Логоритмика для дошкольников 4-5 лет. Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Одним из направлений логоритмических занятий с детьми 4-5 лет является работа по развитию компонентов интонационной стороны речи, куда входят игры и упражнения на развитие интонации, ритма, темпа речи; высоты, силы и громкости голоса и т.д. Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребенка, значительно облегчает ему общение, обеспечивает ребенку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr_intonatsion._storony_rechi.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития компонентов
интонационной стороны речи
1. Работа над ритмом.
Упражнения: в виде игры ребёнку предоставляются разные способы воспроизведения ритма: похлопать в ладоши, постучать любым предметов по столу (игрушкой, карандашом, ручкой и т.д).
Упражнение №1. «Сегодня к нам на занятие пришла лисичка. Она приехала рано утром и постучала вот так: I I. Покажи, как лисичка стучала (ребёнок воспроизводит ритм). Занятие продолжается: «Лисичка постучала, но я подумала, что идет дождь, и не открыла ей двери. Тогда она решила постучать ещё раз, но по-другому: III-III. Покажи мне, как стучала лисичка (ребёнок повторяет ритм). Если представлен не один персонаж, то ребёнок может стучать по-разному.
Упражнение № 2. Ребёнку предлагается положить руки на стол. Педагог простукивает пальцем определенный ритм по столу и просит повторить данный ритмический рисунок попеременно с каждым пальцем (рука должна быть неподвижна).
Упражнение №3. «Звучащие жесты»
Едет, едет паровоз.
Автор Г.Р.Несакс.
Текст | Звучащие жесты |
Едет, едет паровоз | Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям |
Две трубы и сто колёс | Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям |
Две трубы, сто колёс | 2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок |
Машинистом – рыжий пёс. | Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям |
Две трубы, сто колёс | 2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок |
Машинистом – рыжий пёс. | Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям |
Ёжик и бычок.
Автор Л.В.Виноградов.
Текст | Звучащие жесты |
Встретил ёжика бычок | Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу) |
И лизнул его в бочок. | Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу) |
А лизнув его в бочок | Притопы |
Уколол свой язычок. | Пальчиками по коленям |
Дятел.
Муз. Н.Леви.
Текст | Звучащие жесты |
Тук, тук, тук-тук-тук | Стучим кулачок об кулачок. |
Мы в лесу слыхали стук. | Поочерёдно хлопки по коленям. |
Тук, тук, тук-тук-тук | Стучим кулачок об кулачок. |
Это дятел сел на сук | Поочерёдно притопы ногами. |
Тук-тук-тук, тук-тук-тук | Стучим кулачок об кулачок. |
Тук-тук-тук | Поочерёдно хлопки по коленям |
Тук-тук-тук, тук-тук-тук | Стучим кулачок об кулачок |
Тук-тук-тук | Притопы ногами. |
Лягушка.
Автор Л.В.Виноградов.
Текст | Звучащие жесты |
Вот лягушка по дорожке | Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу) |
Скачет, вытянувши ножки: | Щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног) |
Ква-ква-ква | Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши |
Ква-ква-ква! | Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши |
Непогода
Текст | Звучащие жесты |
Птица: кар, кар, кар! | |
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! | хлопают в ладоши. |
Дождик: кап, кап, кап! | шлепают по коленям. |
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! | топают попеременно ногами. |
Дети: ха, ха, ха! | вытягивают руки вперед ладонями вверх. |
Мама: ах, ах, ах! | качают головой, держась за нее руками |
Дождик: кап, кап, кап! | шлепают по коленям. |
Туча: бах, бах, бах! | топают ногами. |
2. Работа над интонацией.
Упражнение № 1. Суть упражнения в том, чтобы дети научились передавать интонацию разных эмоций, например, эмоцию страха, удивления, радости и т.д. Необходимо предложить ребёнку фразу: «Пошёл снег». Ему необходимо повторить её с разными интонациями, которые будут показывать, что они рады, их это удивляет и т. д. Фразы можно предлагать разные.
Упражнение №2. «Вопрос-ответ»
Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики. Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей. Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.) Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку»
Упражнение №3. Игры-диалоги
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
-Фи, футбол!
Сказала мама:
Фу, футбол!
Сестра сказала:
-Ну, футбол...
А я ответил:
Во, ФУТБОЛ!
Г. Сапгир
- Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
- Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
- Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).
СОРОКА И МЫШЬ
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошки не боюсь!
- А громкого топота?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же тогда ты боишься?
- Да тихого шороха...
Н. Сладкое
- Изобрази шорох, топот, рёв.
- Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
- Определи, где стоит звук Ш (в начале, в середине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ , МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).
КТО КОГО
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
В. Орлов
Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?
3. Работа над развитием высоты, силы и громкости голоса.
Упражнение № 1. Ребёнку необходимо произнести текст и изменить силу голоса в зависимости от содержания:
Тише, тише. Кот на крыше, (нужно произнести очень тихо, практически без голоса).
И котята чуть-чуть выше (данная строчка произносится шёпотом).
Кот пошел за молоком (необходимо произнести с обычной громкостью голоса).
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (данная фраза произносится громко).
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (нужно произнести очень громко).
Упражнение №2 «Тишина»
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
«Лягушки и кукушки»
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква ( произносим низким голосом),
ку – ку ( произносим высоким голосом).
4. Работа над тембром.
Упражнение №1. Необходимо объяснить ребёнку, что звук слышится громко и отчётливо, когда он раздаётся где-то рядом. Когда звук слышится 52 вдалеке, то его плохо слышно, и он кажется спокойным. Далее ребёнку предлагается послушать, например, мяукание кошки (звукоподражание можно взять любое) и сказать, как слышится звук близко или далеко, громко или тихо. Ролями можно поменяться, то есть ребёнок загадывает звук, а педагог отгадывает.
Упражнение № 2. Ребёнку предлагается встать, так чтобы опущенные руки было развести в стороны, далее необходимо произнести тихим голосом: «У ___». Потом руки нужно сложить на грудь и произнести тот же звук, но уже нормальным голосом: «У ___». Далее необходимо поднять руки вверх и громко произнести: «У ___». Можно повторить это с другими гласными или слогами, например, «ПА-ПО-ПУ». Упражнение № 3. Ребёнку предлагается медленно опускать и поднимать руки, при этом произносить «А ___ПА ___». Чем выше руки, тем больше повышается голос, если руки опускаются, голос становится ниже. Данное упражнение можно проводить с разными звуками.
Игра «Угадай, кто говорит»
Цель. Развитие восприятия тембра голоса.
-Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи. Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).
5.Работа над темпом речи
Упражнение №1. «Будь внимательным»
Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.
Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит? Что болит? Ну, что споём? Ну что, споём?
Упражнение№2. «Муха-Цокотуха»
Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.
Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.
Но жуки-червяки (в среднем темпе)
Испугалися, (в среднем темпе)
По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)
Тараканы (в быстром темпе)
Под диваны, (в быстром темпе)
А козявочки (в быстром темпе)
Под лавочки, (в быстром темпе)
А букашки под кровать – (в быстром темпе)
Не желают воевать! (в среднем темпе)
И никто даже с места (в медленном темпе)
Не сдвинется… (в медленном темпе)
(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)
- Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких - медленно? Как ты думаешь почему?
Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.
Упражнение№3. «На крыше»
Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.
Серый кот залез на крышу.
Ну а там сидели мыши. (Пробегают пальцами от коленок до макушки).
Как увидели кота,
Разбежались кто куда. Быстро (пробегают пальцами вниз от макушки до колен).
Упражнение №4. «Курочка и цыплята»
Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.
Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки
– «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп)
А за ней ребята – Желтые цыплята (быстрый темп).
Упражнение №5. «Поехали, поехали»
Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.
Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
В помощь педагогам и родителям...
Коррекция и развитие мелодико-интонационной стороны речи и эмоциональности через пение в работе с умственно отсталыми детьми.
рекомендую для работы с детьми УО разных возрастов...
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Игра «Просьба»Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения про...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Представлены игры и игровые упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста....