Играем пальчиками- развиваем речь
статья по логопедии на тему
Уважаемые родители! Обратите внимание на важность совершенствования мелкой моторики для развития речи детей. Находите время для своего чада!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paplchikioffice_word_2.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем пальчиками и развиваем речь
1. Сегодня для многих родителей уже не секрет, что развитие речи малыша теснейшим образом связано с развитием тонкой моторики пальцев его рук. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первобытные люди общались с помощью жестов. Различные движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Только через тысячелетия развилась словесная речь. Давным-давно люди из народа бессознательно понимали, что различные занимательные игры и потешки, которые сопровождаются движениями пальчиков и словами, стимулируют развитие младенцев, отсюда появились всем известные «Ладушки», «Сорока-белобока». Большую ясность в этот вопрос внёс И.П. Павлов. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр (в его двигательную часть) дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут команды на выполнение тех или иных движений. Около трети всей площади двигательной поверхности занимает кисть руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом «человечке Пенфилда» (У.Г. Пенфилд - канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга).
2.Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Данные электрофизиологических исследований уже прямо говорит о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учитывая этот факт просто необходимо стимулировать развитие тонкой моторики малыша как можно раньше. Профилактика всегда проходит интереснее и безболезненнее, чем коррекция. Совершенно ясно, что молодые мамы в первые дни рождения ребёнка вовсе не «скучают», особенно если это первый ребёнок: всё ново, ко всему надо приспособиться и привыкнуть, войти в режим. Но поверьте, работа по развитию руки малыша займёт не очень много времени, она интересна для мамы и ребёнка, и главное - полезна! Ниже описаны некоторые упражнения для развития пальчиков и кистей рук детей первого года жизни. Сразу после рождения малыша надо нежно и осторожно массировать сжатые кулачки ребёнка по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. Можно использовать всевозможные ворсовые щёточки. По наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью массировать мягкой щёточкой, по подушечкам пальцев - жесткой (зубной) щёткой. Такие упражнения проводятся с ребенком 1-7месяцев каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-5 движений. С 1-2 до 3-5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и плавно поднимают вверх, немного её потряхивают и легко опускают на веки или губы ребёнка как наиболее чувствительные зоны. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, чтобы малыш попытался захватить их губами.
После массажа в разжатые кулачки ребёнка вложите круглые предметы, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Сначала помогите ему удержать этот предмет, а затем потяните к себе и покрутите из стороны в сторону.
Примерно с 3 месяцев начинайте развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если малыш не протягивает к погремушке руки, погладьте его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребёнку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик.
С 5 месяцев уже побуждайте ребёнка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью. Протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: «Дай ручку». Так вы научите малыша давать вам игрушку.
С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию.
С этого же возраста уже надо показывать различные действия с игрушками: как катить мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.
С 9 месяцев мы учим малыша, как покатать машинку, открыть-закрыть коробку, положить кубик на кубик, нанизать кольца на стержень, делаем «ладушки», «Сороку-белобоку». Игрушки предлагаем малышу разные - большие и маленькие, различные на ощупь, различные по форме.
К концу первого года жизни перед массажем кистей рук хорошо выполнять криомассаж. Цель криомассажа - снижение тонуса и уменьшение напряжённости мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.
Для его поведения возьмите две ёмкости (тазики). В один тазик налейте тёплую воду (ближе к горячей), в другой положите лёд квадратиками из холодильника. Сначала предложите малышу «пошебуршить» в льдинках, затем опустить руки в тёплую воду. Чтобы ребёнку было интересно, можно положить в ёмкость со льдом несколько мелких игрушек, предложить их вытащить и переложить в ёмкость с тёплой водой. После этого действа надо хорошо встряхнуть руки и вытереть полотенцем. Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут. Курс составляет 15-20 сеансов, ежедневно по одному в день.
После криомассажа малышу предлагают любое занятие для пальчиков: вкладывание-вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки неплотную бумагу, он будет этим с удовольствием заниматься несколько минут. Такие занятия совершенствуют работу двумя пальцами.
К 1 году очень важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Пальчиками можно делать «колечки»: взрослый смыкает и размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным, мизинцем по очереди сначала на одной руке, затем на другой: «Пальчики здороваются, целуются, прощаются». Лучше делать это под ритмичную песенку.
Если близкие с любовью занимались с малышом с первых дней жизни, то ребенок будет хорошо владеть рукой, а это значит, что не только речь его будет развиваться быстрее и качественнее, но он быстрее сможет научиться заботиться о своей одежде (завязывать шнурки, застёгивать пуговицы), приобретёт графические навыки, которые откроют ему путь к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"
Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....
Играем пальчиками - развиваем речь
Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...
Играем пальчиками - развиваем речь
Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...
Играем пальчиками – развиваем речь ребенка
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....
Играем пальчиками-развиваем речь
пальчиковые игры для любого возраста...
Играем пальчиками - развиваем речь.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...