Логоритмика для малышей
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Марина Игоревна Лутай

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

 

Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

 

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

 

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

 

 Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами. Вот несколько примеров логоритмических упражнений.

 

ВОДИЧКА

Водичка, водичка, (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок. (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

( Еще смотреть ВИДЕО ПЕСЕНКИ для МАЛЫШЕЙ  »ЛОГОРИТМИКА»)

Для занятия с малышом нужны будут игрушки, красочные картинки, детская музыка и хорошее настроение. Не стоит дома делать занятие длительным, ведь у вас ведь только один малыш (или 2).

Что будет включать домашнее логоритмическое занятие?

1. Пальчиковую гимнастику.

2. Игру или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание).

3. Дыхательные упражнения.

4. Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает).

5. Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению.

6. Танцевальную разминку или игру на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).

7. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Последовательность можно брать любую. Если занятие кажется длительным, можете исключить какие-то разделы. Но надо учитывать принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.

Наиболее популярными на сегодня являются книги Картушиной М.Ю.: «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет». И серия музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых: «Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка Логоритмика для малышей

            Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и ...

Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"

        С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...

Консультация для родителей "Логоритмика для малышей"

Данный материал раскрывает необходимость развития чувства ритма у детей с раннего возраста....

Рабочая программа "Логоритмика для малышей"

           Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и в...

Логоритмика для малышей

Цель логоритмики для дошкольников – преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики. При этом такие занятия не только помогают совершен...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Логоритмика для малышей"

Аннотация программы:Возраст детей: 3-4 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования  двигательной  сфе...