Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе ДОУ
статья по логопедии на тему

Кокорева Анна Витальевна

 

Здоровьесберегающие технологии – это

комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование
здоровьесберегающих технологий
в логопедической группе ДОУ

Здоровьесберегающие технологии – это

комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Виды здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (  динамические паузы,  гимнастика общая, пальчиковая,  дыхательная, зрительная, музыкальные паузы).

Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика,   ритмика, психогимнастика, сказкотерапия, куклотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, песочная терапия)

Технологии обучения здоровому образу жизни (физическая культура, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

Логопедические группы посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них  речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности.  Так же,  речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью  пространственных представлений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без  помощи таких специалистов как логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре, работающих в тесном взаимодействии, не обойтись.  

        Решение данной проблемы видится  во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей.

Артикуляционная гимнастика

Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При  проведении АГ используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики. Широкое применение получили «Сказки о Веселом язычке».

Дыхательная гимнастика

Работу над дыханием осуществляют логопед, воспитатели и инструктор по физической культуре. Широко используются «ветерки», дудочки;в группе много пособий для развития правильного речевого дыхания. Родители не остаются в стороне: для них оформлена папка-передвижка.

Двигательная гимнастика

Проведение физкультурных и музыкальных пауз  предупреждает переутомление на занятиях, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику, речь детей, развивает чувство ритма.

Зрительная гимнастика

В  работе с детьми часто используем электронные презентации. После просмотра обязательно выполняем гимнастику для глаз с целью предотвращения утомления  и нарушений зрения.

Пальчиковая гимнастика

Система работы по развитию мелкой моторики руки:

Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам;

Штриховка, обводка, дорисовывание (работа в тетради Л.М. Граб «Развиваем графические навыки»);

Различные задания в «сухом бассейне», игры с крупами – «крупотерапия»;

Работа  с бархатной бумагой и ватой, шнурками.

Самомассаж

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Кинезиологические упражнения

Помогают решить проблему неуспешности. Коррекционно- развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Широко известны упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь

Релаксация

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Такая работа проводится  под руководством психолога. Но на других занятиях можно использовать релаксационные упражнения, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство, упражнения проводятся с музыкальным сопровождением

Куклотерапия

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении

ПСИХОГИМНАСТИКА

Курс  специальных  занятий (этюдов. Упражнений,  игр),направленных  на  развитие  и  коррекцию  различных  сторон  психики  ребёнка(как  её  познавательной,  так  и  эмоционально-личностной  сферы)

Ароматерапия

Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений. Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью      и настроением     человека.

Положительное влияние эфирных масел на психику:

Лавандовое – снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.

Мятное – повышает настроение.

Ромашковое – успокаивает, способствует запоминанию.

Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме; оживляет умственную деятельность, ясность ума.

Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.

Пихтовое – устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.

Кедровое – устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.

Значение ароматерапии:

нормализуется мышечный тонус, артериальное давление;

повышается работоспособность, настроение;

снимается стресс, усталость,

    апатия или перевозбуждение; 

улучшается настроение;

пропадает ощущение усталости;

воздействует на концентрацию     внимания.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают

Цель    занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального  фона и реабилитации:

снятие фактора тревожности;

стимуляция двигательных функций;

развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

растормаживание речевой функции;

развитие чувства ритма, темпа, времени;

развитие мыслительных способностей и фантазии;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

нормализация  интонационной стороны речи.

    Приятные эмоции, вызываемые музыкой

повышают тонус коры головного мозга;

улучшают обмен веществ;

нормализуют ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру;

снимают мышечное напряжение;

усиливают внимание;

тонизируют центральную нервную систему;

способствуют активизации резервных возможностей человеческого организма;

ФИТОТЕРАПИЯ

Фитотерапия- лечение с помощью лекарственных растений.

  Использование лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости ,вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы,  нервозности, восстановления мышечного тонуса.

       В результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.

Хромотерапия

    Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, другие – раздражают, угнетают.

Песочная терапия

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Игры с песком разнообразны

обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;

проэктивные игры

   откроют потенциальные

   возможности ребенка,

   его  творчество и

   фантазию.

Использование  указанных  оздоровительных технологий проходит в  игровом  варианте:  обучение  и  оздоровление  происходит  с  легкостью, упражнения  и  оздоровительные  техники  остаются  в  памяти  ребенка  надолго.

        

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное  развитие.

Учитель-логопед  Кокорева Анна Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...