Конспект открытого фронтального занятия по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ермакова Светлана Николаевна

Фронтальное занятие по развитию связной речи ( старшая группа): пересказ рассказа "Белка" ( Е.А. Алифанова "Логопедические миниатюры") с опорой на графические схемы, отражающие последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_belka_po_svyaznoy_rechi.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей №1586 дошкольное отделение №640

Конспект открытого фронтального занятия по развитию речи

Пересказ рассказа «Белка»

(Е.А.Елифанова, Н.Е.Егорова «Логопедические миниатюры»)

Старшая группа.

                                                       Учитель-логопед Ермакова С.Н.

Цель:  Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающие  последовательность событий.

Основные задачи:

Развивающие:

1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.

3. Активация и обогащение словаря .

4. Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. 

5. Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста.
    6. Формирование навыков планирования развернутого высказывания.
    7. Активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, логического мышления).

  Воспитательные:

  • Создать у детей положительное эмоциональное настроение.
  • Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе. 

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения.

Оборудование:

проектор, графические схемы, мяч, магнитная доска,  картинка с изображением

белки, музыкальный центр, аудиозапись «Голоса парка».                    

Организационный момент.

  • Звучит аудиозапись «Голоса леса».
  • На экране изображение леса.

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

           Логопед (Л.):   - Ребята, прислушайтесь.

                                     - Куда мы попали?

Дети (Д.): - В лес.

         Л.: -  Правильно, и это не случайно, потому что  героиня

                  нашего занятия - жительница леса. О ком идет речь, вы узнаете, когда                            

На как перед вами на столах лежат фрагменты изображения животного, о котором сегодня мы будем говорить. Давайте соберем их в одну большую картинку. Кого же зверька мы увидим?

Дети по очереди прикрепляют на магнитную доску фрагменты изображения согласно цифре на обратной стороне.

В итоге дети собирают изображение белки.

Дети(Д.): - Это белка.

Л.: -  Правильно. Молодцы.

       Логопед читает четверостишие про белку:

       В парке белочка живёт,
      Шишки, семечки грызёт.
      И пшено, и хлеба крошки

       У меня берёт с ладошки.

2.Подготовка к восприятию текста.

Л.: -  Ребята, мы живем в большом городе. Где нам можно увидеть белку?
Д.: - В лесу, в парке, в сквере.

Л.: - Правильно.   Демонстрация слайдов.

        Ребята, я хочу показать вам картинки с  изображением  парка.

       Обратите внимание,  какая ровная дорога с рядами деревьев,  

       посаженными  по обеим ее сторонам. Такая дорога в парке называется                           АЛЛЕЯ. Давайте повторим это новое слово «аллея».

  • Звучит аудиозапись «Голоса парка».

          Л.: - Ребята, прислушайтесь: так звучит парк. Сейчас вы послушаете рассказ                                        про белку и девочку Клаву, которая гуляла по аллее парка.

  • Звуки леса затихают.

  1. Прочтение рассказа « Белка» ( Е.А. Алифанова, Н.Е.Егорова «Логопедические миниатюры»)

 

                                                     БЕЛКА

   Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и  показала белке. Та ловко спустилась с ёлки и уселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.                                  Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

4. Содержательный и языковой разбор текста.

Л.: - Дети, что я сейчас почитала: сказку или рассказ?

Д.: - Рассказ.

Л.: -Верно. Я прочитала рассказ, т.к. эта история произошла  на самом деле.

       Как называется рассказ?

Д.: - Белка.

Л.: - Где гуляла Клава,  и кого она  увидела?

Д.: Клава гуляла по аллее и увидела белку.

Логопед вешает на доску первую картинку графического плана, поясняя детям её.

Л.: - Где сидела белка, и как она поглядывала на Клаву?

Д.: - Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву.

Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.

Л.: - Что  и для чего  вынула из сумки Клава?

Д.: - Клава вынула из сумки конфету и  показала белке.

Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.

Л.: - Что сделала белка?

Д.: - Ловко спустилась с ёлки и уселась на ладонь Клавы.

Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.

Л.: - Скажите,  Клава погладила белку?

Д.: - Клава погладила белку.

Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.

Л.: - Что сделала белка с конфетой?

Д.: - Белка схватила конфету и унесла её в дупло.

Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.

Л.:  - О чём дома Клава вспоминала, когда глядела на ладонь?                      Д.: - Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.

5.Лексико-грамматические упражнения по тексту.

1) Уточнение понятий ( «Подбери слово»)

Лукаво поглядывала  -  ………………………..

(коварно,  хитро,  притворно, неискренне)

      Ловко спустилась - …………………………

( умело, проворно)

2)  Образование глаголов в форме ед. числа, прошедшего времени

 ( «Восстанови действие») :    (игра с мячём)                                                                                                     

Гулять и  увидеть – Клава уже гуляла и увидела;

Сидеть и поглядывать -  Белка ……………….;

Вынуть и показать – Клава ……………………;

Спуститься и усесться – Белка………………..;

Погладить – Клава………………………….;

Схватить и унести – Белка ……………………;

Глядеть и вспоминать – Клава …………………;

6. Физминутка /  игра « Шкатулка знаний»(две команды:

1команда выбирает из предложенных предметов то, чем питается белка;     2 команда выбирает из набора картинок врагов белки)

   

7. Повторное прочтение рассказа .

              Л.: - Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить, чтобы                                     потом пересказать с помощью графических схем.

8. Пересказ рассказа.

Логопед предлагает пересказать первую часть одному ребенку, другую часть - другому ребенку, а третью – третьему. Затем  просит пересказать весь рассказ одному ребенку.

9. Подведение итогов.

     Л.: -   Как назывался рассказ?

           -  Как вы оцениваете пересказ?

     Логопед даёт «оценку» работе детей на занятии.

    Л.: - Ребята, проворная, ловкая белка решила угостить вас за отличную            работу: в  корзине конфеты и орехи).

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

    Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки "Колобок"

Цель: Познакомить со русской народной сказкой "Колобок". Закреплять умение наклеивать готовые формы. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь к народным сказкам.Занятие проходит в игровой форме. С...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Королевство Здоровья"

Цели занятия:Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни. Задачи: - формирование неречевого дыхания; - совершенствование артикуляционной моторик...

Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.

Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Домашние птицы"...

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». .

КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». ....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи с элементами альтернативной коммуникации Дидактическая игра "Кошкин дом"

Тема: «Кошкин дом». Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.Цели: формирование у детей  необходимых для жизни социально значимых навыков,развитие коммуникативной компетентности де...