Конспект открытого фронтального занятия по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Фронтальное занятие по развитию связной речи ( старшая группа): пересказ рассказа "Белка" ( Е.А. Алифанова "Логопедические миниатюры") с опорой на графические схемы, отражающие последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_belka_po_svyaznoy_rechi.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей №1586 дошкольное отделение №640
Конспект открытого фронтального занятия по развитию речи
Пересказ рассказа «Белка»
(Е.А.Елифанова, Н.Е.Егорова «Логопедические миниатюры»)
Старшая группа.
Учитель-логопед Ермакова С.Н.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающие последовательность событий.
Основные задачи:
Развивающие:
1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
2. Развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.
3. Активация и обогащение словаря .
4. Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
5. Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста.
6. Формирование навыков планирования развернутого высказывания.
7. Активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, логического мышления).
Воспитательные:
- Создать у детей положительное эмоциональное настроение.
- Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения.
Оборудование:
проектор, графические схемы, мяч, магнитная доска, картинка с изображением
белки, музыкальный центр, аудиозапись «Голоса парка».
Организационный момент.
- Звучит аудиозапись «Голоса леса».
- На экране изображение леса.
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Логопед (Л.): - Ребята, прислушайтесь.
- Куда мы попали?
Дети (Д.): - В лес.
Л.: - Правильно, и это не случайно, потому что героиня
нашего занятия - жительница леса. О ком идет речь, вы узнаете, когда
На как перед вами на столах лежат фрагменты изображения животного, о котором сегодня мы будем говорить. Давайте соберем их в одну большую картинку. Кого же зверька мы увидим?
Дети по очереди прикрепляют на магнитную доску фрагменты изображения согласно цифре на обратной стороне.
В итоге дети собирают изображение белки.
Дети(Д.): - Это белка.
Л.: - Правильно. Молодцы.
Логопед читает четверостишие про белку:
В парке белочка живёт,
Шишки, семечки грызёт.
И пшено, и хлеба крошки
У меня берёт с ладошки.
2.Подготовка к восприятию текста.
Л.: - Ребята, мы живем в большом городе. Где нам можно увидеть белку?
Д.: - В лесу, в парке, в сквере.
Л.: - Правильно. Демонстрация слайдов.
Ребята, я хочу показать вам картинки с изображением парка.
Обратите внимание, какая ровная дорога с рядами деревьев,
посаженными по обеим ее сторонам. Такая дорога в парке называется АЛЛЕЯ. Давайте повторим это новое слово «аллея».
- Звучит аудиозапись «Голоса парка».
Л.: - Ребята, прислушайтесь: так звучит парк. Сейчас вы послушаете рассказ про белку и девочку Клаву, которая гуляла по аллее парка.
- Звуки леса затихают.
- Прочтение рассказа « Белка» ( Е.А. Алифанова, Н.Е.Егорова «Логопедические миниатюры»)
БЕЛКА
Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки и уселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло. Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.
4. Содержательный и языковой разбор текста.
Л.: - Дети, что я сейчас почитала: сказку или рассказ?
Д.: - Рассказ.
Л.: -Верно. Я прочитала рассказ, т.к. эта история произошла на самом деле.
Как называется рассказ?
Д.: - Белка.
Л.: - Где гуляла Клава, и кого она увидела?
Д.: Клава гуляла по аллее и увидела белку.
Логопед вешает на доску первую картинку графического плана, поясняя детям её.
Л.: - Где сидела белка, и как она поглядывала на Клаву?
Д.: - Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву.
Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.
Л.: - Что и для чего вынула из сумки Клава?
Д.: - Клава вынула из сумки конфету и показала белке.
Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.
Л.: - Что сделала белка?
Д.: - Ловко спустилась с ёлки и уселась на ладонь Клавы.
Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.
Л.: - Скажите, Клава погладила белку?
Д.: - Клава погладила белку.
Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.
Л.: - Что сделала белка с конфетой?
Д.: - Белка схватила конфету и унесла её в дупло.
Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.
Л.: - О чём дома Клава вспоминала, когда глядела на ладонь? Д.: - Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.
Логопед вешает на доску следующую картинку графического плана.
5.Лексико-грамматические упражнения по тексту.
1) Уточнение понятий ( «Подбери слово»)
Лукаво поглядывала - ………………………..
(коварно, хитро, притворно, неискренне)
Ловко спустилась - …………………………
( умело, проворно)
2) Образование глаголов в форме ед. числа, прошедшего времени
( «Восстанови действие») : (игра с мячём)
Гулять и увидеть – Клава уже гуляла и увидела;
Сидеть и поглядывать - Белка ……………….;
Вынуть и показать – Клава ……………………;
Спуститься и усесться – Белка………………..;
Погладить – Клава………………………….;
Схватить и унести – Белка ……………………;
Глядеть и вспоминать – Клава …………………;
6. Физминутка / игра « Шкатулка знаний»(две команды:
1команда выбирает из предложенных предметов то, чем питается белка; 2 команда выбирает из набора картинок врагов белки)
7. Повторное прочтение рассказа .
Л.: - Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить, чтобы потом пересказать с помощью графических схем.
8. Пересказ рассказа.
Логопед предлагает пересказать первую часть одному ребенку, другую часть - другому ребенку, а третью – третьему. Затем просит пересказать весь рассказ одному ребенку.
9. Подведение итогов.
Л.: - Как назывался рассказ?
- Как вы оцениваете пересказ?
Логопед даёт «оценку» работе детей на занятии.
Л.: - Ребята, проворная, ловкая белка решила угостить вас за отличную работу: в корзине конфеты и орехи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки "Колобок"
Цель: Познакомить со русской народной сказкой "Колобок". Закреплять умение наклеивать готовые формы. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь к народным сказкам.Занятие проходит в игровой форме. С...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Королевство Здоровья"
Цели занятия:Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни. Задачи: - формирование неречевого дыхания; - совершенствование артикуляционной моторик...
Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.
Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Домашние птицы"...
Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»
Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». .
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». ....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи с элементами альтернативной коммуникации Дидактическая игра "Кошкин дом"
Тема: «Кошкин дом». Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.Цели: формирование у детей необходимых для жизни социально значимых навыков,развитие коммуникативной компетентности де...