Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопункта.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Первый опыт обощения и создания рабочей программы коррекции и развития речи детей на дошкольном логопункте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rab_programma_logopunkt.docx | 68.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №285 им. В.А. Молодцова г. Москва
Принята Утверждена
Советом педагогов приказом заведующего
протокол № №_____ от ._____
от ___ сентября 20___г. ________________
Рабочая программа
«КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ».
Составила:
учитель-логопед 1-ой квалификационной категории-
Олюнина Светлана Васильевна
г. Москва 2014 год
Содержание рабочей программы.
1. Пояснительная записка. Актуальность. | 1 |
2. Характеристика контингента воспитанников | 4 |
3.Содержание коррекционной работы | 6 |
3. 1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. | 6 |
3.2. Формы организации образовательной деятельности | 7 |
3.3. «Взаимодействие с педагогами ДОУ» | 8 |
4. Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению. | 10 |
5. Содержание логопедической работы на логопункте по формированию фонематического восприятия и обучению звуко-буквенному анализу детей 6-го и 7-го года жизни с ОНР III (у. р. р.) и ФФН. | 13 |
5. Ожидаемые результаты логопедической работы. | 15 |
6. Нормативно-правовая база программы. | 15 |
7. Приложения. | 16 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» ( № 273-ФЗ). Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы автор использовала опыт работы
на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности:«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
Актуальность.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Всё это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,
а так же его социализации.
В ГБОУ СОШ №285 СП №5 осуществляется коррекция нарушений речи детей в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, (такими как, общее недоразвитие речи, дизартрия), возникла необходимость введения на логопедическом пункте специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основе создания этой программы используется опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами.
В основу логопедической работы (деятельности учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические программы, в частности , «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
.Однако, данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой
и общей подготовке детей к школе.
Цель программы – сформировать у дошкольников с речевой патологией полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, сформировать навыки учебной деятельности.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
- Образовательные:
-формировать навыков учебной деятельности;
-подготовить детей к обучению грамоте;
-расширять представления детей об окружающем мире, формирование целостной картины мира;
- Коррекционно – развивающие:
-раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
-преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников;
-воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- Воспитательные:
-воспитание коммуникативности, успешности в общении;
-воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих
принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
2. Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников, посещающих логопункт, неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами: фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи (II, III уровень речевого развития), некоторые из этих диагнозов осложнены дизартрией, нарушением темпа и ритма.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического восприятия,, словаря, грамматического строя, связной речи.
3-й уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточная сформированность некоторых грамматических категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, нарушением причинно-следственных отношений.
В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их:
Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. Однако, по-прежнему, часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.
Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.
Однако, недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.
Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста со сроком обучения 3 года.
Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции,трудностями различения звуков. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом
потоке.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
3. Содержание коррекционной работы.
3.1. Особенности организации деятельности логопеда
по коррекции речевых нарушений у детей на дошкольном логопункте.
Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО (основной программы дошкольного образования).
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Сентябрь– обследование детей старшего дошкольного возраста, заполнение речевых карт, оформление документации. С 1 по 15 мая – промежуточная диагностика. Составление списков на следующий учебный год.
На каждого ребёнка, зачисленного на занятия, заводится речевая карта, разработанная О.А. Безруковой.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, составляет 15 человек на ставку, не менее 25 детей в год.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами. В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада по мере возможности закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
3.2. Формы организации образовательной деятельности.
Данная коррекционная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Для занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий.
Индивидуальные – цель которых – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
- Развитие речевого дыхания и голосообразования.
- Постановка отсутствующих или искажённых звуков.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут у детей 6-го года жизни и 25-30 минут у детей 7-го года жизни.
- ФНР – 2-3 раза в неделю;
- ФФНР – 2-3 раза в неделю;
- ОНР III ур.р. р. – 2-3 раза в неделю.
Структура индивидуального логопедического занятия.
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по формированию речевого голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
9. Формирование лексико-грамматических представлений.
10. Обучение элементам грамоты.
11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Подгрупповые (микрогруппы). Для занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Цель и содержание занятий:
Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 2-3детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Занятия в микрогруппе (2-3 человека) проводятся по мере необходимости.
На данных занятиях осуществляется:
- Закрепление навыков произношения изученных звуков.
- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
- Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.
- Закрепление грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
3.3.Взаимодействие с педагогами ГБОУ.
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда: | Приоритеты воспитателей: |
- моторный праксис; - звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; | - психологическая база речи; - обогащение и активизация словаря; - развитие связной речи; - лексико-грамматическое развитие. |
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель).
Выполнение упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Игры с пением, шумовые оркестры, музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Физическое воспитание (руководитель по физической культуре).
Выполнение общеразвивающих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
Взаимодействие с педагогом-психологом.
Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.
Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.
Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:
разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой
Перспективное планирование
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
по звукопроизношению.
(логопункт)
№ п/п | сроки | Содержание | Развитие артикуляции, речевого дыхания | Развитие мелкой моторики | Развитие ВПФ, Использование ИКТ. |
I | Исправление сигматизмов свистящих звуков ( межзубные, боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы) | ||||
1. | Сентябрь-Октябрь | Постановка звука «С» | Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) | Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осенний букет», «Капустка». Самомассаж пальчиков.
| Развитие мышления. Игры : «Четвёртый лишний». Работа с логопедическим тренажёром. «Продолжи предложения». |
2. | Октябрь-Ноябрь | Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Автоматизация зв. «Сь». | Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами. Дыхательное упр-е «Осень». Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шеёки нижних зубов. | Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка». | Развитие зрительной памяти. Исправь предложения:«Что не так?», «Один-много». Работа с логопедическим тренажёром. |
3. | Ноябрь-Декабрь | Постановка звука «Ц» Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях. | Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро. Следить за положением губ и языка. Дыхательное упр-е «Вьюга». Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик». | П.г. «Кулачки – ладошки», «Блины». | Развитие математических способностей. »Счёт предметов от 1 до 5 и обратно»,игра «1-2-3..» (на материале отрабатываемых звуков). Работа с логопедическим тренажёром. |
II | Исправление сигматизмов шипящих звуков (боковые ,призубные, межзубные, парасигматизмы) | ||||
4. | Декабрь | Постановка звука «Ш». Автоматизация звука «Ш». Дифференциа- ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь». | Учить удерживать язык « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ ( вытянуты вперёд. округлены) Комплекс упражнений для шипящих: | П.г «Ёлочка», «Зима». | Развитие внимания. «Чего не стало». Работа с логопедическим тренажёром. |
5. | Январь-Февраль | Постановка и автоматизация звука «Ж». | Учить включать голос при произнесении звука «Ш». Комплекс упражнений для шипящих: Дыхат. упр-е «Вьюга». | П.г.: «Ёлочка», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка».. | Развитие слуховой памяти: «Назови слова тройками». Работа с логопедическим тренажёром. |
III | Исправление ламбдацизмов (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы). | ||||
Январь | Постановка звука «Л». | Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) Дыхат. упр.: «Ветерок | Повторение. | Работа с логопедическим тренажёром. | |
6. | Февраль | Автоматизация звука «Л». Постановка и автоматизация звука «Ль». Звуки «Л-Ль». Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш». Подготови- тельные упражнения к постановке звука «Р». | Кончик широкого языка упирается в верхние зубы. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». | Повторение. | Развитие памяти. Работа с логопедическим тренажёром. |
IV | Исправление ротацизмов (горловые, боковые, одноударные, параротацизмы). | ||||
7. | Февраль-Март | Постановка звука «Р». | Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): | П.Г. «Весна», «Мамин день». | Развитие мышления. «Назови ласково». Работа с логопедическим тренажёром. |
8. | Апрель-Май | Автоматизация звука «Р». Постановка и автоматизация звука «рь». Постановка и автоматизация звука «Ч». Постановка и автоматизация звука «Щ». Дифференци-ация звуков «Р-РЬ, Р-Л, ть-ч». | Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами. Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | П.г. «Весенние цветы». | Развитие внимания: «Найди лишнее слово»,«закончи предложение», «один-много». |
9. | Май | Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи | Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | П.г. «Насекомые», «Птицы». | Развитие логического мышления «Закончи предложение». |
Содержание логопедической работы
на логопункте
по формированию фонематического восприятия
и обучению звуко-буквенному анализу
детей 6-го и 7-го года жизни с ОНР III (у. р. р.) и ФФН.
I период (старшая группа) | |
Основное содержание работы | |
Произношение | Фонематическое восприятие |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Различение звуков на слух:
([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.);
([п] – [б], [к] – [г] и т.д.);
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индиви- дуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Определение наличия звука в слове. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда 2-3-х гласных (аи, уиа). Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение гласного в середине односложного слова типа: ком, сом, кит. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез обратных слогов («ат», «оп») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов (ап, ум). Преобразование слогов путём замены гласного или согласного звука. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово». Составление графической схемы слова. Формирование умения делить простые предложения без предлогов на слова. |
II период (подготовительная группа) | |
Основное содержание работы | |
Произношение | Фонематическое восприятие |
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонети- ческого оформления. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с зак- реплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух и в собственной речи: ч - ть -сь -щ, ц - ть -с- сь, с-сь-з-зь, с-з-ш-ж, р-рь-л-ль. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Совершенствование навыков звуко - слогового анализа и синтеза слов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных зву- ков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, тёрка. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепеление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данной модели (схеме) (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласны, например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Деление слов на слоги. Формирования операции звуко - слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательность. Совершенствование умения делить на слова простые предложения без предлогов и с предлогами. Выкладывание из полосок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений, исправлять деформированное предложение. |
Работа над слоговой структурой слова.
1. Период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).
(Индивидуально, на материале правильно произносимых звуков).
1.Подготовительный этап: работа на невербальном уровне, работа на вербальном уровне.
2.Коррекционный этап: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова (двусложные слова из открытых слогов (вата), трѐхсложные слова из открытых слогов (машина)).
2. Период обучения (декабрь, январь, февраль).
- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак).
- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон).
- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).
- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник).
3. Период обучения (март, апрель, май).
- Трѐхсложные слова с закрытым слогом (теремок).
- Трѐхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус).
- Трѐхсложные слова с двумя стечениями согласных (матрѐшка).
- Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт).
- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда).
- Четырѐхсложные слова из открытых слогов.
Материально-технические средства:
- Магнитная доска и комплект материала к ней.
- Компьютер и логопедические компьютерные игры.
- Наборное полотно.
- Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
- Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа.
- Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
- Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
(Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики).
Ожидаемые результаты логопедической работы:
- правильно произносить все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия: «звук», «гласный», «согласный», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез слов;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Нормативно – правовая база программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2014 г №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. 17.10.2013 г
- Конвенция о правах ребёнка. (20.11.1989 г.)
- .Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10).
- «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
к рабочей программе
«Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте».
Приложение № 1
Речевая карта (О.А.Безрукова).
Приложение № 2.
Протоколы логопедического обследования (О.А. Безрукова: 5-6 лет, 6-7 лет).
Приложение № 3.
Сводные таблицы результатов обследования речи ребёнка (О.А.Безрукова: от 5-6 лет, от 6-7 лет).
Приложение № 4.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы (дислалия, дизартрия, ОНР II,
III уровня р.р., ФФН).
Приложение № 5.
Список детей, зачисленных на логопункт.
Приложение № 6.
Годовой отчёт о результатах коррекционно-развивающей работы.
Приложение №7.
Перспективный план учителя-логопеда ГБОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте
Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...
«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа учителя – логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя-логопеда НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчителя-логопеда НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ...