План работы логопеда и воспитателя по подготовке руки к письму
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему
В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформировавшимися навыками зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, речи, зрительной памяти.
Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса и вызывает необходимость разработки методики, цель которой – подготовка руки к письму.
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, но развивать руку и готовить ее к обучению письму в школе нужно обязательно.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_podgotovke_ruki_k_pismu.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
учителя-логопеда Литвинович Е.Л. и воспитателей
по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму
в подготовительной логопедической группе №6 «Семицветик»
2013 — 2014 уч. г.
Неделя | Цель: | Программное содержание | ||
Сентябрь | ||||
1-я | 1 .Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей: - зрительно – моторные интеграции; - умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его. 2,Обследровать детей на выявление ведущей руки. 3.Проверить умение ориентироваться на листе бумаги. 4.Работать над развитием координации движений речи | 1.Загадать загадку про дождик. 2.Упражнение «Дождик» /Нищева/ 3.Пальчиковая игра «Собери в корзинку только овощи». 4.3адание «Сложи горошины в кувшинчик» 5.Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» /Нищева/ 6.Игра «Отвези урожай в овощехранилище» /Ориентировка на листе бумаги/ 7.3адание «Соедини точки и раскрась картинку». | ||
2-я | 1 .Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2.Работать над развитием психических процессов: памяти, внимания соображения. 3.Выявить уровень сформулированности сенсорных эталонов. 4.Работать над развитием координации речи с движением. | 1 .Игра «Чудесный мешочек»/выбрать только овощи/. 2.Работать с трафаретами: нарисуй и раскрась овощи. З.Игра «Будь внимателен»: хлопни в ладоши, когда назовут овощ. 4.3адание «Дорожки». 5.Пальчиковая гимнастика «Капуста» /Нищева/ 6. Лепка «Корзинка с овощами». | ||
3-я | 1. Продолжать работу над развитием мелкой моторики - учить выкладывать из палочек предметы по образцу. 2.Упражнять в ориентировки на листе бумаги - учить видеть клетки и рабочую строку. 3.Продолжать формировать графические умения и навыки. 4.Работать над развитием психических процессов. | 1.Игра «АУ» на развитие слуховой памяти и внимания. 2.Игра «Рассыпались предметы» - выкладывание предметов из палочек по образцу. 3.Работа в тетради: знакомство с клеткой и рабочей строкой. 4.Пальчиковая гимнастика «Две руки». 5.Тактильное обследование предметов из наждачной бумаги. 6..Игра «Передай другому». | ||
4-я | 1 .Продолжать работать над развитием мелкой моторики - выкладывание предметов из тесьмы. 2.Работать над развитием графических умений и навыков. 3.Продолжать учить ориентироваться на на плоскости по словесным инструкциям. 4.Работать над развитием психических процессов и координацией движений с речью. | 1 .Игра «Футбол». 2.Задание « Выложи предмет из тесьмы». 3.Задание «Преврати фигуру в любой предмет» 4.Игровое упражнение «Садовник»/Нищева/ 5.Задание в тетради «Закончи строчку». 6.Задание «Выбери предмет с нужным звуком:/ А/,/У/, /И/ 7.3адание в тетради «Нарисуй предмет» |
Октябрь | |||
1-я | 1 .Продолжить работу над развитием общей и мелкой моторики. 2 .Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке. 3.Работать над развитием зрительно – пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. 4. Упражнять в ориентировании на листе бумаги в клетку. | 1 .Слуховой диктант: выложить ряд геометрических фигур/ 2.Игра «Узнай, какой предмет?» 3.Задание «Лабиринт», «Штриховка» 4.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 5.Игра «Рассыпались предметы»./из спичек / 6.Игра «Рыбка», определить место звука в слове. | |
2-я | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. 2.Совершенствовать графические умения через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. 3.Упражнять в ориентировке на листе в клетку. 4. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления. | 1. Графический диктант /работа в тетрадях/. 2.Игра «Выложи узор по схеме» 3.Задание на штриховку и проведение линий без отрыва руки от листа. 4.Пальчиковая гимнастика «Осень» /Нищева/ 5.Тактильное обследование предмета из бархатной бумаги. 6.Игра «Доскажи словечко» - по заданному слогу. 7.Игровое упражнение «За грибами»/Нищева/ | |
3-я | 1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, учить обследовать предметы и выкладывать их из шнурка. 2.Формировать графические умения и навыки. 3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального пространства. 4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно - пространственного восприятия. | 1.Задание на развитие логического мышления и внимания. 2.Рассматривание зашумлённых картинок и нахождение изученных предметов. З.Игра «Найди ошибки» (В зеркальном отражении). 4.Игра «Зеркало» - в парах. 5.Тактильное обследование предмета. Выкладывание предмета из шнурка. 6.Рисование геометрических фигур в тетради в клетку. 7.Пальчиковая гимнастика «Грибы» /Нищева/ 8.3адание «Дорожки». | |
4-я | 1 .Работа над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить рисовать пунктирные и волнистые линии, упражнять в штриховке в горизонтальном направлении. 3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами. 4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, памяти. 5.Работать над развитием фонематического слуха. | 1 .Игра «Пианино» - развитие мелкой моторики и логического мышления. 2.3аданние «Раскрась бусы в соотнесении с цифрами» З.Игра «Найди предмет такой же формы»,/на ощупь/ 4.3адиние «Заштриховать только птиц» 5.Пальчиковая гимнастика «Птички»/Нищева/ 6.Тактильное обследование предмета из бархатной бумаги. 7. Печатание фигур. 8.Игра «Рыбка» - определение места звука в слове. |
Ноябрь | |||||
1-я | 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики и координацией движений руки и глаз; упражнять в вырезывании овала их прямоугольника. 2. Совершенствовать графические навыки, упражнять в штриховке и обведении по точкам, учить рисовать по клеточкам фигурки по образцу. 3.Упражнять в составлении целого из частей. 4.Работать над развитием психических процессов | 1 .Задание «Выложи рисунок по образцу» 2.Игра «Найди предмет такой же формы» /овал/ 3.Работа с ножницами - превращение прямоугольника в овал. 4.Тактильное обследование предмета их бархатной бумаги. 5.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому» 6.Задания «Заштриховать все прямоугольники», «Соедини точки». 7.Игра «Рыбка» - определение места звука в слове. | |||
2-я | 1. Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги. 2.Про должать работу над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в координации движений рук. 3.Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва от бумаги. 4.Продолжать работать над развитием психических процессов; мышления, слухового внимания. | 1. Графический диктант. 2.3адание «Выложи из палочек узор» 3.Задание «Нарисуй лес, не обрывая руки от листа» /соединение точек/ 4.Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» /Нищева/ 5. Изготовление зашумлённых картинок - работа с трафаретами. 6.Тактильное обследование предметов из гречки и рисование. 7.Игра со шнуровкой «Снеговичок» 8.Игра «Поймай звук». | |||
3-я | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики и зрительно — моторных функций. 2.Упражнять в обведении рисунка по точкам и симметричном дорисовывания второй половины. Совершенствовать навык вертикальной штриховки. 3.Упражнять в координации движений пальцев с речью /в разном темпе/ 4.Продолжать работать над развитием слухового внимания, памяти, и логического мышления. | 1 .Слуховой диктант, /какой предмет лишний/ 2.3адание «Лабиринт». З.Игра «Рассыпались предметы» /выкладывание из спичек/ 4.3адание «Обведи и раскрась» 5.Пальчиковые игры. 6.Игра «Кто быстрее смотает клубок» 7.Игра «Нарисуй вторую половинку предмета» 8.Лепка из пластилина | |||
4-я | 1 .Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в штриховке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. 2 .Совершенствовать графические умения и навыки. 3.Упражнять в ориентировке в клетках, учить делить клетку по диагонали. 4.Развитием психическ процессов. | 1 .Слуховой диктант /найди лишнее слово/ 2.Работа со шнуровкой. 3.Задание «Нарисуй вокруг фигуры, постепенно увеличивая их». 4.Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» /Нищева/ 5.Тактильное обследование предмета из бархатной бумаги. б. Выкладывание предмета из палочек. 7.Игра «Хлопни на нужный звук». | |||
Декабрь | |||||
1-я | 1 .Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, учить срисовывать выложенный из палочек узор в тетрадь. 2.Продолжать учить раскрашивать картинку, используя схему. 3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить действовать по словесной инструкции. 4.Работать над развитием слухо вого и зрительного внимания, логического мышления, воображения. | 1 .Графический диктант/работа в тетрадях/ 2.Игра «На что похоже?» 3.Задание «Выложи узор и зарисуй его в тетрадь» /из палочек/ 4.Пальчиковая гимнастика «Пирог» /Нищева/ 5.Тактильное обследование предмета из наждачной бумаги. б.Выкладывание предмета из шнура. 7.Рисование предмета в воздухе вытянутой рукой. | |||
2-я | 1 .Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграции; упражнять в координации движения с речью. 2.Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами. 3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. 4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание. | 1 .Игра «Что изменилось?» 2.Задание «Выполни штриховку», «Клубки ниток разного цвета» /соединение точек/ З.Игра «Выбери нужную карточку». 4.Работа с зашумлёнными картинками. 5.Тактильное обследование предмета из бархата. б.Выкладывание предмета из шнура. 7.Упражннения «Маляры», «Кровельщик». /Нищева/ | |||
3-я | 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Тренировка в раскрашивании картинок по образцу. 3.Развивать зрительно- пространственные ориентировки на микроплоскости. 4.Развивать логическое мышление и воображение | 1.Игра «Разрезные картинки»- собрать картинку и словесно обозначить, что где находится. 2.Работа с трафаретами и шаблонами в тетради. З.Игра «Угадай, какой предмет?» рисование вытянутой рукой в воздухе. 4.3адание в тетради «Закрась по образцу» 5.Пальчиковая гимнастика «Пирог". | |||
4-я | 1 .Продолжать развивать зрительно- моторные функции. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить срисовывать узор, точно повторяя его элементы. 3.Упражнять в ориентировке на мокроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо т.д. 4.Учить группировать предметы по одному из признаков /форме, цвету и т.п. | 1 .Игра «Наведём порядок» /группировка предметов по заданному признаку/ 2.3аданиея «Лабиринт» 3.Тактильное обследование предмета из гречки. 4.Выкладывание предметов из спичек. 5.Пальчиковая игра « Подарок» /Нищева/ 6.Задание «Раскрась рукавичку/носочек/ Маши также как у Даши» / | |||
ЯНВАРЬ | |||||
2-я | 1 .Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить узнавать предмет на ощупь. 2.Развивать зрительно- пространственное восприятие. 3 .Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа. 4.Развивать зрительное внимание, тактильную память и логическое мышление. | 1 .Игра «Чудесный мешочек» 2.Работа с зашумленными картинками. 3.Задание «Соедини точки». 4.3адание «Выложи узор по образцу» /из геометрических фигур/ 5.Тактильное обследование предметов из наждачной бумаги. 6. Рисование на манке. 7.Папльчиковая игра «Где обедал воробей?» /Нищева/ | |||
3-я | 1 .Работать над развитием зрительно-моторных функций, закреплять умение находить выход из лабиринтов. 2.Упражнять в штриховке фигур разными способами. 3.Развивать зрительно - пространственное восприятие, упражнять в ориентировке в клетках. 4.Развивать психические процессы. | 1 .Слуховой диктант «Хлопни на нужное слово». 2.3адание «Выполни штриховку». 3.Пальчиковая гимнастика «Кря-кря- кря» 4.0бследование предметов из гречки: 5.Игра «Рыбка» - определение места звуков в слове. 6. Задание «Закончи строчку», «Лабиринт». 7.Упражнение «Домашние птицы» /Нищева/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы логопеда с воспитателями
В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартриче...
План работы логопеда с воспитателями
В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартриче...
Кружковая работа в ДОУ как условие подготовки руки к письму
Школа предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма. Кружковая работа является вариативной формой взаимодействия с детьми в старшей и подготовительной группах, кот...
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Василенко Оксана МуратовнаДля того чтобы устранить речевые нарушения детей и сформировать мелкую моторику у дошкольников, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, г...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ «ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР» СТАРШАЯ ГРУППА
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму....
Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста
Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....