Буклет "В мире звуков"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Советы логопеда родителям. Предназначен для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения фонематического восприятия. Предлагаемые задания ориентированы на детей 4-6 лет с различными речевыми нарушениями, но владеющими навыками слухового внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_zvukov.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного звука: слышен звук. Звонить надо не очень громко.
- па – тпа, ма – кма, на – фна, на – пна, ка – тка, на – кна, ка – пка и т. д.
Затем произносить сочетания с гласными О, У, Ы.
Различение звуков (фонем)
Выделение одного звука в звуковом потоке.
- Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребёнок должен услышать среди других и хлопнуть в ладоши (поймать звук): А- У- Ы- Э – А - О –У –А. Ребенок «ловит» звук А(У,Ы,Э,О).
- Аналогичная работа проводится по выделению согласных звуков: «Поймай звук Ш». Звуки должны произноситься коротко, примерно так, как они слышатся в конце слов (карандаШ).
НЕ путайте звуки с буквами! ШЕ, ПЭ, ТЭ – это названия букв, произносим мы звуки (Ш, П, Т и т. д.).
Наш адрес:
Саратовская область, г.Ершов, ул. Мелиоративная, д.39.
Составитель:
учитель-логопед
Кожемякина Светлана Александровна
ГБУ СО
«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Советы логопеда по развитию фонематического внимания у детей старшего дошкольного возраста
2015 г.
Ведущее место в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях отводится формированию фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи).
Предлагаемые задания ориентированы на детей 4-6 лет, имеющих речевые нарушения различной сложности, но владеющими навыками узнавания неречевых звуков.
Главное помнить, что во всех упражнениях должен быть игровой момент, постараться заинтересовать ребёнка и ненавязчиво подвести его к достижению цели.
Различение слов, близких по звуковому составу
- Взрослый даёт ребёнку два кружка: зелёный и красный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название предмета на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит «слова»:
Баман, паман, банан, даван, баван, ваван, банан.
Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
- Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию: пень – день, топот- кубик, зайка- майка, фантик – бантик, канат – вата, ком – дом, манка – банка и т. д.
- Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним вначале по два, затем по три слова в названном порядке: бак – так, мак – бак – так, ток – тук – так, бык – бак – бок, дам – дом - дым, моток – каток, нитка – ватка – ветка, будка – утка – дудка.
- Взрослый предлагает ребёнку определить – одинаковые он слышит имена или разные: Люба – Люда, Толя – Толя, Дима – Дина, Миша – Маша, Дина – Инна, Соня – Саня, Витя – Витя, Витя – Митя.
Различение слогов
- Взрослый предлагает игру на внимание: «Повтори за мной без ошибок»:
Та – то – ту, во – вы – ву, ку – ко- ка, мо – ма – мы, ду – ды – да ( общий согласный и разные гласные звуки) и т. д.
- Аналогичная игра , но гласный звук один, а согласные разные: та – ка – па, ка – на – па, фа – ка – ха, ва – на – ба, га – ба – да и т. д. Затем гласные заменить на О,У, Ы.
- Воспроизведение слогов с согласными, различающимися по глухости – звонкости: па – ба, та – да, фа – ва, па - ба – па, та – да –та, ка – га – ка, фа – ва – фа и т. д.
Затем произносить сочетания с гласными О, У, Ы.
- Воспроизведение слогов, различающихся по твёрдости – мягкости: па – пя, ма – мя, та – тя, фо – фё, бо – бё, ты – ти, бы – би, ду – дю, мы – ми, пы – пи, ву – вю, му – мю, вы – ви, ды – ди, фа – фя, да – дя и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".
Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....
"В мире звуков"
программа обучения детей дошкольного возраста игре на инструментах...
Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами
«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...
"В мире звуков". Речевые звуки
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"
Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...