Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников- наш шанс решать проблему сохранения детей осознанно, комплексно, постоянно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения. | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Забота о здоровье- одна из важнейших задач каждого современного человека. Среди всех земных благ здоровье- ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества в целом. Жизнь в современном мире ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Поэтому в последние годы стал актуальным вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий в ходе организации образовательного процесса.
Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников- наш шанс решать проблему сохранения детей осознанно, комплексно, постоянно.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г.№2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников» педагоги ориентируются на использование в образовательном процессе форм, методов обучения и воспитания, адекватным возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников; на организацию динамических пауз, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; на использование здоровьесберегающих приёмов, методов. форм, технологий.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
-принцип «Не навреди!»;
-принцип сознательности и активности;
-непрерывности здоровьесберегающего процесса;
-систематичности и последовательности;
-принцип доступности и индивидуальности;
-всестороннего и гармонического развития личности;
-системного чередования нагрузок и отдыха;
-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Процесс обучения ребёнка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции может служить применение нетрадиционных методов коррекционной педагогики.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
* Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод ,как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.
* Хорошо себя зарекомендовала в коррекционной работе методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. “Рассказывание” стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.
Другим важным здоровьесберегающим фактором, относящимся к коррекции речи, является дыхание. При обследовании слабоуспевающих воспитанников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, ринит и т.д.) Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Оттого, правильно ли дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Чем сильнее выдох, тем выраженнее эффект. Добиваться продолжительности выдоха следует медленно, не форсируя событий. Детям предлагаются следующие упражнения: «Подуй на цветочек», «Подуй на снежинку», «Буря в стакане», когда выдуваемый через соломинку воздух бурлит на дне стакана. Это и надувание воздушных шаров, пляжных мячей, мыльных пузырей. Удлинению выдоха способствует пропевание гласных. Так звук:
И- способствует укреплению профилактики заболеваний мозга и почек
Э- желез внутренней секреции
А-глотки, гортани, щитовидной железы
О- средней части груди
-ОИ- сердца.
Происходит развитие озвученного выдоха. У детей формируется умение произносить на выдохе: звуки (по 2-3, до 6 звуков одновременно), слоги и отдельные слова, фразы из 2,3,4-х слов, стихотворные тексты.
Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:
- тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
- тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот
- вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался
- краткий глубокий вдох, замедленный выдох
- медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох
- выдох толчками
- глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержка дыхания, на выдохе считать от одного до десяти, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
С детьми – логопатами можно применять различные виды дыхательных гимнастик, например, такая методика, как “Звуковое дыхание” (автор М. Л. Лазарев) .Они направлены на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, повышает эмоциональный тонус. Длительное произнесение звуков [в], [з], [ж] стимулируют микроциркуляцию крови и обмен веществ, произнесение шипящих звуков можно проводить как паузу – релаксацию между другими видами деятельности., для этой же цели используют произнесение глухих согласных. Другой вид дыхательной гимнастики – “Звуковая гимнастика” Лобанова также состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определённой последовательности и строго определённым способом. Для этой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос( 1 – 2 сек., пауза, активный выдох через рот (2 – 4 сек., пауза. Выдох вдвое больше вдоха. Гласные звуки произносятся в последовательности: у, о, а, е, и. Согласные звуки произносятся в последовательности: б, д, г, в, з. Согласные сонорные: м, н, л, р. Для глухих звуков – п, т, к, ф, с – требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы. Далее произносятся звуки ж – м – з, затем звук к с широко открытым ртом с усилением на выдохе. После каждого упражнения делают очистительный выдох: п – ф – ф, затем длительное произнесение звука м .
Существует много систем дыхательной гимнастики: гимнастика Стрельниковой, система дыхания К.П. Бутейко, известны различные виды дыхания: успокаивающее, мобилизующее, ритмическое, очищающее и пр. Задача логопеда и родителей выбрать наиболее оптимальное дыхание для данного ребенка. Выполнение комплексов дыхательных упражнений на логопедических занятиях проводится регулярно, так как является важным восстановительно - профилактическим средством. Они не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения.
В работе с детьми – логопатами применяются и другие здоровьесберегающие технологии. Например, методика сенсорно-координаторных тренажеров В. Ф. Базарного, в которой синхронно сочетаются движения головы, глаз и туловища. В логопедическую работу внедряют и режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия, как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия.
Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях c целью: восстановления умственной и физической работоспособности; устранения усталости, вялости, астенического синдрома; профилактики нарушений мозгового кровообращения; профилактики и устранения расстройств памяти; восстановления мышечного тонуса.
Ароматерапия – воздействие на организм человека запахов. Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
• Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
• Эфирное масло чабреца — успокаивает.
• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.
• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
• Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.
• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.
Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс; увеличивают силу сердечных сокращений; способствуют расширению сосудов; нормализуют артериальное давление; повышают тонус коры головного мозга; усиливают внимание.
Хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желез.
- Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие; расслабляет; снимает спазмы; стимулирует умственную деятельность.
- Красный цвет активизирует; повышает физическую работоспособность; стимулирует психические процессы.
-Зеленый цвет: успокаивает; повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
-Желтый цвет: нейтрализует негативные действия.
Литотерапия — терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
• Аквамарин — снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
• Александрит — успокаивает, способствует открытости, общению.
• Алмаз — улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
• Аметист — снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
• Бирюза — уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
• Жемчуг — укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
• Кораллы — укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
• Малахит — стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
• Сердолик — укрепляет зубы, стимулирует речь.
Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки) .Используется при: нарушениях поведения; страхах; нарушении коммуникативной сферы.
Либропсихотерапия — лечебное чтение, библиотерапия — лечение через специально подобранные произведения.
Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки следует придерживаться целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия, использование ипликатора Кузнецова. Иппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. В коррекционной работе успешно апробирован метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Внедрение в логопедическую практику нетрадиционных методов коррекционной педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно – развивающего процесса и сделать его более эффективным
Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Адаптация и сохранение здоровья ребёнка в семье и в ДОУ."
Материалы презентации содержат полезную информацию для общего родительского собрания при поступлении детей в ДОУ....
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
«РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» Занимаясь развивающими игр...
ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»
Краткая аннотация ОЭР Гипотеза исследования:Апробация профилактических модели и программы ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО и об...
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...
Консультация для педагогов «Способы сохранения здоровья детей дошкольного возраста».
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле са...
Родительское собрание в виде презентации «Сохранение здоровья детей – важное условие успешной работы ДОУ»
Вашему вниманию представлена презентация «Сохранение здоровья детей – важное условие успешной работы ДОУ». ...
Консультация для родителей «Сохранение здоровья ребёнка посредством формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни»
Консультация для родителей «Сохранение здоровья ребёнка посредством формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседне...