Консультация для родителей "Заикание или нет?"
консультация на тему
Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_zaikaetsya.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание или нет?
Консультация для родителей
Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?»
В возрасте между 2 и 4-мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Число повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями.
Почему это происходит?
Физиологические запинки и повторы - это следствие того, что развитие мозга (мышление) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам». Ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме, поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.
Когда это закончится?
Этот период занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Со временем, под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают.
Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), а также в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.
Что делать?
- Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.
- Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
- Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
- Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации: говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций.
- Удостоверьтесь, что ребенок знает, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
- Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
- Если ребенок левша не переучивайте его.
- Будьте спокойны и сдержаны.
Помните, что запинки и повторы естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.
Что такое заикание?
Заикание (логоневроз) - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период интенсивного развития речи.
В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.
Причины заикания:
- Тяжелая беременность матери, патологические роды, отягощенная наследственность.
- Закрепление в речи физиологических запинок и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы, неблагоприятной обстановки дома (резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.).
- Инфекционное заболевание.
- Испуг, детские травмы (ушибы, ожоги и т.п).
- Стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника).
- Чрезмерная речевая нагрузка.
- Подражание (постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки).
Заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано, так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители - постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ.
Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание.
Первые признаки заикания:
- Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается.
- Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»).
- В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью.
- Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова.
- Перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, - затрудняется начать речь.
Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту.
Как предотвратить заикание?
1. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
2. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
3. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
4. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
8. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
9. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
10. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.
12. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
13. В ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним.
Создайте атмосферу любви, доброты и тепла.
Здоровья Вам и Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....