Диагностика готовности к обучению грамоте детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данном материале дан обзор диагностических материалов(Фатекова, Колесникова) и эксперсс-дигностика для дошкольников из личного опыта автора.
В приложениях представлены таблицы и диагностический лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_diagnostika_rechevoy_gotovnosti.docx | 20.34 КБ |
tablitsa.doc | 54.5 КБ |
tablitsa_no2.doc | 76.5 КБ |
diagnosticheskiy_list.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика готовности к обучению грамоте детей с ОВЗ.
На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе. Вместе с тем, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети с трудом овладевают готовностью к обучению грамоте.
При подборе диагностического материала для определения речевой готовности дошкольников к обучению в школе необходимо сделать акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко-слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи. Важным является и умение ребёнка слушать, запоминать и пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы. Поэтому уровень развития связной речи ребёнка также необходимо оценить. Предлагаемый материал представляет собой краткий обзор известных методик (Фотековой Т.А и Колесниковой Е.В.), а так же составленную и используемую на практике в ДОУ экспресс-диагностику.
Чаще всего для определения уровня готовности к обучению грамоте используют «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А. Взяв за основу данную методику, можно выделить ряд, значимых направлений диагностики, адаптированных для дошкольников Для определения речевой готовности к школе предлагается использовать следующие направления диагностики:
- Исследование состояния фонематического восприятия.
- Исследование языкового анализа и синтеза.
- Исследование фонематического анализа.
- Исследование фонематического синтеза.
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
- Исследование словаря и навыков словообразования.
- Исследование грамматического строя речи.
- Исследование связной речи.
По каждому из этих направлений предполагается выполнение детьми одного или нескольких тестовых заданий. Каждое задание имеет инструкцию, комментарии и критерии оценки по трём уровням. (см.приложение №1).Для удобства результаты диагностики заносятся в таблицу (см.приложение №2)
Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет Е.В.Колесниковой направлена на изучение строения звуковой формы слова, а именно добукварного периода. Изучение достижений ребенка позволяет наметить пути дальнейшего обучения, а так же определить области знаний и умений, в которых ребенок испытывает затруднения. Диагностические задания представлены пятью разделами:
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие фонематического слуха
- Развитие графических навыков и моторики
- Развитие звуко-буквенного анализа
- Чтение
Результаты\\ диагностики заносятся в таблицу.
Предлагаемая экспресс-диагностика, на протяжении многих лет является незаменимым материалом для проведения как промежуточных мониторингов, так и итоговых в конце года. Диагностика дошкольника с ОВЗ проводится по следующим направлениям:
- Сформированность фонематического анализа и синтеза
- Умение характеризовать звуки
- Умение выделять ударение
- Умение определять слоговую структуру
- Знание букв и чтение слов
- Умение согласовывать:
- а) существительное с прилагательным
- существительное с местоимением
- существительное с числительными
- Знание структуры предложения
- а) Умение составить предложение
- б) Умение делить предложение на слова
Диагностические листы заполняются на каждого ребенка, а результаты заносятся в таблицу. (см. Приложени 3 и 4).Для большей наглядности уровни готовности выделены разным цветом. Дополнительно можно использовать графические тесты, для определения сформированности моторных навыков и зрительно-пространственных представлений.
Учитель-логопед: Шейнис Е.Б.
Предварительный просмотр:
Раздел программы | Параметры |
Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки) | Дети (Фамилии, имена детей) | Всего баллов | ||||||||||
|
| |||||||||||||
1. | Развитие звуковой культуры речи. | 1. Умение произносить звуки «С» – «Сь» изолированно, в словах и фразовой речи. | 1. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть в их названии? («Сь».) 3. Повтори скороговорку. (Коси коса, пока роса.) | |||||||||||
2. Умение произносить звуки «З» - «Зь» изолированно, в словах и фразовой речи. | 1. Назови предметы. (Замок, зонтик.) Назови первый звук в этих словах. («З».) 2. Назови предметы. (Зеркало, земляника.) Назови первый звук в этих словах. («Зь».) 3. Повтори скороговорку. (У Зины много забот, заболел у зайки живот.) | |||||||||||||
3. Умение произносить звуки «Р» – «Рь» изолированно, в словах и фразовой речи. | 1. Назови предметы. (Ракета, ромашка.) Назови первый звук в этих словах. («Р».) 2. Назови предметы. (Река, репка.) Назови первый звук в этих словах. («Рь».) 3. Повтори скороговорку. (На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка.) | |||||||||||||
4. Умение произносить звуки «Л» – «Ль» изолированно, в словах и фразовой речи.
| 1. Назови предметы. (Лыжи, лампа.) Назови первый звук в этих словах. («Л».) 2. Назови животных. (Лиса, лев.) Назови первый звук в этих словах. («Ль».) 3. Повтори скороговорку. (Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.) | |||||||||||||
Развитие фонематического слуха | 1. Умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце). |
| ||||||||||||
2. Умение делить слова на слоги, подбирать схему слова к предмету, к которому она подходит. |
| |||||||||||||
3. Умение различать твердые и мягкие согласные звуки. | 1. Обведи синим карандашом предметы (мяч, мыло, машина, малина), в названии которых есть звук «М», и зеленым - в названии которых есть звук «Мь». 2. Хлопни в ладоши, если в словах, которые я назову, есть звук «Н» («Нь»). 3. Обведи красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук. 4. Обведи синим карандашом предметы, названия которых начинаются на согласный звук. | |||||||||||||
4. Умение различать слова, похожие по звучанию. | Назови предметы, названия которых звучат похоже. (Коза – стрекоза, мышка – крышка, чашка – рубашка).
| |||||||||||||
5. Умение различать слова, отличающиеся только одним звуком. | Я назову слова, а ты покажи предмет, который я назвала. (Тапки, шапки, речка, печка, норка, горка). | |||||||||||||
6. Умение находить предметы, в название которых не входит заданный звук. | Посмотри на картинки (руль, рыба, чашка, кукла, машина, юла, мыло.) Назови предметы, в названии которых нет звука «Ш» («М»). | |||||||||||||
7. Умение осознавать основные элементы языка: слово, звук, слог. | 1. Посмотри на картинки. (Машина, пирамида, стол, шкаф, кукла, диван). Назови слова, обозначающие игрушки. Назови слова, обозначающие мебель. 2. Скажи сколько звуков в слове «сыр». Назови их.
3. Назови в слове «пила» первый слог, второй. 4. Назови в слове «машина» первый слог, второй, третий. | |||||||||||||
Развитие моторики | Умение управлять пальцами рук. | Давай поиграем с тобой пальчиками. 1. «Зайчик» - пальцы зажаты в кулачок. Ребенок выпрямляет и разводит в стороны указательный и средний пальцы (зайка вытянул уши). 2. «Кольцо» - пальцы сжаты в кулачок. Ребенок выпрямляет большой и указательный пальцы, а затем их соединяет. 3. «Пальчики поздоровались» - ладони рук с поднятыми пальцами напротив друг друга. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальчики сжимаются в «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (пальцы разжимаются). Раз, два, три, четыре, пять (пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца). Начинай играть опять. | ||||||||||||
Развитие графического навыка | 1. Умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии. | 1. Дорисуй палочки флажкам, как показано на рисунке. (Ребенку дается лист бумаги с флажками, на одном из флажков нарисована палочка). 2. Проведи дорожку от собаки к ее домику. (Задание выполняется на листе бумаги, на котором изображены собака и ее дом).
| ||||||||||||
2. Умение рисовать наклонные и округлые линии, узоры в тетради в клетку. | 1. Дорисуй круглые и овальные шарики на ниточках, как показано на рисунке. (Задание выполняется на листе бумаги, на котором изображены 2 воздушных шарика: 1 овальный, 1 круглый с ниточками и 5 ниточек без шариков). 2. Дорисуй стебельки ромашкам. | |||||||||||||
Развитие звуко-буквен ного анализа | 1. Умение писать печатные буквы русского алфавита, соотносить их с соответствующим звуком. | Назови предметы. (Взять 7-8 предметных картинок). Напиши буквы, с которых начинается их название. Назови буквы, которые ты написал. | ||||||||||||
2. Знание букв и умение соотносить их с соответствующим звуком. | Определи первый звук в названии каждого предмета и положи соответствующую букву под картинкой. | |||||||||||||
3. Умение различать гласные и согласные буквы. | 1. Раскрась гласные буквы красным карандашом, а согласные синим. Назови буквы, которые ты раскрасил красным цветом, синим. (Задание выполняется на листе бумаги, где изображены 6 букв).
2. Напиши в красных квадратах красным карандашом гласные буквы, а в черных квадратах синим карандашом - согласные. | |||||||||||||
4. Умение устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами. | Напиши названия предметов. Пиши гласные красным карандашом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым. (Предметы изображены на картинках, а слова пишутся на листе бумаги (4-5 слов)). | |||||||||||||
5. Понимание смысло-различительной роли буквы. | Прочитай слова. Подчеркни во втором слове букву, которой нет в первом. Подбери картинку, которая подходит к данному слову. (Коза – коса, удочка – уточка, миска – киска). | |||||||||||||
6. Умение записывать слова, используя условные обозначения. Умение соотносить схему с названием предмета. | 1. Запиши каждое слово знаками (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый). 2. Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит. | |||||||||||||
7. Умение дописывать предложение словом, подходящим по смыслу, определять количество и последовательность слов в предложении. | 1. Допиши предложение. Скажи, сколько в нем слов. Назови первое, второе слово. (Стоит …(дом), летит …… (ракета)). 2. Допиши предложение. Скажи, сколько в нем слов. Назови первое, второе третье слово. (Девочка поливает ….. (цветы)). | |||||||||||||
8. Умение составлять предложение по сюжетным картинкам, записывать их графически. | 1. Составь предложение к картинке из двух слов. Запиши условными обозначениями. (Дети играют). 2. Составь предложение к картинке из трех слов. Запиши условными обозначениями. (Строители строят дом). (Каждое слово записывается в виде прямоугольника, у первого правая сторона чуть выше и обозначает начало предложения). | |||||||||||||
Степень овладения навыком чтения | 1. Умение читать слова, понимать их. | Прочитай слова. Положи карточку с прочитанным словом под предмет, к которому оно подходит. (Для этого задания дается 10 слов). | ||||||||||||
2. Умение прочитать текст, понять прочитанное и пересказать | 1. Прочитай и отгадай загадки. (2–3 загадки). 2. Прочитай рассказ, затем перескажи его. (Для выполнения этого задания берется рассказ, состоящий из 4–5 предложений). | |||||||||||||
Всего баллов: |
Предварительный просмотр:
Приложение 3 Диагностический лист
1. Сформированность фонематического анализа и синтеза
а) подбор слов на заданный звук (звук «п»)
может | затрудняется (с подсказкой) | не может |
б) определение позиции звука
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
в слове «панама» | |||
в слове «лапа» | |||
в слове «суп» |
в) определение последовательности звуков
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
в слове «сок» | |||
в слове «луна» |
г) определение количества звуков
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
в слове «мак» | |||
в слове «мама» |
2. Умение характеризовать звуки
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
гласный [а] | |||
согласный [с] | |||
твердый [п] | |||
мягкий [л,] | |||
звонкий [б] | |||
глухой [т] |
3. Умение выделять ударение
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
в двухсложном слове «мама» | |||
в трехсложном слове «машина» |
4. Умение определять слоговую структуру
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
в двухсложном слове «пила» | |||
в трехсложном слове «собака» |
5. Знание букв и чтение слов
а) буквы | знает все | знает уже пройденные | не знает |
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
б) слоги | |||
в) слова |
6. Умение согласовывать
а) существительное с прилагательным (про что можно сказать:
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
желтый | |||
желтая | |||
желтое |
б) существительное с местоимением (про что можно сказать:
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
мой | |||
моя | |||
мое |
в) существительное с числительными (посчитай от 1 до 5:
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
ухо | |||
дом | |||
конфета |
7. Знание структуры предложения
а) Умение составить предложение
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
из 2-х слов | |||
из 3-х слов | |||
из 4-х слов |
б) Умение делить предложение на слова (сколько слов в предложении:
может | затрудняется (с подсказкой) | не может | |
Лена пьет | |||
Алик идет домой | |||
Мама шьет красивую юбку |
Условные обозначения:
3-дает ответ | 2 – дает ответ с помощью | 1 – не дает ответ |
- низкий уровень (36-60) - средний уровень (61-84) -высокий уровень (85-108)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Консультация для родителей "Речевые навыки детей. Готовность к обучению грамоте"
Задержка развития речи – один из самых первых предвестников плохой успеваемости в школе....
"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...
К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
Большие трудности при овладении письменной речью возникают у леворуких детей. Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании...
Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе
Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте...
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....