Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Методические рекомендации для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию лексических категорий устарших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_leksiki_u_st._doshk.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
Результаты исследований показывают, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный (образный) словарь развит хуже, чем номинативный (называние и обозначение предметов и явлений) и предикативный (глаголы и прилагательные).
Развитие лексики проводится в следующих направлениях:
- обогащение словарного запаса
- уточнение значения слова
- расширение семантики слова
Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только картинки, на которых нарисованы овощи и назвать их одним словом).
В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов - символов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании и предложении.
Учитывая специфику развития словаря у детей с ОНР можно выделить направления логопедического воздействия в первую очередь на те структуры, которые наиболее нарушены у детей данной группы.
Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Направления логопедического воздействия:
- обогащение словаря синонимов
- развитие атрибутивного словаря
- развитие номинативного словаря
- развитие предикативного словаря
- развитие словаря обобщающих слов
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.
Вся работа строится на принципах:
- тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сравнения, анализа и синтеза
- все задания проводятся в определенной последовательности
- обогащение словаря идет за счет существительных, прилагательных, глаголов и наречий
- уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании
- активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения
- устранение не литературных слов
Приемы словарной работы:
- показ и называние нового предмета и его признаков и действий с пояснением
- новое слово проговаривается хором и индивидуально
- объяснение происхождения слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб)
- употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом - очень большой, выше всех остальных)
- постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов (этот забор высокий или низкий?)
- подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов
- распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели
- составление предложений по опорным словам
Памятка по методике формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
Развитие лексики проводится в следующих направлениях:
- обогащение словарного запаса
- уточнение значения слова
- расширение семантики слова
Направления логопедического воздействия:
- обогащение словаря синонимов
- развитие атрибутивного словаря
- развитие номинативного словаря
- развитие предикативного словаря
- развитие словаря обобщающих слов
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.
Вся работа строится на принципах:
- тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сравнения, анализа и синтеза
- все задания проводятся в определенной последовательности
- обогащение словаря идет за счет существительных, прилагательных, глаголов и наречий
- уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании
- активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения
- устранение не литературных слов
Приемы словарной работы:
- показ и называние нового предмета и его признаков и действий с пояснением
- новое слово проговаривается хором и индивидуально
- объяснение происхождения слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб)
- употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом - очень большой, выше всех остальных)
- постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов (этот забор высокий или низкий?)
- подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов
- распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели
- составление предложений по опорным словам
Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
Выступление на МО логопедов
Учитель-логопед МБОУ №10 - д/с «Огонек»
Полынская О.Н.
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня
Материал был подготовлен в 2011 году как выпускная квалификационная работа в рамках курсов повышения квалификации....
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Методики формирования лексико-грамматических компонентов в процессе коррекции плавности речи.
В данной статье представлены методики разных авторов по формированию лексико-грамматических компонентов в процессе коррекции плавности речи....
Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ
развивить эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности....
Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
Методические рекомендации для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию лексических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....
Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ
развивать эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...