"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии на тему

Митракович Любовь Васильевна

Развитие связной речи детей дошкольного возраста - консультация для воспитателей с памяткой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Какие факторы облегчают процесс становления  связной речи?

  1. Наглядноcть.  Рассматривание предметов, картин помогают детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
  2. Создание  развивающей среды.
  3. Создание вспомогательного плана высказывания

В какой последовательности происходит обучение детей самостоятельному рассказыванию:

1.  Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2.  По серии сюжетных картин.

3.  По одной сюжетной картине.

4. Составление описательного рассказа о предметах или по  

   представлению.

Наиболее интересные словесные игры для детей:

Обогащение словарного запаса

  • «Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы).
  • «Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый).
  • «Подберем красивые слова о кошечке: какая она?» (пушистая, веселая, быстрая, умная).
  • «Что летает, ползает, идет, едет?» Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная.
  • Игра — соревнование: «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек).
  • «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Узнай предмет по описанию» (Рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
  • «Назови и подбери 4-5 картинок на определенную тему». (Мебель, посуда).

Формирование грамматического строя речи

 

  • «Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге).
  • «Какое слово убежало?» (Алеша ел...).
  • «Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем...)
  • «Исправь Незнайку» (Машина едет по реке).
  • «Из чего сделаны предметы?» (Расскажи о деревянных).
  • «Почемучка» (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? Потому что сам сваливает грузы).
  • Игра «Один — много» (дерево — деревья; стол — столы).

 

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

(консультация для воспитателей на педсовет)

          Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложного явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь. В настоящее время проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной.

         Федеральные государственные требования, предъявляемые к дошкольному образованию, выделяют связную речь, как    один из компонентов устной речи детей, в образовательную область «Коммуникация».  Главной задачей развития речи ребёнка к старшему дошкольному возрасту является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательного рассказа¸ создание творческих  рассказов,  сочинение рассказов по картине, из личного опыта.    

 Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребёнка.

          Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью.  Педагог должен чётко представлять весь путь речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

          Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.

          Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

          Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Мы упражняем малыша в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детсаду, в свободное время как отдых или развлечение.
В лексических играх дети учатся классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

 Вот наиболее интересные словесные игры для детей.

  • «Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы).
  • «Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый).
  • «Подберем красивые слова о кошечке: какая она?» (пушистая, веселая, быстрая, умная).
  • «Что летает, ползает, идет, едет?» Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная.
  • Игра — соревнование: «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек).
  • «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Узнай предмет по описанию» (Рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
  • « Подбери 4-5 картинок на определенную тему». (Мебель, посуда).

         

          Следующий этап работы над связной речью — формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи — показатель умственного развития ребенка и средство формирования связной речи. Дети, у которых он не сформирован, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на  занятиях, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы они хорошо учились и могли самостоятельно высказываться, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободное время. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-4-х лет.

Примеры игр для формирования грамматического строя речи

  • «Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге).
  • «Какое слово убежало?» (Алеша ел...).
  • «Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем...)
  • «Исправь Незнайку» (Машина едет по реке).
  • «Из чего сделаны предметы?»  
  • «Почемучка» (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? Потому что сам сваливает грузы).
  •  «Один — много» (дерево — деревья; стол — столы).
  • «1-2-5» (одно ухо, два уха, пять ушей)

            Дошкольники должны отвечать на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?) и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня про погоду, про папу».

          Необходимо обращать внимание на использование ими предлогов в речи: в, на, под, возле, около, из-за. Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?». Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить его пользоваться предложениями простыми и распространенными.

           Чтобы он научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов.  Детям  предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания».

          Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ. Дети овладевают анализом, синтезом, сравнением, повышается продуктивность запоминания. Работа с моделями творческая, интересная, многовариативная, заключающая в себе огромный развивающий потенциал.

          В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (пример работы с мнемотаблицей)

           Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.

          Большой популярностью пользуются модели  (схемы) Т.А. Ткаченко. Их рекомендуется  использовать при описании игрушек, одежды, посуды, животных, времён года… (пример работы со схемой)

           Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

          При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

         

           Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо  проводить беседы  на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий. Педагогу важно замечать индивидуальные проявления детей в освоении языка, поддерживать развитие способностей детей.

Речевые умения позволяют детям в процессе коммуникации со сверстниками обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность, договариваться о распределении ролей и координации действий в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...