Картотека игр с песком
картотека по логопедии на тему

Горева Людмила Васильевна

Игры с песком:

 

● развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

● снимают мышечную напряжённость;

 ● совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

 ● способствуют расширению словарного запаса;

● помогают освоить навыки звуко-слогового   анализа и синтеза;

 ●  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

 ● способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

●  помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

 повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kart.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:  · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». · Выдыхай медленно и плавно.  · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.                                     «ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Вредных нет детей в стране — 
Ведь не место им в песке! 
Здесь нельзя кусаться, драться 
И в глаза песком кидаться! 
Стран чужих не разорять! 
Песок — мирная страна.  Можно строить и чудить, 
Можно много сотворить: Горы, реки и моря, 
Чтобы жизнь вокруг была. 
Дети, поняли меня? Или надо повторить?! 
Чтоб запомнить и дружить!

  «Чувствительные ладошки» 1)  (Т.Д. Зинкевич – Евстиг.) 
- Положите ладоши на песок, закр. глазки, почув., какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали?  
- Сдел. то же самое, повер лад. др. стор.. Расск. о св. ощущ..

  Скользить по поверхн песка как змейка или как машина.

  Пройтись лад. как слон, как мал. слон., как быстр. зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Создать узоры и рис. – солн., бабочка, бук.(А)  целое слово.

  «Пройтись» каждым пальчиком пр. и лев руки поочередно.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

2)    Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Посч. камешки и решить на песке матем. задачку.

  Выложить фишками геометрическую фигуру.

  Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

  Можно "поиграть" на поверх. песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

  Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

3)   Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

  Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

  При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

  Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

  Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

  «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

  Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

  «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

  «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

  Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Пед. достаёт из кор. карт. (баб., корова, ляг., петух, медведь)  разд. их детям. 
- Сдел. дом. для этих жив., скоро к ним в гости придут их братья.  Затем пед. достаёт из кор след. кар. (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). 
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произн. назв. животных и выд. 1 зв. в этих сл.. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к кор., 1 звук в этом сл [к]; [к] и [к'] – братцы. 
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

  Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

  Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

  Игра «Какой звук лишний?» 
- А сейчас жив. поигр в и. «Кто лишний?». Вспомним, какие Зв. издают животные? (Дети повторяют звуки.) 
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те жив, зв. Кот. я не назову, д. б. спр в песок: 
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) 
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) 
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) 
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

  Игра «Эхо». Пед. произн слоги, а д. повтор. их по очереди, при этом за каждое правильно выполн. повторение реб. предл. взять люб. игрушку для посл. игры в песке. 
- та-ка-па      - па-ка-та       - ка-на-па     - га-ба-да     - па-ба-па 
- по-бо-по     - пу-бу-пу     - пы-бы-пы    - та-да-та      - да-та-да 
- ла-га-ка       - га-ка-га 
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

  Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

  Упражнение "Песочный ветер"(дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

  Упражнение "Необыкновенные следы"
"Идут медвежата" – реб. кул. и ладон с сил. надавл на песок. 
"Прыгают зайцы" – конч. пальцев реб. ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
"Ползут змейки" - ребенок расслабл./напряженными паль. рук дел. поверхн. песка волнистой (в разных направлениях). 
"Бегут жучки-паучки" – реб. дв. всеми паль., имитируя движ. насек. (можно полностью погр. р. в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

!

Игры с песком развивают:

1)   разв. такт.-кинетич. чувств. и мелкую моторику рук;

  снимают мышечную напряжённость;

  помог реб. чувств. себя защищ. в комфортн для него среде;

  разв. активность, расш. жизн. опыт, передаваемый педаг. в близк. для реб. форме (принцип доступности информации);

  стабилизируют эмоц. сост., поглощая негативную энергию;

  позв. реб. соотн игры с реальн. жизнью, осмысл происх., найти способы решения проблемной ситуации;

  преодолевают комплекс «плохого художника», создавая худож. композиции из песка при помощи готовых фигурок;

2)   развивают твор. (креативные) действия, находят нестандарт решения, приводящие к успешному результату;

  совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  способствуют расширению словарного запаса;

  помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

  способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

  помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Изучению правил поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —     Ведь не место им в песке! 
Здесь нельзя кусаться, драться      И в глаза песком кидаться! 
Стран чужих не разорять!       Песок — мирная страна. 
Можно строить и чудить,      Можно много сотворить: 
Горы, реки и моря,      Чтобы жизнь вокруг была. 
Дети, поняли меня?       Или надо повторить?! 
Чтоб запомнить и дружить!
 

В ладошки наши посмотри —  Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Развитие слогового анализа. 
"Поставь в 1-ую ступеньку животных в названии которых один слог, на вторую ступеньку, животных в названии которых 2 слога" и т. д.  

3) ●Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.                             Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи,                           произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нар. речи.                                                                                    Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

 Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

- «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» - в этом игр. упр. с водой или с песком можно учить правильно употр. в речи некоторые грам. категор.:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

- «Чего не стало»- игр. упр. для закр. Исполь. сущ. в род. п. как ед., так и мн. числа. Это упр. исполь. только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песоч. картин., а затем просит реб. расск., что изменилось в песочной картине.

Связная речь.

 «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

 

 

 Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый

речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать,

т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои

ощущения:

“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло

песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне

приятно”.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА»                                                                       Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«ИНДЮКИ»                                                                       Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«КАЧЕЛИ»                                                                      Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»                                      Произн.  Р (мягкий), проводя мизинцем дор. по песку, воде.

«ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произ. (С) насыпая горку . Вариант этого упр. - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

«ДОРОЖКА»  Произн.    заданные логоп. слоги, «прошагивая» их пальч или легко отшл. по песку  ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ»                                                             Л. закап. в песок игрушки со ( Ш) : мышку, и т.п. так, чтобы игр. на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предл. Реб. вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Реб., наз. игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игры с песком

В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...

Картотека игр с песком.

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....

Картотека игр с песком

Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого песка,Туда вольётся...

картотека игр с песком

картотека игр с песком для младшей группы....

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ «С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ«С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»...