Родительское собрание на тему «Развитие артикуляционного аппарата у детей»
материал по логопедии на тему

Цель:

- Познакомить родителей с особенностями развития речи детей по годам.

- Ознакомить родителей с комплексом артикуляционной гимнастики и дыхательными упражнениями.

Форма проведения: семинар-практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

на тему: «Развитие артикуляционного аппарата у детей»

Цель:

- Познакомить родителей с особенностями развития речи детей по годам.

- Ознакомить родителей с комплексом артикуляционной гимнастики и дыхательными упражнениями.

Форма проведения: семинар-практикум.

Ход собрания

(Слайд 2) Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: 

  • 1-2 годика - усваиваются такие звуки: А,О, Э,П,Б,М 
  • 2-3 годика - звуки: И, Ы,У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й 
  • 3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ 

5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р

(Слайд 3) Для начала следует вспомнить, что артикуляционный аппарат состоит из трёх основных разделов:

- ротового

- носового

- голосообразующего

Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата.

(Слайд 4) Наша речь связанна с движением артикуляционного аппарата, поэтому большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие  подвижности, точности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

(5-6 слайд) Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше делать гимнастику по 3-5 минут 3-4 раза в день.

Выполняется артикуляционная гимнастика сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

(7 слайд)  Итак, эти упражнения направлены на развитие мышц нижней челюсти, мимических мышц, губных мышц, мышц языка, на развитие правильного речевого дыхания.

Взрослый, который занимается с ребёнком, должен ознакомиться с комплексом универсальных упражнений и усвоить их.

 

(8-26 слайд)  Комплекс универсальных упражнений для губ и языка:

- «Улыбка»

- «Заборчик»

- «Трубочка»

- «Рупор»

- «Заборчик» - «Рупор»

- «Улыбка» - «Трубочка»

- «Наказать непослушный язык»

- «Лопаточка»

- «Почистим зубки»

- «Горка»

- «Трубочка язычком»

- «Грибок»

- «Гармошка»

- «Вкусное варенье»

- «Чашечка»

- «Качели»

- «Индюк»

- «Самолёт гудит»

- «Барабанщик»

- «Лошадка»

- «Маляр»

- «Часики»

- «Футбол»

(27-32 слайд)  Для формирования правильного произношения необходимо также развивать дыхание. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 2-3 упражнения на дыхание. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

(33 слайд) Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки или листочки с ладошки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»

Слайд 2

Сроки появления в речи ребёнка звуков: Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: 1-2 годика - усваиваются такие звуки: А,О, Э , П,Б,М 2-3 годика - звуки: И, Ы,У , Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й 3-5 годиков - звуки : С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р

Слайд 3

Твердое нёбо мягкое нёбо маленький Верхние альвеолы Верхние зубы Верхние губы Кончик языка Нижняя губа Нижние зубы Нижние альвеолы Спинка языка Корень языка

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Слайд 5

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут 3-4 раза в день. Выполняется артикуляционная гимнастика сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

Слайд 6

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д. Старайтесь, чтобы занятия были регулярными. Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком. Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Слайд 7

Упражнения на развитие артикуляционной моторики Упражнения для развития мышц нижней челюсти; Упражнения для развития мимических мышц; Упражнения для развития губных мышц; Упражнения для развития мышц языка; Упражнения для развития правильного речевого дыхания;

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ «УЛЫБКА» . Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК» . Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Удерживать 5-10 секунд.

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ « ТРУБОЧКА» . Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Удерживать в таком положении по счёт 1-10 секунд.

Слайд 10

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ «БУБЛИК», «РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: « ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»; «УЛЫБКА »—« ТРУБОЧКА ».

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ... «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Слайд 12

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону (язык находится у дёсен, а не скользит по нижнему краю зубов), потом снизу вверх (кончик языка широкий, начинать движения от корней нижних зубов).

Слайд 13

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ГОРКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Слайд 14

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА « ТРУБОЧКА ЯЗЫЧКОМ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Слайд 15

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

Слайд 17

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Слайд 18

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА « ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Слайд 19

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Слайд 20

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА « ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голоса пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

Слайд 21

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «САМОЛЕТ ГУДИТ». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится л.

Слайд 22

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «БАРАБАНЩИК» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося звук похожий на «д-д-д».

Слайд 23

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Слайд 24

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «МАЛЯР» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Слайд 25

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Слайд 26

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Слайд 27

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи .

Слайд 28

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

Слайд 29

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Слайд 30

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ «Дудочка» - Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Слайд 31

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ «Загони мяч» - Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

Слайд 32

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ «Фокус» - 1. Сделай «чашку». 2.Положи кусочек ватки на кончик носа. 3.Сделай вдох через нос. 4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Слайд 33

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат....

Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ"

Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с ...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...

Протокол родительского собрания. Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Протокол родительского собрания №4группы №2 «Пчелки»Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»...