ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии

            Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления,  является наиболее продуктивным средством формирования всех элементов речевой системы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnoe_modelirovanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Гришина  И.Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ    

            Использование метода наглядного моделирования является актуальным и перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  

            У детей с нарушениями речи существует предрасположенность к расстройствам устной и письменной речи. Взаимосвязь между речевыми нарушениями и  психическим развитием дошкольников обусловливает специфические особенности психических процессов детей с общим недоразвитием речи. Им свойственно отставание в развитии словесно-логического мышления,  неустойчивость и снижение произвольности внимания, слуховой памяти, продуктивности запоминания. Дети с ОНР забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, им сложнее сконцентрироваться на выполнении задания по словесной инструкции, чем по зрительной.

            Наглядное моделирование позволяет ребёнку с ОНР зрительно представить абстрактные понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст» и научиться работать с ними.

            Подобная материализация особенно важна для дошкольников с общим недоразвитием речи, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального.             Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.  

            Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления,  является наиболее продуктивным средством формирования всех элементов речевой системы дошкольников.

     Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка являются образные средства или модельные представления. Многолетние исследования, проведённые под руководством Л.А. Венгера,  А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, доказывают, что благодаря моделированию дети учатся обобщённо представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.  

            В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

            Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.

            Использование наглядного моделирования предполагает овладение детьми логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования и др., что позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития речи, но и для развития логического мышления дошкольника.

            В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы, предметные картинки и др.

            Применение заместителей и наглядных моделей в процессе обучения развивает умственные способности дошкольников с ограниченными возможностями.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность использовать заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые.

            Моделирование даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем. Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

       Доступность метода моделирования для дошкольников была показана психологами (А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

            Как показали исследования, ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности, что направило внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении.

В коррекционно-развивающем обучении используются наглядные модели, которые помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы и т. д.

            При формировании звукопроизношения у детей используются модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и служат дополнительной наглядной опорой для автоматизации и дифференциации звуков.

            Включение наглядных моделей в процесс обучения способствует  пониманию значений частей речи, логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Модели содержат символы для обозначения частей речи (существительного, глагола, прилагательного и др.) в схемах предложений.

            В  коррекционном обучении большое внимание уделяется развитию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми с ОНР, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. При знакомстве дошкольников с приставками и предлогами используются карточки-схемы, карточки-символы.

            В процессе формирования умения составлять рассказы по опорной сюжетной линии применяются модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых наглядных элементов напоминает детям о «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

            Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, рассказов-описаний, при обучении пересказу, рассказыванию рассказов, стихов, сказок и т. д.            

            Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-образовательной работы с дошкольниками, который вызывает наибольшие трудности. Детям с  ОНР сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.

            Модели для формирования представлений о единицах речи направлены на выработку  у детей  умения ориентироваться в звуко-буквенной системе русского языка, и на этой основе развитие навыков чтения и письма.

Это умение производить звуковой анализ слова, определять позицию звуков в слове, подбирать слово с заданным звуком, определять порядок звуков в слове, различать гласные и согласные звуки.

Это осознание слогового построения слова, умение определять количество слогов в слове, выделять ударный слог.                                                                                                                   Это восприятие слова как самостоятельной смысловой единицы, умение выделять слова и предложения из потока речи, проведение словесного анализа состава предложения.

            Наглядное моделирование значительно облегчает процесс усвоения детьми абстрактных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст». 

       Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками с ОНР - залог успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребёнку непросто осознать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», если объяснение педагога не подкрепляется иллюстративным материалом.

            Наглядное моделирование позволяет детям образно представить структуру речевых единиц, развить анализ собственной речи: умения делить свою речь на предложения, предложения - на слова, слова - на слоги и звуки.

            Материализация абстрактных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» зрительными заместителями позволяет быстро и эффективно сформировать у детей представления о единицах речи.

            Использование метода наглядного моделирования позволяет научить детей с ОНР и ограниченными возможностями здоровья анализировать языковой материал и синтезировать речевые единицы в соответствии с законами и нормами языка. У дошкольников происходит выработка умения ориентироваться в звуко-буквенной системе русского языка, и на этой основе развитие навыков чтения и письма. Кроме того, отмечается положительная динамика уровня  познавательной и коммуникативной  активности детей.

            Трудно переоценить роль наглядности как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе. Это важнейший приём формирования всех элементов речевой системы дошкольников.

     Применение моделирования  как  системы наглядных приёмов и методов обучения позволяет целенаправленно совершенствовать коррекционно-развивающий процесс в дошкольных образовательных учреждениях, добиваясь большей результативности.

Литература

1.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. М.: «Академия», 2003. - 240 с.

2.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.  М.: МГУ, 1988. – 288 с.

3.Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

4.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. – 80 с.

5.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...