Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе по теме "Фрукты"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гусева Марина Владимировна

Закрепить и актуализировать знания по теме "Фрукты", развивать грамматический строй речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frukty.docx15.18 КБ
Файл konspekt_les.derevya.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : «ФРУКТЫ».

Задачи:

коррекционно-образовательные: 

1. учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, исправлять ошибки в неправильном употреблении падежных окончаний существительных;

2. учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. учить правильно согласовывать прилагательные с существительными;

4. учить отгадывать загадки;

5. учить употреблять  существительные в   родительном падеже;

6.  учить образовывать существительные множественного числа.

 коррекционно – развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь учащихся и расширять их лексический словарь, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать интерес к занятию.

                                                      Ход занятия.

1.Сядет тот, кто исправит ошибки.

Тыква оранжевый цвета.                         Огурец зеленый цвета.            

Помидор круглая формы.                        Морковь оранжевый.

Баклажан овальная.                               Кукуруза сладкий.

2. Ребята, сегодня мы с вами побываем  в саду. Скажите, а вы знаете, какие бывают сады?  (цветочный, детский, фруктовый)

Звучит музыка « Пение птиц в саду»

Мы побываем в фруктовом саду, здесь растут самые разные фрукты.

Назовите, пожалуйста, какие  фрукты могут расти в фруктовом саду? (яблоки, груши, апельсины, сливы, ананасы, лимоны, персики,..)

3. Прислушайтесь, мне кажется кто-то идет. Это наша знакомая, Маруся.

- Здравствуй, Маруся! Откуда ты идешь?

-Здравствуйте, ребята! Я иду из своего фруктового сада, я собирала урожай. Набрала полную корзину.

- Маруся, покажи нам, пожалуйста, какие фрукты растут в твоем саду?

- Конечно, покажу, если отгадаете мои загадки.

В шкуре желтой,                                     Синий мундир,

Кислый он,                                               Желтая подкладка,

Называется …(лимон)                        А в середине сладко.(слива)

Яркий, сладкий, налитой,                 Круглое, румяное.

Весь в обложке золотой.                  Я расту на ветке.

Не с конфетной фабрики,               Любят меня взрослые

А из жаркой Африки.                      И  маленькие детки.

(Апельсин)                                                   (Яблоко)

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву. (Груша)

- Молодцы, все загадки отгадали. Теперь вы знаете, какие фруктовые деревья растут в моем саду.

( яблоня, груша, лимонное дерево, апельсиновое дерево, слива)

4. Динамическая пауза.

« Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим, мы компот.

Угостим честной народ.

5.  Поиграем с фруктами в прятки. (Чего нестало?)

Апельсина, груши, яблока, ананаса, сливы, лимона, мандарина,..

6.  Маруся хочет приготовить из фруктов сок. А как он будет называться?

Сок из яблок –яблочный;                сок из груш - …;

Сок из персиков -…;                        сок из сливы - ..;

Сок из ананаса - ..;                          сок из апельсина - …;

Сок из лимона -…;                         сок из банана - ..;

Сок из граната -..;                         сок из мандарин -…

7. Послушайте внимательно и скажите что неправильно.

На яблоне растут груши.

Апельсины, яблоки и сливы – это овощи.

Из персиков варят абрикосовое варенье.

Груши растут на грядке.

Сок из апельсина называется гранатовый.

8. Ребята, а вы умеете считать? Сейчас мы это проверим.

Два яблока,                                                  Три яблока из сада

Одно сорвать,                                            Ежик притащил.

Ручонка так и тянется.                        Самое румяное

Но прежде надо сосчитать –                Белке подарил.

А сколько же останется?                     С радостью подарок

                                                                   Получила белка.

                                                                  Сосчитайте яблоки

                                                                 У ежа в тарелке.

9. « Повторите словосочетание со словом много»

Одно красное яблоко – много красных яблок.

Один желтый лимон -…

Одна спелая слива - …

Одна сладкая груша - ….

Один красный персик - …

Один сочный ананас - …

10.  К нам в гости зашел наш старый знакомый, Крот.

Он, хочет чтобы вы рассказали ему о лимоне (апельсине).

«Лимон»

Лимон –это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой он полезный. Его кладут в чай.

11. Ребята, расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

Что растет в саду?    Какие фрукты вы знаете?  



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ»

Задачи.

коррекционно-обучающие:

- закрепить и расширить словарный запас по теме «Лес. Деревья»

-учить образовывать относительные прилагательные;

-учить подбирать антонимы;

-закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными и существительные с числительными;

- учить правильно употреблять предлоги.

коррекционно-развивающие:

-совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения;

-развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать общую и мелкую моторику;

- развивать логическое мышление, память, внимание.

коррекционно-воспитательные:

 воспитывать самостоятельность;

-развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности;

-совершенствовать коллективные формы работы;

-воспитывать интерес к занятию.

Ход занятия

1.Звучит лирическая музыка.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь-ка играть!

Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

   Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

2.Какое чудесное утро! Какая чудесная музыка у нас с вами сегодня! Ребята, мне кажется, к нам кто-то идет. Да это же Лиса с Волком.

Лиса. Здравствуйте, ребята! В этот  чудесный денек, мы с Волком хотим пригласить вас прогуляться в наш осенний лес.

3. Отправляемся в лес.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

(Дети садятся на пенечки)

4. Волк. Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашем лесу?

Посмотрите на фотографии и назовите деревья. (Клен, рябина, дуб, каштан, ель, сосна, береза, липа, ива, лиственница,..)

Какие вы молодцы!

5. Лиса. Скажите, как будет называться лес, в котором растут одни березы - ..;одни дубы - ..; одни сосны - ..; одни клены - ..; одни ели - ..;

одни осины - …

6. Лиса. Волк, а ты не помнишь где наш гербарий?

Волк.  Ой, ребята, а что такое гербарий? (ответы детей) Вспомнил, сейчас принесу. Лиса, ты помнишь, какой листик с какого дерева был? Придется просить помощь у ребят.

Листик с рябины – рябиновый;              листик с клена - ….;

Лист с дуба - …;                                          лист с каштана - ..;

Лист с липы - ..;                                          лист с березы - …

7.  Лиса. Ребята, скажите, что растет на веточках деревьев (Листья)

А у елки, сосны, лиственницы? (иголки)

Иголки, это тоже листики и называются они хвоя.

Как будет называться лес в котором растут деревья, покрытые хвоей – хвойный.

Как назовем лес в котором растут деревья, покрытые листьями – лиственный.

8. Волк. Кажется, начинается дождик . Давайте с вами повеселимся под осенним дождем.

Динамическая пауза.

Дождь.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

(Похлопывание ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град.

Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

(поглаживание спины ладошками)

9. Лиса.  Закончите, пожалуйста, предложение.

Дуб большой, а рябина …

Сосна высокая, а куст …

Дорога широкая, а тропинка …

Волк злой, а заяц …

10. Волк. В нашем лесу все лесное. Например,  лесной зверь. 

 Птица - …;               озеро -  …;                    поляна - …;

Ягоды -..;                  ручей -…;                      цветы - …

11. Лиса.  Сосчитайте до пяти.

Один могучий дуб – два … - пять …

Одна плакучая ива – две … - пять …

Одна стройная береза – две … - пять …

Один молодой клен – два … - пять …

Одна кудрявая рябина – две … - пять …

 12. Волк.  К нам в лес приходил Незнайка. Он написал нам рассказ, только мы ничего не поняли. Ребята, помогите нам.

« Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Цветы растут над деревом».

13. Волк. Лиса.   Ребята, вам понравилось в нашем лесу?

О чем мы сегодня с вами говорили?  

Желаем вам удачи и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»

Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»

Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»

Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»

Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...