Статья "Состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией"
статья по логопедии

Чекстер Елена Валериевна

В данной статье рассматривается состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. В настоящее время к числу наиболее распространенных речевых расстройств у детей дошкольного возраста относят дизартрию, имеющую тенденцию к значительному росту. Вследствие неполноценности произносительной стороны речи при дизартрии нередко имеет место вторичная недостаточность фонематических функций, что, в свою очередь, препятствует полноценному усвоению всех компонентов речевой функциональной системы, а в школьном возрасте и овладению навыками чтения и письма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

В специальной литературе, посвященной проблеме дизартрии (работы  Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой и Н.Н. Волосковой, Е.Н. Винарской, Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой, О.А. Токаревой), подробно описываются и анализируются этиология, патогенез и симптоматика дизартрии. Все авторы придерживаются точки зрения, что в синдроме имеющихся нарушений у детей с дизартрией, наряду с нарушением произносительной стороны речи, нередко наблюдается и вторичное недоразвитие фонематической системы.

При исследовании различения слов, близких по звуковому составу, дети с дизартрией представляют неоднородную группу. Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации, слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2—4) детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными все дети оказываются несостоятельными.  Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

Учеными выделены следующие виды фонематического недоразвития у детей со стертой дизартрией: 1) избирательная нечёткость фонематического восприятия, связанная с недостаточностью произносительных дифференцировок;

2) несформированность всех видов фонематического анализа как процесса умственного действия и фонематических представлений; 3) избирательное нарушение некоторых видов фонематического анализа и фонематических представлений1.

Несформированность фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией носит избирательный характер, проявляется преимущественно только на неправильно произносимых звуках. Так, дети неверно показывают картинки на слова-квазиомонимы, отличающиеся неправильно произносимыми свистящими и шипящими звуками (миска-мишка, крыса-крыша и др.), смешивают звуки при подборе слов на тот или иной звук, неправильно раскладывают картинки на смешиваемые звуки. При этом выполнение заданий на раскладывание картинок на оппозиционные звуки оказывается особенно трудным, если названия картинок произносятся самим ребёнком, т.е. на основе произношения. При подборе слов дети также опираются не на слуховые образы, а на собственное неправильное произношение.

Экспериментальное исследование фонематического восприятия у дошкольников с речевой патологией, проведенное Н.Н. Китаевой и Г.В. Косаговой, позволило выявить следующие наиболее типичные виды ошибок:

  • нарушение воспроизведения ряда слогов с оппозиционными фонемами (свистящие-шипящие, парные глухие и звонкие, аффрикаты и их компоненты, ротовые сонорные звуки Л – Р);
  • замены и смешения звуков;
  • трудности различения слов, близких по звучанию.

Указанные ошибки авторы связывают с нарушением звукопроизношения детей, низким уровнем слухового внимания, снижением способности детей к запоминанию серий слогов и трудностями переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

С.В. Волкова на основании изучения фонематических процессов у детей с органическими поражениями головного мозга (в том числе и с дизартрией) сделала вывод о том, что нарушение фонематических функций обусловлено недостаточностью ряда базовых компонентов фонематического слуха:

1) нейрорегуляторного (слуховое внимание как сосредоточение на речевых и неречевых раздражителях);

2) мнестического (слуховая память как запечатление, удержание и извлечение слуховых образцов);

3) когнитивного (анализ, сопоставление и различение неречевых и речевых звуковых раздражителей).

Наиболее частотными ошибками детей с дизартрией при исследовании у них состояния фонематических процессов являются:

  • вычленение из слова слога вместо звука (фонематический анализ). Наиболее часто дети называют вместо первого звука в слове начальный слов, являющийся открытым (СГ). Это свидетельствует о трудностях расчленения слога на составляющие его элементы, что обусловлено высокой артикуляторной слитностью образующих его звуков.
  • слабость удержания в оперативной слухоречевой памяти всех предъявленных звуков (фонематический синтез).
  • трудности актуализации слов в соответствии с заданными условиями, определяющими наличие определенного звука в слове, его позицию (фонематические представления).

В основе этих недостатков лежит как нарушение произносительной стороны речи у детей с дизартрией, препятствующее полноценному формированию фонематических процессов, так   и   недостаточность   базовых   компонентов, в детерминирующих развитие фонематической системы (слуховое внимание и память, аналитико-синтетическая деятельность).

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что при дизартрии в результате недостаточности функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме, что является причиной нарушений фонематической системы. Смазанная речь детей с дизартрией не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, вследствие чего звуки речи часто опознаются и дифференцируются неверно. Таким образом, недоразвитие функций фонематической системы у детей с дизартрией может проявляться в недифференцированности фонематического восприятия (трудности различения оппозиционных фонем), в несформированности фонематического анализа и синтеза, недостаточности фонематических представлений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией...

Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...