Буклет "В мире звуков"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Советы логопеда родителям. Предназначен для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения фонематического восприятия. Предлагаемые задания ориентированы на детей 4-6 лет с различными речевыми нарушениями, но владеющими навыками слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_zvukov.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием  одного звука: слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

  • па – тпа, ма – кма,  на – фна, на – пна, ка – тка, на – кна, ка – пка и т. д.

 Затем произносить сочетания с гласными  О, У, Ы.

Различение звуков (фонем)

Выделение одного  звука в звуковом потоке.

  • Взрослый  называет и многократно повторяет гласный звук, который ребёнок должен услышать среди других и хлопнуть в ладоши (поймать звук): А- У- Ы- Э – А - О –У –А.  Ребенок «ловит» звук А(У,Ы,Э,О).

  • Аналогичная работа проводится  по выделению согласных звуков: «Поймай звук  Ш». Звуки должны произноситься коротко,  примерно так, как они слышатся в конце слов (карандаШ).

НЕ путайте звуки с буквами! ШЕ, ПЭ, ТЭ – это названия букв, произносим мы звуки (Ш, П, Т и т. д.). 

                     

Наш адрес:

Саратовская область, г.Ершов, ул. Мелиоративная, д.39.

 Составитель: 

учитель-логопед

Кожемякина Светлана Александровна

                     ГБУ СО

«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Советы логопеда по развитию фонематического внимания  у детей старшего  дошкольного возраста

Логопедические занятия "КалугаСэйл.ру" - г. Калуга

                 2015 г.  

Ведущее место в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях отводится формированию фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи).

Предлагаемые задания ориентированы на детей 4-6 лет, имеющих речевые нарушения различной сложности, но владеющими навыками узнавания неречевых звуков.

Главное помнить, что во всех упражнениях должен быть игровой  момент, постараться заинтересовать ребёнка и ненавязчиво подвести его к достижению цели.

Различение слов, близких по звуковому составу

  • Взрослый даёт ребёнку два кружка: зелёный и красный  и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название предмета на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит «слова»:

Баман, паман, банан, даван, баван, ваван, банан.

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

  •  Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию: пень – день, топот- кубик, зайка- майка, фантик – бантик, канат – вата, ком – дом, манка – банка и т. д.

  • Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним вначале по два, затем по три слова в названном порядке: бак – так, мак – бак – так, ток – тук – так, бык – бак – бок, дам – дом -  дым, моток – каток, нитка – ватка – ветка, будка – утка – дудка.

  • Взрослый предлагает ребёнку определить – одинаковые он слышит имена или разные: Люба – Люда, Толя – Толя, Дима – Дина, Миша – Маша, Дина – Инна, Соня – Саня, Витя – Витя, Витя – Митя.

Различение слогов

  • Взрослый предлагает игру на внимание: «Повтори за мной без ошибок»:

Та – то – ту, во – вы – ву, ку – ко- ка, мо – ма – мы, ду – ды – да ( общий согласный и разные гласные звуки) и т. д.

  • Аналогичная игра ,  но гласный звук один, а согласные разные: та – ка – па, ка – на – па, фа – ка – ха, ва – на – ба, га – ба – да и т. д.  Затем гласные заменить на О,У, Ы.

               

  •  Воспроизведение слогов с согласными, различающимися по глухости – звонкости: па – ба, та – да, фа – ва, па -  ба – па, та – да –та, ка – га – ка, фа – ва – фа и т. д.

 Затем произносить сочетания с гласными  О, У, Ы.

  • Воспроизведение слогов, различающихся по твёрдости – мягкости: па – пя, ма – мя, та – тя, фо – фё,  бо – бё, ты – ти, бы – би, ду – дю, мы – ми,  пы – пи, ву – вю, му – мю, вы – ви, ды – ди, фа – фя, да – дя и т. д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

"В мире звуков"

программа обучения детей дошкольного возраста  игре на инструментах...

Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами

«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...

"В мире звуков". Речевые звуки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»

Конспект  фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...