«Игры на обогащение словарного запаса и развитие мелкой моторики»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Карташова Евгения Олеговна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_so_slovami_na_kukhne.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на родительском собрании на тему:

 «Игры на обогащение словарного запаса и развитие мелкой моторики»


   Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов.

Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Большую роль словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать и вынуждены писать наугад — как слышат.
Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание.

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам. Не отстать или догнать помогут игры для пополнения словарного запаса и развития мышления. Это именно игры, азартные, веселые. Они повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, дадут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10 -15 минут вашего времени, причем играть можно всюду; в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице. Главное - вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Один раз "перенасытившись", он может больше не захотеть играть. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени "проигрывать". Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно "поддаваться". Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

«Кто больше знает слов?» (с родителями)

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглого? Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?". По очереди произносите круглые слова: мяч, голова, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово на этот раз будет за ним. Не забудьте удивиться и "приуныть", признав его победу. Пригрозите взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает... Холодного? Теплого? Зеленого? Белого? Поющего? И так далее .

«Уменьшаем и увеличиваем» (игра с мячом)

Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."

Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:

Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

«Назови одним словом»

Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю, одним словом: часы, которые помогают проснуться (будильник), утренняя еда (завтрак),человек, который направляется в дальние страны (путешественник) и т.д."

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть ребенок загадает ее папе или бабушке.

«Какой?»

С помощью этой игры учим правильно образовывать прилагательные.

Чашка для чая? (чайная),

Машина для гонок? (гоночная),

Щетка для чистки зубов? (зубная),

Котлета из мяса? (мясная), а  из моркови? (морковная),

Лапа собаки? (собачья) и так далее.

Игры со словами на кухне

Большую часть времени мама проводит на кухне. Вы разрываетесь между желанием побыть с ребенком  и необходимостью готовить ужин, предложите ему поиграть в игры на кухне.

 «Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из винегрета? (свекла, капуста…) Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте  только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек  положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).  

«Подбери слова». Мама просит ребенка назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите  ему, зачем нужен половник, терка, солонка…  

 «Приготовим  сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т. п. Справились? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…

«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.

«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно( кофе мелет- кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает- соковыжималка…).

«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку…Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?

                    Чем раньше будет начата работа по пополнению словарного запаса и развитию мышления, тем эффективнее будут результаты!

Игры с пальчиками на кухне

           На кухне ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю маме». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь». Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор». Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.

«Умелые ножницы». Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень.

 «Сколько спичек в коробке?». Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  

 Сложить бумажную салфетку вчетверо и дать  ребенку, чтобы он повыщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оценить полученный узор, развернув салфетку.

Тренировка движений пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты  память и внимание, связанная речь.

   Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

   Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. Игры с пальчиками, сопровождающимися стишками и потешками.

2. Игры и действия с игрушками и предметами:

-раскладывание пуговиц (неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, палочек, зерен, желудей выложенный на столе),

- отличное занятие — нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше, поменьше... Можно чередовать по размеру, по цвету, по форме.

Подвесить на ниточке бусину или небольшую пуговицу. Задача: каждым пальцем поочередно щелкать по «мишени».

-пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц,

- игры с мозаикой, строительным материалом.

- перекатывание в ладонях граненого карандаша (на прогулке — палочку), неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

-Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
3. Изобразительная деятельность:

   - лепка из пластилина и глины;

   - раскрашивание картинок;

   - обведение контуров, штриховка;

   - рисование карандашом и красками различными способами;

   - разнообразная работа с ножницами;

   - поделки из природного материала.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, необходимо проводить систематически—в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу.  Помните: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем      больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".  (Василий Александрович Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"

Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста....

Игры на обогащение словарного запаса детей

Игры на обогощение словарного запаса...

Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса...

Игры на обогащение словарного запаса детей

Обогащение словарного запаса детей...

Игры на обогащение словарного запаса ребенка.

В данной статье представлены игры на обогащение словарного запаса ребенка, которые будут интересн и полезны не только для педагогов, но и родителям....

Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Цель–практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря дет...

Игра на обогащение словарного запаса "Играем с пальчиками".

Игра на обогащение словарного запаса "Играем с пальчиками". Пять раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения и загибай пальцы на руке....