Ринолалия
статья по логопедии (старшая группа)

Попова Анна Семеновна

РИНОЛАЛИЯ

Ринолалия – это патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. При данном нарушении зачастую речь совершенно непонятна. Коррекция ринолалии-  очень трудная задача. Первые описания ринолалии встречаются в 1861 г.                     В дальнейшем вопросами ринолалии занимались врачи, которые пытались найти причины этого нарушения, и логопеды, которые разрабатывали методы коррекционной работы при данном тяжелом нарушении речи.

При ринолалии нарушено взаимоотношение между ротовой и носовой полостью в процессе фонации.  В норме при голосообразовании мягкое нёбо поднимается, несколько оттягивается назад вместе с маленьким язычком, создавая нёбно-глоточный завес. При произнесении ротовых звуков голос идет в рот, при носовых – в нос. Однако и при произнесении ротовых звуков незначительная часть воздуха идет в нос. Нёбно-глоточный завес разделяет ротовую и носовую полость. Расстояние между маленьким язычком и задней стенкой глотки должно быть не более 6-7 мм, иначе  в противном случае возникает носовой оттенок. Такое расстояние поддерживается благодаря работе мышц мягкого неба. Иннервация мягкого неба осуществляется веточками  тройного, языко-глоточного  и блуждающего нервов. Верхняя ветвь иннервирует мягкое нёбо, а нижняя ветвь - гортань.     

Основная причина ринолалии - нарушение функции мягкого неба.

Классификация ринолалии.

Ринолалия бывает одной формы – открытая ринолалия, в основном органическая и врожденная.  Причинами врожденной органической ринолалии являются расщелины твердого и мягкого неба. Вследствие этого ринолалия – это тяжелое врожденное уродство. Этиология этого нарушения не ясна. Предполагают вредности в первые три месяца беременности, когда формируется жаберная дуга, из которой впоследствии формируются челюсти и небо. Число ринолаликов увеличивается. На 600 детей – 1 –с расщелиной. Причины этого как экзогенные, так и эндогенные: внутренние вредности, вирусы, яды химические и бактериологические, лекарства, облучение, ушибы, травмы матери во время беременности, 2-3 % – наследственность.

Расщелины могут быть разной формы и разной величины.

Расщелины полные и неполные.

Полная расщелина – такая,  которая идет от крыльев носа до задней стенки  глотки (нет ни твердого, ни мягкого неба, ни маленького язычка).

Может быть полная двусторонняя расщелина – губа расщеплена с двух сторон.

Односторонняя расщелина встречается чаще с левой стороны.

Неполные расщелины – это частичные расщелины в твердом небе, а мягкое небо либо сохранно, либо незначительно расщеплено.

Может быть расщелина твердого и мягкого неба, маленького язычка. Может быть неполная несквозная расщелина.

Этот порок очень часто может быть комбинированным с другими уродствами : незаращение хоан, слезных протоков, шестипалость, гуттаперчевая кожа. , недостающие пальцы. Атрезия наружного слухового прохода, атрезия наружной ушной раковины. Может встречаться деформация носа, носоглотки, искривление носовой перегородки. Все это приводит к нарушению носового дыхания, то есть  ринолалия – это сложный комбинированный дефект.  Наблюдается дефект челюстной системы (неправильный прикус), дефекты зубов (лишние). Недостающие, редкие, кариозные, кривые, может быть лишний зубной ряд, суженная верхняя челюсть.

Устранение дефекта губы производят в роддоме, т.е. в первую неделю жизни делают хейлопластику. Уранопластику (закрытие небной расщелины) делают в другие, более поздние сроки. О времени операции нет единой точки зрения. До 60-х годов считали, что лучше оперировать в 13-14 лет, т.к. в этом возрасте прекращается рост зубочелюстной системы. Поэтому не будет расхождения между ростом неба и всей ротовой полости.  Сторонников этой точки зрения немного. Единая точка зрения – оперировать детей до трех лет, максимум – до пяти.

 

Влияние расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

 

1.       Физическое развитие ребенка – ринолалика находится в особых условиях:

а) нарушен процесс кормления.  В результате отсутствия достаточного внутриротового давления ребенок не может нормально сосать. Нарушен акт глотания.  Зачастую жидкая пища попадает в нос, остатками пищи забивается евстахиева труба. Что приводит к снижению слуха ( примерно у 40 % )

б) частые ОРЗ. Холодный воздух  попадает сразу из ротовой полости в гортань, отсюда – частые катары верхних дыхательных путей, пневмонии, частые трахеиты, ларингиты. Это приводит к астении (физической ослабленности). Ребенок вял, бледен, слаб, часто болеет, отстает от сверстников по весу и росту.

2 .  Астения приводит к снижению психической активности.  Дети – ринолалики мало говорят, неактивны, не интересуются играми. Речевое развитие запаздывает на 0,5 года. 

Наблюдается нарушение высших психических процессов, снижение памяти, внимания, слабость восприятия речи, восприятия вообще.  Ринолалики не отличают носовое произношение от неносового, не дифференцируют свою и правильную речь. Может быть задержка психического развития.

Конечно, снижение психической активности и вторичная задержка не являются характерными для всех детей – ринолаликов. Немаловажную роль здесь играет социально – педагогический фактор:  важно окружение ребенка, отношение к его дефекту в семье, время операции, время начала занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rinolaliya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

РИНОЛАЛИЯ

Ринолалия – это патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. При данном нарушении зачастую речь совершенно непонятна. Коррекция ринолалии-  очень трудная задача. Первые описания ринолалии встречаются в 1861 г.                          В дальнейшем вопросами ринолалии занимались врачи, которые пытались найти причины этого нарушения, и логопеды, которые разрабатывали методы коррекционной работы при данном тяжелом нарушении речи.

При ринолалии нарушено взаимоотношение между ротовой и носовой полостью в процессе фонации.  В норме при голосообразовании мягкое нёбо поднимается, несколько оттягивается назад вместе с маленьким язычком, создавая нёбно-глоточный завес. При произнесении ротовых звуков голос идет в рот, при носовых – в нос. Однако и при произнесении ротовых звуков незначительная часть воздуха идет в нос. Нёбно-глоточный завес разделяет ротовую и носовую полость. Расстояние между маленьким язычком и задней стенкой глотки должно быть не более 6-7 мм, иначе  в противном случае возникает носовой оттенок. Такое расстояние поддерживается благодаря работе мышц мягкого неба. Иннервация мягкого неба осуществляется веточками  тройного, языко-глоточного  и блуждающего нервов. Верхняя ветвь иннервирует мягкое нёбо, а нижняя ветвь - гортань.      

Основная причина ринолалии - нарушение функции мягкого неба.

Классификация ринолалии.

Ринолалия бывает одной формы – открытая ринолалия, в основном органическая и врожденная.  Причинами врожденной органической ринолалии являются расщелины твердого и мягкого неба. Вследствие этого ринолалия – это тяжелое врожденное уродство. Этиология этого нарушения не ясна. Предполагают вредности в первые три месяца беременности, когда формируется жаберная дуга, из которой впоследствии формируются челюсти и небо. Число ринолаликов увеличивается. На 600 детей – 1 –с расщелиной. Причины этого как экзогенные, так и эндогенные: внутренние вредности, вирусы, яды химические и бактериологические, лекарства, облучение, ушибы, травмы матери во время беременности, 2-3 % – наследственность.

Расщелины могут быть разной формы и разной величины.

Расщелины полные и неполные.

Полная расщелина – такая,  которая идет от крыльев носа до задней стенки  глотки (нет ни твердого, ни мягкого неба, ни маленького язычка).

Может быть полная двусторонняя расщелина – губа расщеплена с двух сторон.

Односторонняя расщелина встречается чаще с левой стороны.

Неполные расщелины – это частичные расщелины в твердом небе, а мягкое небо либо сохранно, либо незначительно расщеплено.

Может быть расщелина твердого и мягкого неба, маленького язычка. Может быть неполная несквозная расщелина.

Этот порок очень часто может быть комбинированным с другими уродствами : незаращение хоан, слезных протоков, шестипалость, гуттаперчевая кожа. , недостающие пальцы. Атрезия наружного слухового прохода, атрезия наружной ушной раковины. Может встречаться деформация носа, носоглотки, искривление носовой перегородки. Все это приводит к нарушению носового дыхания, то есть  ринолалия – это сложный комбинированный дефект.  Наблюдается дефект челюстной системы (неправильный прикус), дефекты зубов (лишние). Недостающие, редкие, кариозные, кривые, может быть лишний зубной ряд, суженная верхняя челюсть.

Устранение дефекта губы производят в роддоме, т.е. в первую неделю жизни делают хейлопластику. Уранопластику (закрытие небной расщелины) делают в другие, более поздние сроки. О времени операции нет единой точки зрения. До 60-х годов считали, что лучше оперировать в 13-14 лет, т.к. в этом возрасте прекращается рост зубочелюстной системы. Поэтому не будет расхождения между ростом неба и всей ротовой полости.  Сторонников этой точки зрения немного. Единая точка зрения – оперировать детей до трех лет, максимум – до пяти.

 

Влияние расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

  1. Физическое развитие ребенка – ринолалика находится в особых условиях:

а) нарушен процесс кормления.  В результате отсутствия достаточного внутриротового давления ребенок не может нормально сосать. Нарушен акт глотания.  Зачастую жидкая пища попадает в нос, остатками пищи забивается евстахиева труба. Что приводит к снижению слуха ( примерно у 40 % )

б) частые ОРЗ. Холодный воздух  попадает сразу из ротовой полости в гортань, отсюда – частые катары верхних дыхательных путей, пневмонии, частые трахеиты, ларингиты. Это приводит к астении (физической ослабленности). Ребенок вял, бледен, слаб, часто болеет, отстает от сверстников по весу и росту.

2 .  Астения приводит к снижению психической активности.  Дети – ринолалики мало говорят, неактивны, не интересуются играми. Речевое развитие запаздывает на 0,5 года.  

Наблюдается нарушение высших психических процессов, снижение памяти, внимания, слабость восприятия речи, восприятия вообще.  Ринолалики не отличают носовое произношение от неносового, не дифференцируют свою и правильную речь. Может быть задержка психического развития.

Конечно, снижение психической активности и вторичная задержка не являются характерными для всех детей – ринолаликов. Немаловажную роль здесь играет социально – педагогический фактор:  важно окружение ребенка, отношение к его дефекту в семье, время операции, время начала занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально-ритмические занятия с детьми, страдающими ринолалией и дизартрией

Методика обучения. Логоритмика (занятия и упражнения) в коррекции ринолалии и дизартрии....

Воспитание правильного звукопроизношения при ринолалии.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи....

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

Карта обследования (ринолалия)

Речевая карта обследования речи у ребенка с ринолалией....

Программа для детей с ОВЗ "Дети с ринолалией в ДОУ"

Презентация содержит основные аспекты программы "Дети с ринолалией в ДОУ". Программа разработана для детей  с ринолалией, находящихся в условиях логопедического пункта ДОУ.Основные направления пр...

Методика устранения ринолалии.

Методика устранения ринолалии.Большой вклад в разработку и совершенствование методики устранения ринолалии внесли ученые - логопеды Е.Ф. Рау, А. Г. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, Н.И. Сереброва, Е.С. Алм...

Коррекция звукопроизношения при ринолалии.

Коррекция звукопроизношения при ринолалии.Это наиболее сложный и длительный  раздел логопедической работы,  имеющий следующую специфику:Коррекция звукопроизношения проводится  при посто...