Логопедический массаж
презентация к уроку по логопедии на тему
Логопедический массаж. Показания, противопоказания, кто занимался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_massazh.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедический массаж: Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Проблемой логопедического массажа занимались: И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, 1985; Е.Е. Шевцова, 1993; Е.П. Недорезова, 1995; И. В. Блысина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г. Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; Дьякова Е.А., 2005.
Анатомо-физиологическое действие: улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. улучшает ее питание, повышает обменные процессы. капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). улучшается функция лимфатических сосудов. существенно изменяется состояние мышечной системы. (повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки) массаж позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Области воздействия при массаже: Логопедический массаж выполняется в основном в области: мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба)
Анатомическое строение массажных зон: Область рта ограничена: спереди - губами, по бокам - щеками, сверху - нёбом (твердым и мягким), снизу - языком и мышцами, образующими дно полости рта. Сзади, через перешеек зева, полость рта сообщается с глоткой и носоглоткой.
ГУБЫ: Губы — две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель. Концы ротовой щели носят название углов рта. Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности. Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка.
Щёки: - Образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри — слизистой оболочкой. - Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка. - В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желёз.
Язык: - Мышечный орган, покрытый сверху, с боков и частично снизу слизистой оболочкой. - В языке различают две части: переднюю — свободную часть (тело языка) и заднюю часть (корень языка). - Тело языка заканчивается закругленной верхушкой языка, или кончиком. - Верхняя поверхность языка называется спинкой языка. - На ней в продольном направлении расположена срединная борозда языка, которая делит тело языка на правую и левую части. - Соответственно этой борозде вся мускулатура языка делится на две половины посредством фиброзной (соединительнотканной) пластинки, или перегородки, языка, которая расположена в толще языка.
Нёбо мягкое и твердое: Его передняя часть — твердое нёбо — имеет костную основу. Задняя часть — мягкое нёбо — в основном образована мышцами и слизистой оболочкой, в которой расположены нёбные железы.
Уздечка языка: От нижней поверхности языка до десен идет складка слизистой оболочки.
Задачи логопедического массажа: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); стимуляция проприоцептивных ощущений; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
МЕТОДЫ: ПРИЕМЫ: Дифференцированный логопедический массаж; Зондовый массаж; Щеточный; Пассивная и активная артикуляционная гимнастика; Голосовые и дыхательные упражнения; Искусственная локальная контрастотермия. Поглаживание: - поверхностное; - глубокое обхватывающее; -граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие.
Поглаживание - применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание. A. Поверхностное поглаживание . Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры. Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично. Б. Глубокое обхватывающее поглаживание . Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Техника выполнения : ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.
Граблеобразное поглаживание. Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.
РАСТИРАНИЕ: Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц. Техника выполнения : растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.
РАЗМИНАНИЕ: Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. - При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других четырех пальцев. - Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. - Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. - При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.
ВИБРАЦИЯ и ПОКОЛАЧИВАНИЕ: Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Техника выполнения: Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.
ПЛОТНОЕ НАЖАТИЕ : Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы хода пучков нервных окончаний. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.
СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ: __Зондовый___ __Пальцевой__ __Зубными____ __щетками___ ___ Шпатели___
Оборудование для логопедического массажа:
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры Движения от периферии к центру; Движения- легкие, скользящие, слегка прижимающие (не растягивающие); Каждое движение выполняем 5-8 раз. Циклы по 10-20 сеансов. Сеанс от 2 до 6 минут. Максимальное время сеанса – 20 минут.
Расслабляющий артикуляционный массаж. Поглаживания: От лба к вискам; От бровей к волосистой части головы; От линии лба вниз по щекам, подбородку, шее; От мочки уха к крыльям носа; Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; Надавливающий массаж от корней волос вниз; Расслабление губной мускулатуры: поглаживание: - верхней и нижней губы от углов рта к центру; верхней губы сверху вниз; нижней губы снизу вверх; носогубных складок; точечный массаж губ (по круговой мышце рта); постукивание.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры Движения от центра к периферии: Поглаживания; Растирания; Разминания; Пощипывания; Вибрация. После 4-5 легких движений – сила увеличивается. Движения надавливающие (не болезненные). Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам поглаживание лба от бровей к волосам поглаживание бровей поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам сжимание подбородка ритмичными движениями разминание скуловой и щечной мышц( спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам) перетирание щечной мышцы ( указательный палец во рту, остальные снаружи) пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам; поглаживание от середины нижней губы к углам; поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; пощипывание губ; покалывание губ.
Массаж язычной мускулатуры: зондовый, пальцевый, щеточный. Перед началом массажа определить степень и границу глоточного рефлекса. Логопед сначала делает массаж в полости рта , затем вне полости рта, удерживая язык марлевой салфеткой. При спастичности языка - расслабляющий массаж. При гипотонии – укрепляющий массаж. ЦЕЛИ: Нормализация тонуса; Включение в деятельность новых групп мышц; Увеличение интенсивности работы ранее включенных групп мышц; Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; Уменьшение саливации; Афферентация в речевые зоны кгм.
Приемы массажа язычной мускулатуры: поглаживание языка в различных направлениях - от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы) -от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы) -круговые, спиралевидные движения похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно( ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы) «ПРОКАЧИВАНИЕ» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд массаж верхнего подъема языка , растягивая уздечку ( движения снизу вверх под языком) покалывание языка ( игольчатым зондом) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком распластывание языка маленькой клизмой - спринцовкой ( сложенная два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи)
Москва 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"
В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа и самомассажа....
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....
Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...