Методическое пособие для учителей-логопедов "Логопедический конструктор"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель (назначение): Развитие мелкой моторики дошкольников.
Актуальность:
Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечает все специалисты, изучающие деятельность мозга.
- И.П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос: тактильные ощущения несут в двигательную часть речевого центра дополнительную энергию, которая способствует его же активному формированию и развитию.
- Канадский нейрохирург Пенфилд (составитель карты речевых зон мозга) наглядно изобразил близость моторной и речевой зон в виде гомункулуса («человечек Пенфилда»), где видно, что около трети всей площади двигательной проекции, частью которой является речевая область, занимает проекция кисти руки.
?
- Данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с вышеперечисленными концепциями, теориями, данными учеными был сделан вывод, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка. А как известно речь тесно взаимосвязана с мышлением.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребёнка.
В этом связи многие педагоги, практикующие логопеды стали разрабатывать методики по развитию мелкой моторики, описывать используемые ими в работе игры и упражнения.
В общем, схему работы можно представить в виде следующих приёмов: массаж кистей рук с использованием ворсовых щёток: самомассаж, где основным приёмом является поглаживание, а также игра с применением шестигранного карандаша, грецкого ореха; игры с водой; упражнения на нанизывание; игра с пластилином, с бумагой, мозаики.
Учитывая богатый опыт по развитию мелкой моторики отечественных педагогов, предлагаю объединить перечисленные выше игры и упражнения и использовать в работе так называемый «логопедический конструктор». Он представляет собой коробку высотой не более 3 см, на которую приклеен разнообразный материал: горох, фасоль, бисер, камни, орехи, кусочки обоев, наждачной бумаги, линолеума, деревянные дощечки, щётка, пластилин..., зеркало для самоконтроля детей.
Рекомендации по работе с пособием:
Занятия с использованием логопедического конструктора рекомендуется проводить по возможности ежедневно: длительность занятий - 5-7 минут. Занятия советую проводить как для правой, так и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Включая в работу левую руку, мы обеспечиваем дополнительную мозговую активность правому полушарию, которое отвечает за творческое развитие, образное мышление.
Предлагаемое пособие составлено таким образом, чтобы в ходе игры с конструктором, закреплялись пространственные ориентировки, которые являются
наиглавнейшим методом предупреждения нарушений письменной речи.
'
Игра - упражнение с логопедическим конструктором направлена на развитие
не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной.
эмоциональной, на сохранение воспринятого.
У детей в возрасте 5-6 лет внимание непроизвольное. Это значит, что ребёнок
направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому рекомендую в логопедическом кабинете иметь несколько подобных конструкторов с различным друг от друга материалом и его расположением. Яркость, новизна, необычность позволяют
поддерживать неослаблевающий интерес у детей и тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание.
В ходе игр дети начинают непроизвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение - расслабление», темп и ритм.
Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает интерес к ним, а также помогает развивать чувство ритма. Дети с большой уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его движениями рук. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координаций и чувства ритма актуальны при профилактике нарушений в чтении и письме.
Данное пособие может использоваться при постановке звуков по подражанию неречевым звукам (шуршание, шелест, щекотание, ...)
Для успешного проведения занятий необходимо создание эмоционально-положительной среды, педагогической поддержки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо
Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....
Методическое пособие «Цветные Палочки - конструктор» в работе с детьми с нарушением зрения.
Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружа-ющего мира, с ощущения и восприятия. Дети с нарушением зрен...
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Методическое пособие «Юный конструктор»к программе работы кружка «От Фребеля до робота, растим будущих инженеров»
Одной из тенденций современного дошкольного образования является рост интереса к техническим профессиям. Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это ...
Активизация лексических средств языка у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования методического пособия "Фразовый конструктор"
Активизация лексических средств языка - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспе...
Методическое пособие к дидактической игре «Вязаный конструктор»
Методическое пособие к дидактической игре«Вязаный конструктор»...