Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Софронова Александра Михайловна

Поговорим о причинах и видах нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Звениговский детский сад "Буратино"

Консультация для воспитателей:

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Учитель-логопед:

Софронова А. М.

г. Звенигово, 2018 г.

     Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
  2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и      выражением незнания языка;
  3. Связаны с отклонениями в функционировании      психофизиологических механизмов речи;
  4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не      исчезают;
  5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее      психическое развитие ребенка;
  6. Требуют определенного логопедического воздействия в      зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:           

  Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Основные причины речевых нарушений – это:

  • Соматическая ослабленность;
  • замедленное психофизическое развитие;
  • отягощенная наследственность, травмы;
  • неправильное строение органов речевого аппарата;
  • невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте;
  • двуязычие в семье и др.

     В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу      и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

   У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

     Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5.Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

   Как вести себя с заикающимся ребенком:

  • не стоит обращать особое внимание ребенка на      речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация      на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  • ни в коем случае не    связывайте неудачи ребенка с его речевым
         дефектом;                                                                        
  • объективно подчеркивайте достоинства своего      ребенка;
  • поощряйте его общение с другими детьми;
  • не стоит напоминать ребенку о      психических травмах и неприятных переживаниях;
  • обратите внимание на чередование      периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку,      в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...