Консультация для родителей "Заикание или нет?"
консультация на тему

Фрумина Светлана Владимировна

Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_zaikaetsya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание или нет?

Консультация для родителей

     Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?»

В возрасте между 2 и 4-мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Число повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями.

     

Почему это происходит?

Физиологические запинки и повторы - это следствие того, что развитие мозга (мышление) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам». Ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме, поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

   

 Когда это закончится?

Этот период занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Со временем, под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают.

Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), а также в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

     

Что делать?

- Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

- Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

- Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

- Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации: говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций.

- Удостоверьтесь, что ребенок знает, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

- Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

- Если ребенок левша не переучивайте его.

- Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Что такое заикание?

     Заикание (логоневроз) - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период интенсивного развития речи.

В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.  Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Причины заикания:

- Тяжелая беременность матери, патологические роды, отягощенная наследственность.

- Закрепление в речи физиологических запинок и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы, неблагоприятной обстановки дома (резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.).

- Инфекционное заболевание.

 - Испуг, детские травмы (ушибы, ожоги и т.п).

- Стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника).

- Чрезмерная речевая нагрузка.

- Подражание (постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки).

     Заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано, так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители - постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ.

Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание.

Первые признаки заикания:

- Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается.

- Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»).

- В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью.

- Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова.

- Перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, - затрудняется начать речь.

Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту.

Как предотвратить заикание?

1. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

2. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

3. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

4. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

8. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

9. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

10. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.

12. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

13. В ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним. 

Создайте атмосферу любви, доброты и тепла.

Здоровья Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....