Индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника с ДЦП по теме: Автоматизация звука [M] в слогах.
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций – речи. Как отмечает в своих публикациях И.А. Смирнова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии ЛГУ им. Пушкина, эти проблемы могут быть различного порядка: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование и обусловленное болезнью ее формирование.

Представленный конспект логопедического занятия предполагает, что с ребенком, страдающим ДЦП, уже была проведена работа над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажения. Данный материал может применяться при работе с детьми, имеющими повышенный мышечный тонус, ярко выраженные синкинезии.

Ребенок с ДЦП тяжелой степени, как правило, имеет узкий круг общения, реже бывает на улице по сравнению с обычными детьми. Поэтому большое внимание на занятиях с детьми с ДЦП необходимо уделять закреплению представлений об окружающем мире совместно с решением лингвистических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника с ДЦП.

Тема: Автоматизация звука [M] в слогах.

Цели:1. Коррекционно-образовательные:

- закрепить представление о механизме образования звука [M].

- расширение и активизация словаря по лексической теме «Времена года».

2. Коррекционно-развивающие:

- закрепление навыка правильного произношения звука [M] изолированно, в слогах;

- закрепление навыков работы дыхательного и голосового аппарата;

-формирование навыков точных артикуляционных движений.

3. Коррекционно-воспитательные:

- развитие навыков самоконтроля за речью.

Ход занятия

Этапы

Содержание этапов

  1. Организационный момент

  1. Подготовительная часть

Упражнения на развитие дыхания

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Автоматизация звука [M] в слогах

  1. Познание окружающего мира

6.Итог занятия

Приветствие ребенка: Здравствуй ….! Вижу, что глазки у тебя весело блестят, и ты готов сегодня поработать.

Логопед разминает пальцы ребенка, покалывает их массажным мячиком.

1)На руке логопеда – бумажные снежинки: Сейчас зима, и к нам залетела снежинка, давай подуем на нее, и она полетииииии….т!

2)Как же холодно зимой! Давай погреем наши ручки, - Логопед приближает руки ребенка к его рту и побуждает выдыхать на руки:

- ХХХХ…. – вот так мы дышим. Тепло ручкам? Как горячо ты умеешь дышать на ручки! Молодец.

Теперь разотрем наши ручки, - если ребенок в силу ограничения произвольных движений не справляется, то логопед сам делает растирательные движения руками ребенка.

1) «Лягушка»: Посмотрите, это рот.

И на что же он похож?

Тянем сильно губки-

Это ж рот лягушки.

2)Произносим звук [У]- Как ветер зимой в трубе гудит? -  у у у у у.

3) «Окошко» .Какой же холодный ветер!          

Будем закрывать окно от ветра и снова открывать.

(Ребенок открывает и закрывает рот, при необходимости логопед руками контролирует правильное движение челюсти).

Сегодня мы будем повторять звук [M].

Как мы произносим этот звук?

Говорим УУУ и смыкаем  плотно губы.

Ребенок произносит МММММ.

Затем повторяем за логопедом слоги:

МА-мо    ма-мо-му  ам-ом-ум-ым    мо-ма   му-мы

Мы-му  

му-мы-ма

мо-ма-му

 му-ма-мы

Ум-ом-ам-ым

Ым-ом-ам-ум

Ом-ум-ым-ам

Логопед предлагает ребенку картинки по теме «Времена года»: - Покажи, что художник нарисовал неправильно?

- Что на картинках было сначала, что – потом?

 Логопед побуждает ребенка разжать спастичный кулачок и показывать на картинку ладонью или пальцем.

- Молодец, ты очень хорошо занимался, повторял звук [M], работал пальчиками.  

Литература

  1. С логопедом каждый день. Тетрадь 1/С.В.Волкова, А.А. Николашина, Л.Н. Семенова, Е.Г. Тимощенко.-М.: В. Секачев, 2011.
  2. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет  на  тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....

Авторский конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: "Автоматизация звука Ш"

конспет содержит занятие в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:         ·        коррекционные:ü закре...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:коррекционные:закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....