Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у старших дошкольников.
проект (старшая группа)
Психолого-педагогический проект разработан с учетом рекомендаций ФГОС к освоению основных образовательных программ. Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных образовательных программ, которые, согласно ФГОС включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества. Проект состоит из трех этапов:исследовательского, практического, контрольного. Проект включает план мероприятий, которые охватывают всех участников образовательного процесса: воспитанников, родителей, педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskiy_proekt.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект.
Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности
у старших дошкольников.
1. Вводная часть
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение для него является деятельностью по обязанностям, успехом или неуспехом в учебных делах, а также имеет острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. В связи с этим остро стоит проблема личностной готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в предшкольный период.
Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных образовательных программ, которые, согласно ФГОС включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
2. Основная часть.
В рамках реализации ФГОС ДО введение понятия "Универсальные учебные действия" (УУД) призвано обеспечить переход от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности ребенка. Методологическим обоснованием Проекта является разработка практического подхода под новую теорию формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников в соответствии с ФГОС. Среди важнейших УУД личностной социально-психологической готовности к школе для разработки в Проекте выделим формирование позиции будущего школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе), ощущение необходимости учения, развитие Я-концепции и самооценки.
Направленность Проекта по формированию личностных УУД является специальной (рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет); по времени реализации - в течение одного учебного года перед поступлением в школу.
Актуальность Проекта состоит в том, что с необходимостью внедрения ФГОС ДО меняются подходы к психолого-педагогическому содержанию средств и методов по формированию психологической готовности (личностных УУД) к школьному обучению. Осуществление преемственности образовательного процесса в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов нового поколения подразумевает психолого-педагогическое сопровождение, содействующее гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, и как результат, "безболезненной адаптации к изменяющейся социальной ситуации и готовности к активному взаимодействию с окружающим миром".
Важнейшими личностными универсальными учебными действиями являются:
- Смыслообразование: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
- Самоопределение: развитие Я-концепции и самооценки личности через формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Важным показателем сформированности внутренней позиции школьника является развитие мотивов учения. На ступени предшкольного образования старших дошкольников привлекает учение, как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Божович Л.И.).
Готовность к школьному обучению у дошкольников предполагает наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе. Эти факторы наиболее важные для школьной успеваемости. Мотив - внутреннее побуждение к активности.
Позитивная мотивация к обучению предполагает полноценное развитие учебно-познавательных, социальных мотивов и положительное отношение к школе (Н.В. Нижегородцева)
Цель Проекта:
Формирование личностных предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Задачи Проекта:
1.Формирование у старших дошкольников адекватную позитивную самооценку, Я- концепцию, ценностные ориентации.
2. Снижение тревожности дошкольников через реализацию авторской Программы по профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Дружная семейка".
3. Воспитание положительного отношения к школе, чувства необходимости учения.
4. Содействие осознанию внутренней позиции будущего школьника.
5. Расширение представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.
Этапы Проекта.
1. Исследовательский.
2. Практический.
3. Контрольный.
Ожидаемые результаты Проекта
Основные критерии эффективности работы:
∙ положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом, в том числе психодиагностика адаптации детей к школе;
∙ успешное формирование функций саморегуляции, коммуникации, эмоциональной стабильности - по опросам родителей, педагогов.
Методы, приемы работы с детьми и их родителями: моделирование игровых и проблемных ситуаций, анкетирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры, релаксационные упражнения, дискуссия, арттерапевтические техники, рефлексивный анализ деятельности.
Работа в рамках Проекта позволяет выделить наиболее результативные формы взаимодействия с участниками Проекта. Неотъемлемой частью Проекта является психологическое консультирование родителей, педагогов по результатам проведенных мероприятий, тематические рекомендации родителям "Аптечка для души", а также различные виды деятельности дошкольников:
- познавательно - речевая;
- художественно-творческая;
- двигательно-экспериментальная;
- игровая.
Оценка эффективности Проекта предполагает:
положительную динамику результатов психологической диагностики мотивации учения на выходе из ДОУ, а также результаты психологической диагностики школьного психолога уровня адаптации на начало учения.
План мероприятий в рамках Проекта
№ | Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Психодиагностика тревожности, самооценки у старших дошкольников | Исследование эмоцирнального благополучия, самосознания, Я-концепции | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
2 | Исследование мотивации учения у старших дошкольников | Изучение осознанной познавательной потребности | Октябрь | Педагог-психолог |
3 | Реализация Программы по профилактике тревожности у старших дошкольников "Дружная семейка" | Снижение тревожности, закрепление адекватной позитивной самооценки, формирование Я-концепции | Ноябрь-январь | Педагог-психолог |
4 | Анкетирование родителей "Готовы ли Вы к переходу ребенка в школу?" | Изучение родительских ожиданий от перехода к школьному обучению | Январь | Педагог-психолог Воспитатели |
5 | Тренинг для родителей "Будущий первоклассник. Какой он?" | Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности к школьному обучению, снижение тревожности | Февраль | Педагог-психолог |
6 | Фотовыставка "Я тоже буду школьником!" | Показать детям, что взрослые прошли тот же путь, дать детям ресурс знаний о том, как родители преодолевали школьные трудности, какие радости были в их школьной жизни. Активизация связи "родители-дети" | Март | Педагоги Родители |
8 | Контрольное исследование мотивации учения у старших дошкольников | Анализ результатов реализации Проекта Повторное анкетирование родителей | Апрель | Педагог-психолог |
9 | Акция психолога "Кораблик мечты" | Формирование позитивного целеполагания, укрепление детско-родительских отношений, создание ощущения праздника от перехода к новой социальной роли | Май | Педагог-психолог Воспитател |
Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопрос анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы согласны.
1. Знаете ли Вы возрастные особенности своих детей?
а. Знаю и могу поделиться этим опытом.
б. Имею представления, но недостаточно.
в. Нет.
2. Знакомы ли Вы с понятием "Психологическая готовность к школе" и предпосылками благополучного вхождения в школьно-учебную деятельность?
а. Да
б. Имею представление, но недостаточно.
в. Нет.
3. Знакомы ли Вам требования, предъявляемые современной школой к будущим первоклассникам?
а. Да
б. Имею представления, но недостаточно.
в. Нет.
4. Удается ли Вам выстраивать доверительные, добрые отношения с ребенком при его подготовке к школе?
а. Да, и могу поделиться опытом создания позитивных взаимоотношений в семье.
б. Не всегда.
в. Нет, нуждаюсь в помощи.
5. Как Вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школе?
а. Совместно семья и учреждения образования.
б. Учреждения образования.
в. Семья.
6. К кому Вы отнесли бы себя с точки зрения воспитания своих детей?
а. Новичок
б. Ученик.
в. Выпускник.
г. Бывалый.
д. Мудрец.
Спасибо за участие!
Обработка результатов.
Вопросы 1-5:
- первый вариант ответа-высокий уровень;
- второй вариант ответа-средний уровень;
- третий вариант ответа - низкий уровень.
Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего и низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов).
Вопрос 6: подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов (новичок, ученик и т. д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было 15, а после -7).
Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22. 12. 2010г. рег. №17785
2. Диагностика и развитие дошкольников. Е.Н.Веракса. М.: РИД ГРУПП, 2011.
3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я". Уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис, 2009.
4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. - Спб.: Речь, 2006.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева.- Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых», Москва, 2000.
7. И.Вачков. Волков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринты души: терапевтические сказки. М.: Трикета, 2004.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования "Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный №30384
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...
"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
Обобщение материала коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
В этой презентации представлены методы и техники формиования учебных навыков у старших дошкольников. Развитие речи происходит с помощью моделирование русских народных сказок, развитие внимания и воспр...
"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников, как средств коррекции их речевого развития
Материал опубликован как опыт работы учителя - логопеда с дошкольникамиhttps://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&display=normal&groupBy=none&order=1&sort=name&view=icons&am...
Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
Чтобы обеспечить переход от игровой деятельности к учебной, соответственно для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте. Пред...