Сообщение "Метод наглядного моделирования в коррекционно-логопедической работе"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
В сообщении раскрывается значение метода наглядного моделирования в корреционной работе, а также приводятся примеры его практического применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 730.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности вызывают трудности общения, влекут за собой определенные изменения в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Так как в наше время всё чаще мы сталкиваемся с системными речевыми нарушениями (ОНР) педагогам (учителям-логопедам, воспитателям) приходится искать вспомогательные средства, облегчающее и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Что же такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителей и работа с ним.
Данный метод помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, текст) и научиться работать с ним. Это значимо для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются при помощи внешних средств, т.е. наглядный материал усваивается лучше вербального (словесного).
Метод наглядного моделирования целесообразно применять на всех этапах коррекционной работы.
Первое знакомство с моделью происходит у ребёнка при изучении артикуляционных упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и подкрепляется соответствующим изображением, чтобы ребёнку было легче его запомнить. Например:
Упражнение «Чашечка»
-улыбнуться
-широко открыть рот
-высунуть широкий язык и придать ему форму «чашки» (т.е. слегка его приподнять)
Упражнение «Вкусное варенье»
-улыбнуться
- открыть рот
-широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
движениями сверху - вниз.
При работе над постановкой звуков применяются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
При закреплении изолированного звука, ребёнку предлагаются игры («Как шипит змея?», «Как гудит пароход?», «Как звенит комар?» и др.), сопровождающиеся показом картинного материала.
При формировании слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, научиться определять количество частей (слогов) в слове.
Например:
Игра «Пирамида»
Детям предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее - с одной частью, на среднее - с двумя, на верхнее - с тремя.
Игра «Ромашка»
Детям предлагается подобрать к серединкам цветка, на которых изображены слоговые схемы- лепестки. На каждом из лепестков изображена картинка, название которой содержит от 1до 3 частей (слогов).
На занятиях по обучению грамоте используются символы гласных и согласных звуков (красный, синий и зёлёный кружочки), модель схемы слова.
При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
Слово-предмет Слово-признак Слово-действие
Местоимения графически изображаются в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.
ОНА | ОН | ОНИ | ОНО | |||
Данные символы помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей, позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.
Наглядное моделирование играет большую роль в изучении «маленьких слов», простые модели позволяют детям легче запомнить значение предлогов.
«на» «в» «под»
Составление схем предложений позволяет детям наглядно увидеть, что каждое предложение имеет определённую структуру (начало и конец), а также помогает определить количество слов в заданном предложении.
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Например, схема «Расскажи-ка» помогает детям составить последовательный, связный рассказ о животных.
При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Репка».
Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет улучшить процесс коррекционной работы, помогает легче усвоить абстрактные понятия, а также способствует развитию у детей воображения, мышления, т.к. модели (символы, пиктограммы) они могут придумывать и зарисовывать самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"
Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Камен...
Использование наглядного моделирования в коррекционно - речевой работе с детьми с диагнозом задержка психического развития
Материалы из опыта работы...
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...
"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...
"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".
В статье рассказано о широких возможностях применения метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками....