Игры по формированию синонимов и антонимов в речи дошкольника
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Галайко Алёна Михайловна

Подборка игр по формированию синонимов и антонимовв  речи детей дошкольного возраста с ОНРIII. Использование игр на занятиях систематически применять на занятиях по развитию речи как части занятия игры, упражнения по формированию синонимов и антонимов; использовать систему игр и упражнений с учетом индивидуального развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_sinonimy_i_antonimy.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Слова – наоборот, в сказках и фильмах»

Описание: Логопед предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название – антоним, а дети должны угадать истинное название Сказки.

«Зелёный платочек»-

Мышь в лаптях-

Солнечная крестьянка-

Рассказ о простой курочке-

Знайка в лунной деревне-

Бэби короткий носок-

Рассказ о пахаре и лошадке-

Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке-

Один из Молоково-

Яркий хвостик-… и т.д.

«Слова -  наоборот, для загадок»

Описание: Вначале игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Логопед загадывает детям загадку, в которой  всё наоборот ( Н.Р Животные)

Обитает в воде –

Шерсти нет совсем –

Хвост очень длинный –

Всю зиму ведёт очень активный образ жизни –

Очень любит солёное –

Зимой серый, летом белый – и т.д.

« Из плохого - в хорошее»

Описание: Логопед предлагает поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого в доброе, из слабого – сильнее ит.д. Подбирать слова следует по следующему образцу:

Злой

Сердитый

Недовольный

Терпимый

Сочувствующий

Внимательный

Заботливый

Добрый

«Народные слова»

(сходные пословицы и поговорки)

Описание: На доске (или на карточке) В левом столбике написаны иностранные пословицы, в правом аналогичные им русские. Дети должны найти сходные по смыслу пословицы и объяснить.

Не ищи жареную колбаску  в собачьей конуре (нем)

У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ.)

Тот не заблудится, кто спрашивает (итал)

Птицу можно узнать по песне (англ.)

После обеда приходится платить (англ.)

Один утренний час двух вечерних лучше (англ.)

Лучше оступиться, чем оговориться (англ.)

Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятье (англ.)

Когда на ладони волосы растут (Поль)

Тихая вода берега подмывает (Поль.)

Находясь среди ворон, нужно каркать как они (Поль.)

Зёрнышко к зёрнышку и будет мерка (Поль.)

С миру по нитке - голому рубашка._

С волками жить по-волчьи, жить.

В тихом омуте черти водятся

Когда рак на горе свистнет.

Утро вечера мудренее.

Хуже всех бед, когда денег нет.

Язык до Киева доведёт.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Видно птицу по полёту.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Ищи ветра в поле.

Язык мой - враг мой.

«Фразеологизмы – антонимы»

Описание: Логопед раздаёт карточки с написанными фразеологизмами – антонимами, ребёнок должен найти противоположные по смыслу фразеологизмы и объяснить их значение.

- тяжёл на подъём                                     - лёгок на подъём

- семи пядей во лбу                                  - звёзд с неба не хватает

- заварить кашу                                         - расхлёбывать кашу

- капля в море                                            - хоть пруд пруди

-по пальцам можно                                   - сколько душе угодно

          Пересчитать

- не покладая рук                                      - сложа руки

- засучив рукава                                         - спустя рукава

-в дух шагах                                                 - за тридевять земель

«Фразеологизмы – синонимы»

Описание: Логопед раздаёт карточки с написанными фразеологизмами –синонимы, ребёнок должен найти противоположные по смыслу фразеологизмы и объяснить их значение.

- в двух шагах                                              - капля в море

- вверх ногами                                               - как ветром сдуло

- водить за нос                                               - чуть свет

- за тридевять земель                                   - рукой подать

- и был таков                                                 - вверх дном

- и в ус не дуть                                             - обвести вокруг пальца

- кот наплакал                                               - и след простыл

- ни свет, ни заря                                            - сколько душе угодно

- ни то, ни сё                                                  - на краю света

- С глазу на глаз                                            - ноль внимания

- хоть бы что                                                 - один на один

- хоть пруд пруди                                         - как с гуся вода

- поминай, как звали                                      - ни рыба, ни мясо

       

«Упрямый ослик»

Описание: Логопед предлагает детям поиграть с упрямым осликом, он говорит все слова наоборот. Ему говорите:

Сейчас жарко, а ослик отвечает: сейчас холодно

  Пойдём быстро………….

 До дома далеко  ………..

   Птица пьет тихо  ………..

       Полетим высоко  ………….

                 В речке глубоко  ………….. и т.д.

 

«Паровоз одинаковых (противоположных) слов»

Описание: Логопед объясняет детям, что паровоз отравляется в путь и конечная станция н.р. Зоопарк. Детям предлагается прочесть верхнюю строчку слов, которую везёт паровоз (тематика зоопарка). Останавливаясь на станции заполняя вагоны синонимами (антонимами). Паровоз должен доехать с полными вагонами. Используются существительные, прилагательные, глаголы.     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей и совершенствование речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Особенности формирования лексического и грамматического строя речи дошкольников

В статье раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компо нентов речи.Краткое описание нормы и недостатков развития лексического и грамматического строя речи.Выделены напрвления работы по р...

Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."

Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...

Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет

Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...

Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей....