«Путешествие в страну звука [ Р ]»
план-конспект занятия по логопедии по теме
Конспект занятия для логопедической группы детского сада на тему «Путешествие в страну звука [ Р ]»
Цель занятия: Уточнить и систематизировать знания детей о звуке и букве «Р».
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- учить давать характеристику звуку; подбирать картинки на заданный звук.
2) Коррекционно-развивающие:
- закреплять правильное произношение звука [ Р ] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять понятия «слог», «согласный звук», «буква», «звук»;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию движений;
- развивать память, внимание.
3) Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
- прививать дружеские отношения.
Оборудование педагогического процесса:
Кроссворд; маркер; картины с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго), Красной Шапочки, Чебурашки, Буратино, Крокодила Гены; лабиринт; цветные карандаши; звуковые домики; картинки на звук [ Р ]; смайлики, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_goda.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для логопедической группы детского сада
Провела: логопед
МБДОУ №7 г. Меленки
Брагина Е.Н.
2014г
Тема занятия: «Путешествие в страну звука [ Р ]».
Цель занятия: Уточнить и систематизировать знания детей о звуке и букве «Р».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить давать характеристику звуку; подбирать картинки на заданный звук.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять правильное произношение звука [ Р ] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять понятия «слог», «согласный звук», «буква», «звук»;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию движений;
- развивать память, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
- прививать дружеские отношения.
Оборудование педагогического процесса:
Кроссворд; маркер; картины с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго), Красной Шапочки, Чебурашки, Буратино, Крокодила Гены; лабиринт; цветные карандаши; звуковые домики; картинки на звук [ Р ]; смайлики, ИКТ.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(дети встают в круг)
Логопед:
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, слово такое прекрасное,
Доброе, красивое, чуточку нежное.
Здравствуйте, скажем, мы всем и всему,
Здравствуйте, скажем, мы новому дню.
- Ребята, вы меня узнали, кто я?
Дети: Мальвина.
Логопед:
- Из какой сказки?
Дети: Приключения Буратино.
Логопед:
- Вы любите путешествовать? (Да) Сегодня, я предлагаю отправиться в путешествие, в страну, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами.
- Послушайте стихи – загадки:
1. Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё, а ну, подскажи ей имя её? (Красная Шапочка)
2. Носик круглый, пятачок, им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком, вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же, братья дружные похоже. Отгадайте без подсказок, кто герои этой сказки? (Три поросёнка)
3. У отца был мальчик странный, необычный – деревянный, что за странный, человек деревянный. На земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос суёт свой длинный, кто же это? (Буратино)
- Молодцы! Да, это Кр-р-расная Шапочка, три пор-р-росёнка, Бур-р-ратино.
- Теперь, скажите, какой звук встречается во всех этих словах?
Дети: Встречается звук [ Р ].
2. Сообщение темы.
Логопед:
- В страну какого звука мы отправимся?
Дети: В страну звука [ Р ].
Логопед:
- Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.
- Чтобы отправится, нам нужно вспомнить наше главное правило:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко, говорим,
Никогда мы не спешим.
Дети садятся за столы.
3. Характеристика звука.
Логопед:
- Ребята, давайте произнесём звук [ Р ] громко…….. Теперь – тихо.
- Расскажите мне о звуке [ Р ]. Какой он?
Дети: Звук [ Р ] согласный, произносится отрывисто, он твёрдый и звонкий.
4. Произнесение звука в слогах.
Развитие фонематического слуха
Логопед:
- Хорошо. Сейчас, я вам предлагаю поиграть. Первая игра называется
«Придумайте слово по первому слогу».
- Но, сначала: ко мне скажет, что такое слог?
Дети: Слог – это два или три звука.
Логопед:
- Молодцы!
Ра – ра – ра – начинается игра.
- Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова. (работа, ракета, радуга, растение…..)
- Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ (рука, ручей рубашка, ручка…..)
- Отгадайте ребус (РЫБАК), какой первый слог? (РЫ) Придумайте слова на слог РЫ (рыба, рысь, рыбак….)
- Последнее, придумайте слова со слогом РО (робот, рот, роза, Рома……)
- Молодцы! Как много слов вы знаете.
- Следующая игра называется
«Рассыпанные слоги».
- Я буду произносить отдельные слоги, а вы должны составить слова.
Например: РА НО (слова – рано, нора).
Слоги: РО ЗА, РЫ БА, АР БУЗ, ГО РА, ДО ГА РО.
(роза, рыба, арбуз, гора, дорога)
Логопед:
- Хорошо! По этой дороге мы пойдём дальше и на пути, «встречается кроссворд».
5. Отгадывание кроссворда.
Логопед:
- Прежде, чем отгадать кроссворд, давайте вспомним.
- Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Логопед:
- Молодцы! Здесь у меня написаны? ……БУКВЫ
- В серединке спрятана картинка. Какая, вы должны отгадать.
- Посмотрите, в квадрате, со звездочкой, какая буква написана?
Дети: Буква Р.
Логопед:
- Первое задание. Кто пойдёт?
- Напиши внизу, в первом квадрате букву Р. Теперь, посчитай три клеточки вверх. Какая буква? (О) Напиши.
- Две клетки вправо. Какая буква? (М) Напиши.
- Две клеточки вверх. Какая буква? (А) Напиши.
- Три клетки вправо. Какая буква? (Ш) Напиши.
- Вниз, шесть клеточек. Какая буква? (К) Напиши.
- Последнюю букву осталось отгадать. От буквы К – влево четыре клеточки. Какая буква? (А) Напиши.
Получилось слово – РОМАШКА.
- Давайте проверим, откроем картинку.
- Молодцы! С этим задание вы тоже справились. Теперь, давайте немножко отдохнём. Пойдёмте, встанем вкруг.
6. Физкультминутка.
(Дети садятся за столы)
7. Противоположные слова.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, к кому мы попали?
(Выставляется злой Карабас Барабас)
Дети: К Карабасу Барабасу.
Логопед:
- Какой Карабас Барабас? Как вы считаете? Поднимите тот смайлик, который больше всего похож на него. (Злой, сердитый)
- Конечно. Карабас Барабас – злой, сердитый.
Включается запись с рыданием
Логопед:
- Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Они плачут, потому что злой Карабас Барабас забрал у них один звук.
- Я сейчас, назову их без этого звука, а вы угадайте, кто это?
- Там плачут:
Бу…атино, К…окодил Гена, К…асная Шапочка, Чебу…ашка.
(Выставляются картинки героев)
- Кто они? Как их можно назвать?
Дети: Герои.
Логопед:
- Если они из сказки, то какие они будут героями.
Дети: Сказочные герои.
Логопед:
- Правильно, сказочные герои.
- Какой звук забрал у них Карабас Барабас?
Дети: Звук [ Р ].
Логопед:
- Ребята, вы знаете, зачем он это сделал?
Дети: Чтобы стать ещё злее, сердитым.
Логопед:
- Чтобы он вернул звук и пропустил нас дальше, Карабас Барабас предлагает поиграть в игру, которая называется
Игра «Противоположные слова».
- Я вам буду называть слово, а вы мне противоположное слово. До кого дотронется Карабас Барабас, то и будет говорить:
Злой – добрый
Плохой – хороший
Большой – маленький
День – ночь
Легкий – тяжёлый
Чистый – грязный
Черный – белый
Грустный – веселый
Страшный – красивый
Длинный – короткий
- Молодцы!
(Выставляется добрый Карабас Барабас)
- Посмотрите, каким стал Карабас Барабас? Поднимите смайлик, который больше подойдет уже к этому Карабасу Барабасу?
Дети: Добрым, веселым.
Логопед:
- Карабас Барабас стал веселым, добрым, а значит вернул нашим героям звук [ Р ]. Давайте произнесем их имена правильно.
Чебурашка, Крокодил Гена, Красная Шапочка, Буратино.
8. Лабиринт.
Логопед:
- Сейчас трудное задание. Посмотрите, у вас на столах у каждого листочек с лабиринтом. Вам нужно будет отыскать букву «Р» и аккуратно закрасить её.
- Ещё у вас на столе лежит карандаш только синего цвета, как вы думаете почему?
Дети: Буква Р – согласная, обозначается синим цветом.
(выполняется задание)
Логопед:
- Теперь, давайте поменяемся друг с другом листочками и проверим, все ли справились с заданием.
- Молодцы!
9. Определение место звука в слове.
Логопед:
- Ну, теперь последнее задание. Это определить место звука в слове.
- Скажите, где звук может прятаться в слове?
Дети: В начале, в середине и в конце.
Логопед:
- Правильно. В словах тигр и шар – звук [ Р ] где стоит?
Дети: В конце.
Логопед:
- Прежде, чем приступить к заданию, я вам предлагаю отдохнуть. Давайте глазками посмотрим на шар и тигра.
Электронная физкультминутка для глаз.
Логопед:
- Отдохнули глазки. Молодцы. Ребята, вот мы и подошли к домику, где живет буква «Р». Теперь, давайте посмотрим вот на эти домики. Они одинаковые? (НЕТ) Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Домик с красной крышей, домик с синей крышей.
Логопед:
- В каком домике будет жить буква «Р»
Дети: В домике с синей крышей.
Логопед:
- Почему? (Буква «Р» согласная)
- Здесь три окошка. Первое – это звук спрятался в начале слова; второе – в середине слова; третье – в конце слова.
- У меня есть картинки, вам нужно будет каждую отправить в своё окошко.
- Кто пойдёт?
Выполняется задание
10. Итог занятия.
- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились. Давайте пойдём и сделаем кружочек.
- В страну, какого звука вы путешествовали? Вам понравилось? Поднимите смайлик. Я очень рада, что вы такие умные, много всего знаете, были активными, внимательными. И за это я вам дарю от себя «Мальвины»- вот такие медальки. Чтобы в дальнейшем, вы также хорошо знали и другие звуки и буквы. И мне пора уходить к другим ребятам, проверить их знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ГРАМОТЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» (ЗВУКИ [З] И [Зь] )
Использование программы "Школа 2100 "Детский сад 2100""...
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"
В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".
Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме - путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в...
Путешествие в страну звуков и букв. Звуки З и С.
Конспект занятия...
«Звук И. Путешествие в страну звуков с Винни Пухом и Осликом Иа»
«Звук И. Путешествие в страну звуковс Винни Пухом и Осликом Иа»...
Конспект 1 часть по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие в страну звуков. Звуки Ч и Ц"
Тема «Путешествие в страну звуков. Звук Ч и Ц» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстети...