Логопедическое занятие по формированию правильного произношения и подготовке к обучению грамоте "Новогоднее путешествие в Страну слов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Горлова Наталья Викторовна

Занимательное праздничное путешествие со Звуковичками поможет детям с нарушением речи постичь сложные азбучные истины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_novogodnee_puteshestvie_67.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 67

Конспект занятия

в старшей группе

Подготовила: Горлова Н.В.,

учитель-логопед

г. Новочеркасск, декабрь 2014 г.

Тема: «Новогоднее путешествие в Страну Слов».

Цель занятия: формирование правильного произношения и подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

        Коррекционно-развивающие:

        1.Уточнение правильного произношения звуков: гласных – «А», «У», «О», «И», «Ы», «Э», согласных – «П-ПЬ», «Т», «К-КЬ», «ЛЬ», автоматизация звука «С».

        2.Развитие слухового внимания и фонематического слуха: дифференциация гласных, твердых и мягких согласных

3.Формирование операций звуко-слогового анализа: деление слов на слоги, анализ слогов и трехзвуковых слов

Образовательные:

        1.Формирование представлений по теме «Праздник Новый год».

        2.Усвоение понятий слог, слово, звук, гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий.

        3.Знакомтсво с буквами, обозначающими гласные звуки.

        Воспитательные:

1.Развитие навыков позитивного социального поведения, чувства эмпатии, желания оказывать помощь маленьким существам –Звуковичкам.

Здоровьесберегающие

1.Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей:

  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Индивидуальная работа: автоматизация звука «С» в словах –Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

  • Карта Страны слов;
  • Плоскостные изображения жителей Страны Слов (Звуковичков, Звукоморов, Волшебников-Том и Тим), празднично украшенной елки на липучках и магнитах, магнитно-маркерная доска.
  • Элементы костюмов жителей Страны Слов (шапочки, колпачки, плащи);
  • Дидактическая игра «Делим слова на слоги», карточки со слоговыми схемами;
  • Муляжи фруктов и овощей, вазы для них;
  • Картинки с изображением электровоза и паровоза;
  • Картинки для проведения звукового анализа: МАК, КОТ.
  • Звуковые файлы: запись на телефоне, диск «Логопедические распевки» Т.Овчинниковой, запись новогодней песенки

План проведения

I.Оргмомент. Создание мотивации.

Логопед говорит о том, что на телефон поступило видео - письмо и предлагает просмотреть его.

Здравствуйте, ребята! Это мы -  Звуковички. Приглашаем вас на елку. Будем встречать вас на железнодорожном вокзале.

(видеозапись)

Логопед спрашивает у детей о готовности отправиться в путешествие. Спрашивает, на каком виде транспорта поедем, если нас будут встречать на железнодорожном вокзале.

Учитель-логопед: Сейчас тяжелые поезда везут мощные электровозы. Такие электровозы делают на заводе в нашем городе – Новочеркасском электровозостроительном заводе. И название у них громкое и красивое, как у донских скакунов – Дончак. А раньше люди ездили на поездах с паровозами, которые везли с помощью пара. И в Сказочную страну мы поедем на сказочных поездах с паровозиками.

II.Основная часть

1.Игра «Делим слова на слоги»

Логопед предлагает детям разделиться на пары и получить билет (слоговая схема слова).

Дети находят свои паровозики – игровые карты на столах.

Учитель-логопед предлагает, чтобы веселее было ехать взять с собой пассажиров и багаж.

Правила игры: В паровозике с одним окном поедут пассажиры, в названии которых один слог, с двумя – два слога, с тремя – три, с четырьмя –четыре.

Логопед – ведущий. Дети размещают картинки на игровых картах в соответствии с игровой задачей.

Дети имитируют движение паровозов под песенку «Паровоз». На остановке выходят погулять и лепят снеговика:

Физминутка – речь с движением «Снеговик»

А-ну, дружок,

Смелей, дружок,

Кати по снегу

Свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, шляпа нос, метла.

Но солнце припечет слегка.

Увы – и нет снеговика.

Дети слышат гудки паровозиков и в зависимости от их количества снова занимают свои места. Едут, исполняя песенку.

        Учитель-логопед прикрепляет паровозик к карте Страны Слов, показывая местонахождение путешественников.

2.Игровая ситуация. «Встреча с гласными Звуковичками»

Дети рассказывают о жителях Страны слов, называя отличительные признаки гласных звуков.

Гласные Звуковички приглашают детей в зал на елку (панно на магнитной доске) и предлагают спеть с ними песенку гласных звуков.

        Звучит запись с диска «Логопедические распевки» Т.Овчинниковой

        Дети поют песенку с опорой на табличку с буквами.

Учитель-логопед спрашивает, кто какие буквы узнал, хвалит детей.

3.Игровая ситуация. «Звуковая полька»

Появляются согласные Звуковички. Дети рассказывают о них тоже.

Согласные и гласные Звуковички решили станцевать польку.

Игра «Угадай пару». Дети моделируют услышанный слог с помощью фигурок Звуковичков.

4.Игровая ситуация. «Злые Звукоморы хотят нарушить праздник».

Раздается громкий звук.

Учитель-логопед. Это на бал пожаловали – показывает фигурки Звукоморов.

Дети: Это АМ и Палецвротнеклади (Дети объясняют, почему их так зовут.)

Учитель-логопед: Испугались Звуковички, спрятались от злых Звукоморов.

5.Игровая ситуация. «Приход добрых волшебников – Тома и Тима (их изображают дети)». Добрые волшебники прогнали Звукоморов.

Дети объясняют, какие звуки лечит Том (согласные твердые) и Тим (согласные мягкие).

Добрые волшебники принесли на праздник вкусные фрукты и овощи (муляжи), но перепутали их по дороге.

Игра «Разложи овощи и фрукты»,  какие из них принес Том, а какие Тим.

6.Игра «Живые звуки»

Волшебники превращают детей в Звуковичков (надевают шапочки)

Звуковички строят звуковые дома слов – МАК, КОТ.

7.Игровая ситуация «Раздача подарков»

Все Звуковички получают подарки (фигурки из киндер-сюрпризов)

Зрительная гимнастика. В мешочке дети находят игрушку - собачку, которая умеет вращать глазами. Логопед предлагает сделать гимнастику для глаз всем детям.

  Затем Дед мороз дарит подарки (шоколадные новогодние фигурки) под песенку.

III. Итог занятия.

Мы побывали на новогодней елке у Звуковичков. С кем из жителей Страны Слов вам бы хотелось подружиться?

Дети прощаются со Звуковичками и говорят, что будут рады новой встрече с ними на следующих занятиях и «уезжают» в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе

Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...

Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звукаПосле постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Авто...

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С

В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР)....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и простых фразах в сочетании с движением.

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с ОНР 3 уровня подготовительной  группы по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосоч...

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С».

Продолжительность: 30 мин. Тема занятия: звуки [с], [с`]. Буква С. Тип занятия: по овладению новыми знаниями. Цель: сформировать знания о звуках [с], [с`], букве С. Задачи: коррекционно-образоват...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...