи окружающих.
Педагогам необходимо помнить следующее.
- В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
- Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
- Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
- Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
- Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил.
- Не торопить ребёнка во время устного ответа, не перебивать и, по возможности, вести себя с ним терпеливо и доброжелательно. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
- Убеждать ребенка, что он ни чем не отличается от других детей.
- На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
- Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
- Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка –Детский сад «Светлячок»
Консультация для воспитателей .
Подготовил—учитель-логопед Жабина М.А.
2014-2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей « Заикание можно вылечить»
Консультация для родителей « Заикание можно вылечи...
Консультация для педагогов и родителей «Заикание: причины появления, способы предупреждения »
Данная консультация содержит информацию о возможных причинах заикания и поможет педагогам и родителям правильно и своевременно предпринять меры по предупреждению заикания....
консультация для родителей и педагогов "Заикание у детей"
консультация для родителей и педагогов...
Консультация для воспитателей "Заикание у детей"
Консультация рассказывает о причинах и признаках заикания....
Консультация для родителей "Заикание"
Заикание – одно из наиболее длительно протекающих речевых расстройств, природа которого еще во многом остается загадочной. Сотни ученых и практиков пытаются понять его причины и найти надежное средств...
Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей
Памятка для родителей и педагогов Заикание у детей...
Консультация для родителей "Заикание или нет?"
Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?»...