Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений.

«Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.»

Цели занятии:

Коррекционно-образовательная:

—        Научить детей характеризовать звуки [х], [х’] по акустическим и артикуляционным признакам.

—        Закреплять умение дифференцировать звуки [х]-[х’] на слух и в произношении.

—        Упражнять детей в определении места звуков в словах;

—        Знакомство с графическим образом буквы «х».

Коррекционно-развивающие:

—        Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

—        Развивать голос и дыхание;

—        Развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная:

—        Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

Оборудование: Звуковички Том и Тим, мультимедийная презентация, конструкторы «Собери букву», елочка, елочные игрушки с картинками, в названии которых есть звуки [Х], [Х’], цветные фишки, дидактическое пособие «Домик».


План занятия:

1. Организационный момент. Слайд 1.

2. Сообщение темы занятия. Слайд 1.

3. Развитие артикуляционной моторики. Слайд 1-7.

4. Характеристика [х], [х’] по артикуляционным и акустическим признакам (с опорой на схемы). Слайд 8-10.

5. Дифференциация [х] – [х’] на слух и в произношении. Слайд 11.

6. Пальчиковая гимнастика «Елочка». Слайд 12.

7. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук) Слайд 12.

8. Определение позиции «х» в словах (по картинкам). Слайд 13-15.

9. Знакомство с буквой «Х». Слайд 16-17.

10. Итог занятия. Слайд 18.


Ход занятия.

Этапы занятия

Слова логопеда

Примерные ответы детей.

1. Организационный момент.

- Ребята, сейчас время года зима. На улице холодно, выпало много снега. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в зимний лес. В лесу тоже много снега и лежат кругом высокие сугробы.

- А что нам нужно чтобы пройти через высокие сугробы по снегу? Лыжи и лыжные палки конечно. Оденем на ноги лыжи, возьмем в руки лыжные палки и отправимся в дорогу. Я пойду первой, а вы за мной друг за другом. Мои лыжи скользят по снегу и раздается такой звук Хь-Хь-Хь-Хь. Готовы? Ну тогда вперед.

- Хь-Хь-Хь-Хь.

Долго мы шли и оказались на лесной полянке. Отложим палки. Снимем лыжи. Подышим свежим, морозным воздухом! Вдох носиком, выдох ротиком.

В лесу холодно у нас замерзли ручки. Погреем их. Вот так. Х-х-х-х.

- Лыжи и лыжные палки.

- Хь-Хь-Хь-Хь.

Х-х-х-х.

Слайд 1.

2. Сообщение темы занятия.

Пока мы грели ручки я, увидела, что кто-то прячется под елочкой. Ой да это же наши звуковички. Ребята знаете, что с ними приключилось? Том и Тим шли к вам в гости через лес и несли красивые елочные игрушки. А по дороге встретили озорных зверят Бельчонка, Зайчонка и Лисенка. Они обхитрили их и спрятали игрушки. Том и Тим просят вас помочь.

- Поможем им?

Хорошо. Они вернут нам игрушки, если мы выполним их задания.

Да.

Слайд 1.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Первым к нам прибежал озорной бельчонок.

Он отдаст нам игрушки, если мы научим его, делать артикуляционную гимнастику для губ и язычка. Смотрим на экран и следим за цифрами.

Улыбка                                               

Заборчик                                           

Качели маленькие.

Чистим нижние зубки

Надуем правую щеку, потом левую.

Молодцы! Очень хорошо! Бельчонок научился делать артикуляционную гимнастику. А за это он отдает нам спрятанные игрушки. 

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

3. Характеристика [х], [х’] по артикуляционным и акустическим признакам (с опорой на схему).

Убежал бельчонок и прибежал веселый зайчонок.

- Ребята скажите какой звук мы слышали, когда лыжи скользили по снегу? Хь-Хь-Хь.

- А когда мы дули на ладошки какой звук произносили? Х-Х-Х.

Зайчонок хочет, чтобы мы научили его произносить эти звуки, и тогда он отдаст нам игрушки. Давайте ему расскажем, как же мы произносим эти звуки.

- Кто самый смелый, кто сможет рассказать, как нужно поставить губки и язычок, чтобы эти звуки произнести?

- А кто расскажет, какие это у нас звуки?

- Ребята, а это разные или одинаковые звуки? А что у них разного?

Теперь зайчонок умеет правильно произносить звуки [Х], [Х’] и возвращает нам еще игрушки.

Возьмем наших звуковичков с собой и пройдем на лесную полянку, сядем на пенечки.

Хь-Хь-Хь.

Х-Х-Х.

При произнесении звуков [х], [х’] рот открыт, язык выгибается горкой, изо рта выходит тёплая воздушная струя, голосовые связки не работают.

Эти звуки согласные, глухие, бывают твёрдыми и мягкими. Х – твердый, Хь – мягкий.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

5. Дифференциация [х] – [х’] на слух и в произношении:

А теперь к нам прибежал хитрый лисенок.

Ребята, он не может разобраться какой звук твердый, а какой мягкий. Научим его не путать их.

Сыграем в игру «Сигнальщики». 

Возьмите карточки. Слушайте меня внимательно.

Из ряда звуков: х, хь, хь, х, х, хь.

Из ряда слогов: ха, хи, хе, хэ, ух, ох.

Из ряда слов: Хомяк, хижина, охотник, духи, петухи.

Вот теперь лисенок не будет путать эти звуки и вернул нам все остальные игрушки.

Том и Тим простили озорников и предлагают вам украсить елочку для зверят. Я на полянке видела одну очень красивую. Пройдем к этой елочке.

Дети поднимают карточку вверх синим или зеленым квадратом вверх, в зависимости от того, твёрдый или мягкий звук они слышат.

Слайд 11.

6. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

В лесу на полянке холодно. Согреем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

Перед нами елочка:

Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка  «елочки».

Шишечки, иголочки.

Кулачки, указательные пальчики

  выставлены.

Шарики, фонарики,

«Шарики» из пальцев вверх, вниз

Зайчики и свечки,

«Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены,  пальцы сжаты.

Звезды, человечки.

Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный стоят на столе.

Слайд 12.

7. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук)

Теперь можно и елочку украсить. Посмотрите на каждой игрушке есть картинка. Вешать будем только те игрушки, в которых в начале слова слышится звук Х или Хь.

Молодцы красивая получилась елочк?

8. Определение позиции «х» в словах (по картинкам).

А теперь Том и Тим хотят проверить, как вы научились искать звуки в словах. Пройдем снова к нашим пенечкам на полянку. Будем искать в словах звук Х. Какой у этого звука характер? Правильно твердый. Каким символом мы обозначаем звук Х? Правильно, маленьким синим кружочком. Достанем его. Возьмем наши домики с окошками. Слушаем слова внимательно.

Дети определяют позицию звука [х] в словах «петух», «хобот», «хомяк» опираясь на слуховое восприятие, передвигают символ звука Х в зависимости от того, где слышится звук [х] в этих словах – в начале или в конце слова.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

9. Знакомство с буквой «Х».

Звуки Х, Хь живут в одном домике – в букве Х.

Две палочки скрестили,

Букву Х мы получили.

Скажите сколько в этой букве палочек? Правильно две. Эту букву можно сделать из пальчиков, из ручек, сделаем ее. А можно сделать из счетных палочек. Возьмем 2 счетные палочки и выложим букву Х из счетных палочек. Конструктор «Собери букву».

А теперь давайте посмотрим на что же похожа буква Х.

Игра «На что похожа буква».        

Слайд 16.

Слайд 17.

10. Итог занятия.

Лесным зверятам очень понравилось с вами сегодня заниматься и они приготовили для вас подарочки – снежинки, чтобы вы могли украсить свою группу в детском саду.

- Вам понравилось занятие?

- А что понравилось?

Попрощаемся с ними. А нам снова пора в детский сад. Наденем лыжи, возьмем палки и в дорогу. Наши лыжи скользят: Хь-Хь-Хь.

Слайд 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Незнайка покупает посуду».

Цель:Коррекционное-образовательные цели:-расширить и углубить представления детей о посуде закрепить навык четкого произношения звука [с]-закрепление четкой артикуляции и характеристики звука [с]...