Логоритмика для дошкольников 4-5 лет. Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Дякина Надежда Яковлевна

Одним из направлений логоритмических занятий с детьми 4-5 лет является работа по развитию компонентов интонационной стороны речи, куда входят игры и упражнения на развитие интонации, ритма, темпа речи; высоты, силы и громкости голоса и т.д.  Систематическая работа  по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребенка, значительно облегчает  ему общение, обеспечивает ребенку удовлетворение его интеллектуальных  и эмоциональных  потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_upr_intonatsion._storony_rechi.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития компонентов

интонационной стороны речи

1. Работа над ритмом. 

Упражнения: в виде игры ребёнку предоставляются разные способы воспроизведения ритма: похлопать в ладоши, постучать любым предметов по столу (игрушкой, карандашом, ручкой и т.д).

Упражнение №1. «Сегодня к нам на занятие пришла лисичка. Она приехала рано утром и  постучала вот так: I I. Покажи, как лисичка стучала (ребёнок воспроизводит ритм). Занятие продолжается: «Лисичка постучала, но я подумала, что идет дождь, и не открыла ей двери. Тогда она решила постучать ещё раз, но по-другому: III-III. Покажи мне, как стучала лисичка (ребёнок повторяет ритм). Если представлен не один персонаж, то ребёнок может стучать по-разному.

Упражнение № 2. Ребёнку предлагается положить руки на стол. Педагог простукивает пальцем определенный ритм  по столу и просит повторить данный ритмический рисунок попеременно с каждым пальцем (рука должна быть неподвижна).

Упражнение №3. «Звучащие жесты»

Едет, едет паровоз.

Автор Г.Р.Несакс.

Текст

Звучащие жесты

Едет, едет паровоз

Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям

Две трубы и сто колёс

Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям

Две трубы, сто колёс

2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок

Машинистом – рыжий пёс.

Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям

Две трубы, сто колёс

2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок

Машинистом – рыжий пёс.

Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям

        Ёжик и бычок.

Автор Л.В.Виноградов.

Текст

Звучащие жесты

Встретил ёжика бычок

Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

И лизнул его в бочок.

Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

А лизнув его в бочок

Притопы

Уколол свой язычок.

Пальчиками по коленям

Дятел.

Муз. Н.Леви.

Текст

Звучащие жесты

Тук, тук, тук-тук-тук

Стучим кулачок об кулачок.

Мы в лесу слыхали стук.

Поочерёдно хлопки по коленям.

Тук, тук, тук-тук-тук

Стучим кулачок об кулачок.

Это дятел сел на сук

Поочерёдно притопы ногами.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Стучим кулачок об кулачок.

Тук-тук-тук

Поочерёдно хлопки по коленям

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Стучим кулачок об кулачок

Тук-тук-тук

Притопы ногами.

 Лягушка.

Автор Л.В.Виноградов.

Текст

Звучащие жесты

Вот лягушка по дорожке

Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

Скачет, вытянувши ножки:

Щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)

Ква-ква-ква

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Ква-ква-ква!

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Непогода

Текст

Звучащие жесты

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!

хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап!

шлепают по коленям.

Ноги:  шлеп, шлеп, шлеп!

топают попеременно ногами.

Дети: ха, ха, ха!

вытягивают руки вперед ладонями вверх.

Мама: ах, ах, ах!

 качают головой, держась за нее руками

Дождик: кап, кап, кап!

 шлепают по коленям.

Туча: бах, бах, бах!

топают ногами.

2. Работа над интонацией.

Упражнение № 1. Суть упражнения в том, чтобы дети научились передавать интонацию разных эмоций, например, эмоцию страха, удивления, радости и т.д. Необходимо предложить ребёнку фразу: «Пошёл снег». Ему необходимо повторить её с разными интонациями, которые будут показывать, что они рады, их это удивляет и т. д. Фразы можно предлагать разные.

Упражнение №2.  «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики. Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей. Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.) Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку»

Упражнение №3. Игры-диалоги

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

-Фи, футбол!

Сказала мама:

Фу, футбол!

Сестра сказала:

-Ну, футбол...

А я ответил:

Во, ФУТБОЛ!

Г. Сапгир

  1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
  2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
  3. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

СОРОКА И МЫШЬ

  • Мышка-трусишка, ты треска боишься?
  • Ни крошки не боюсь!
  • А громкого топота?
  • Ни капельки не боюсь!
  • А страшного рёва?
  • Нисколечко не боюсь!
  • А чего же тогда ты боишься?
  • Да тихого шороха...

Н. Сладкое

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в середине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ , МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

КТО КОГО

  • Кто кого обидел первый?
  • Он меня!
  • Нет, он меня!
  • Кто кого ударил первый?
  • Он меня!
  • Нет, он меня.
  • Вы же раньше так дружили!
  • Я дружил.
  • И я дружил.
  • Что же вы не поделили?
  • Я забыл.
  • И я забыл.

В. Орлов

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

3. Работа над развитием высоты, силы и громкости голоса.

Упражнение № 1. Ребёнку необходимо произнести текст и изменить силу голоса в зависимости от содержания:

Тише, тише. Кот на крыше, (нужно произнести очень тихо, практически без голоса).

 И котята чуть-чуть выше (данная строчка произносится шёпотом).

Кот пошел за молоком (необходимо произнести с обычной громкостью голоса).

 А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (данная фраза произносится громко).

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (нужно произнести очень громко).

Упражнение №2    «Тишина»
    Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
 
  Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
              Была     (произносится голосом обычной силы)
             тишина,  тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)
             Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать)
             грохотом   (громче)
             грома    (еще громче)
              сменилась она.      (громко)
              И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)
               тихонько       (произносится очень тихо)
              Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)
            Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)
            Закапал по крыше…

      «Лягушки и кукушки»

 Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К. 

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

     Ква, ква  -  (произносится низким голосом)   урчат лягушки.
     Ку – ку -     (произносится высоким голосом)   кричит кукушка.
     Целый день по лесу:
     Ква – ква  (произносим низким голосом),
   ку – ку       (произносим высоким голосом).
     Ква –ква     ( произносим низким голосом),   
      ку – ку       ( произносим высоким голосом). 

4. Работа над тембром.

Упражнение №1. Необходимо объяснить ребёнку, что звук слышится громко и отчётливо, когда он раздаётся где-то рядом. Когда звук слышится 52 вдалеке, то его плохо слышно, и он кажется спокойным. Далее ребёнку предлагается послушать, например, мяукание кошки (звукоподражание можно взять любое) и сказать, как слышится звук близко или далеко, громко или тихо. Ролями можно поменяться, то есть ребёнок загадывает звук, а педагог отгадывает.

Упражнение № 2. Ребёнку предлагается встать, так чтобы опущенные руки было развести в стороны, далее необходимо произнести тихим голосом: «У ___». Потом руки нужно сложить на грудь и произнести тот же звук, но уже нормальным голосом: «У ___». Далее необходимо поднять руки вверх и громко произнести: «У ___». Можно повторить это с другими гласными или слогами, например, «ПА-ПО-ПУ». Упражнение № 3. Ребёнку предлагается медленно опускать и поднимать руки, при этом произносить «А ___ПА ___». Чем выше руки, тем больше повышается голос, если руки опускаются, голос становится ниже. Данное упражнение можно проводить с разными звуками.

Игра «Угадай, кто говорит»

Цель. Развитие восприятия тембра голоса.

-Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи. Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).

5.Работа над темпом речи

 Упражнение №1. «Будь внимательным»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит? Ну, что споём? Ну что, споём?

Упражнение№2.  «Муха-Цокотуха»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.

Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки (в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе)

Не желают воевать! (в среднем темпе)

 И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе)

(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

- Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких - медленно? Как ты думаешь почему?

Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.

Упражнение№3. «На крыше»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Серый кот залез на крышу.

Ну а там сидели мыши. (Пробегают пальцами от коленок до макушки).

 Как увидели кота,

 Разбежались кто куда. Быстро (пробегают пальцами вниз от макушки до колен).

Упражнение №4.  «Курочка и цыплята»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки

– «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп)

А за ней ребята – Желтые цыплята (быстрый темп).

Упражнение №5.  «Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Игра «Просьба»Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения про...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....

Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

Представлены игры и игровые упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста....