Использование ИКТ для формирования личностных предпосылок УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО
материал по теме
Успехи современного школьного обучения зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД согласно ФГОС ДО.
Использование ИКТ для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности
в рамках ФГОС ДО»
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Одним из важных механизмов требований стандарта являются планируемые результаты. К числу планируемых результатов относятся универсальные учебные действия (УУД). УУД – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умения учиться».
В процессе коррекционно-педагогической деятельности формируются лишь предпосылки УУД такие, как:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки личностных УУД:
- формируется учебная мотивация;
- положительное отношение к школе и к знаниям через игровую деятельность;
- применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые являются одним из ведущих в коррекционной работе.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.
Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях. Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.
При формировании личностных предпосылок УУД компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:
- делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
- делать то, чего не делали раньше;
- по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования личностных УУД у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да практически на любых:
- на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
- на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
- на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
- на этапе развития связной речи.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникает проблема, где найти материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает, а приобретение нового требует материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличие способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного материала самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.
Одной из центральных проблем в коррекционной работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития предпосылок личностных УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую обучающую компьютерную программу «Игры для Тигры» и современные интерактивные игры портала «Мерсибо».
Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» предназначена для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии. Она представлена на электронном носителе (CD-диск) и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую деятельность дошкольников в применении компьютерной программы «Игры для Тигры». Программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в 4 блока:
- «Звукопроизношение»;
- «Просодика»;
- «Фонематика»;
- «Лексика».
Предлагаю вашему вниманию упражнение «Ветерок», которое помогает выработать у ребенка плавный и длительный ротовой выдох, где перед ребенком ставится игровая задача помочь ветерку раскрутить лопасти мельницы. Для этого необходимо произвести выдох через рот. При длительном плавном выдохе без пауз лопасти всех мельниц на экране начинаются вращаться. При резком коротком выдохе вращение лопастей наблюдается у отдельных мельниц. Если задание выполнено правильно, то тигренок хвалит ребенка, если задание не выполнено – он просит повторить попытку.
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе такую инновационную технологию как «Мерсибо» и пользуюсь интерактивными играми в разных видах деятельности. Подробно о том, как я использую в работе инновационную технологию портала «Мерсибо», вы сможете узнать на мастер-классе, который будет проходить на базе МДОАУ «Детский сад № 91 «Росинка» г. Орска». Приглашаю всех учителей-логопедов и дефектологов 25 марта 2015г. к 10 часам. А сегодня расскажу вам о том, какие интерактивные игры портала «Мерсибо» я использую в своей практике для формирования у детей предпосылок личностных УУД.
Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:
- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- требуют участия взрослого, совместной деятельности;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей.
На интерактивном педагогическом портале (ИПП) «Мерсибо» я имею свой личный кабинет специалиста КРО.
Являюсь активным пользователем ИПП «Мерсибо», имею доступ ко всем интерактивным играм, которые есть на этом портале. А их сейчас 136.
Одной из предпосылок личностных УУД является: формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п. Осваивая игры «Мерсибо», дошкольники с удовольствием спасают «бедных овечек» от волка, принцессу от злого дракона; оказывают помощь на пожаре; помогают мышке утащить сосиску из-под носа кота. Помогают зайцу убежать от волка; Буратино – от Карабаса-Барабаса; сочувствуют Колобку; помогают сыщику Щеглову и таксе Чемоданке найти след.
Интерактивные игры дают возможность ребенку почувствовать себя в роли учителя. Это он учит Робота писать, исправляет ошибки Художника и помогает Волку запомнить написание букв. Такая игра в «школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь.
Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания. Педагоги, в свою очередь, могут взять на вооружение дополнительные задания от «Мерсибо» и составить свои пособия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
И в заключении хочу сказать, что успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД согласно ФГОС ДО.
Таким образом, использование ИКТ для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования. И наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности выпускников к школьному обучению: формирование личностных предпосылок УУД
В данном методическом материале описан проект "Скоро в школу", организованный на базе старше-подготовительной группы в МБДОУ Детский сад №32 п.г.т. Зеленоборский....
Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у старших дошкольников.
Психолого-педагогический проект разработан с учетом рекомендаций ФГОС к освоению основных образовательных программ. Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных образо...
Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).
Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
ИКТ-технологии как средство успешной коррекции нарушений речи у дошкольников с ОВЗ в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
В апреле 2020г., когда образовательные учреждения были переведены на дистанционное обучение, нужно было найти такие формы работы, которые бы позволили педагогам - реализовать образовательные задачи, р...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...