Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня "Федорины помощники".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня. Данное занятие используется при прохождении лексической темы "Посуда". В основу занятия положен сюжет знакомой детям сказки К.И.Чуковского "Федорино горе", в который гармонично включены игры и задания по развитию лексико-грамматического строя речи. Применение сказок и сказочных сюжетов на логопедических занятиях вызывает огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность, обеспечивает возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей. Конспект занятия составлен с учетом современных образовательных технологий и методов обучения ( деятельностный подход, метод проблемного обучения, электронные образовательные ресурсы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.
Тема: «Посуда»
Название: «Федорины помощники».
Программное содержание:
Коррекционно-воспитательные: вызвать желание помочь другим людям; формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности; воспитание бережного отношения к посуде.
Коррекционно-образовательные: расширять и закреплять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; закреплять понятия «чайная», «столовая», «кухонная посуда»; совершенствовать грамматический строй речи (использование имен существительных в косвенных падежах; закрепление навыка употребления предлогов НА, ПОД, ЗА, У, В; образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа; формирование навыка словообразования существительных с помощью суффикса –ниц-); учить определять проблему, исходя из предложенной ситуации и находить пути ее разрешения; закреплять правильное произношение всех поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мыслительные операции, мелкую и общую моторики.
Материалы и оборудование: мяч, сотовый телефон, предметные картинки с изображением грязной посуды, декорация леса, мультимедийный монитор, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «В гостях у Федоры», посуда без отдельных частей, части посуды, мнемотаблица к пальчиковой гимнастике, магнитная доска, индивидуальные карточки для упражнения «Куда что надо положить?».
Предварительная работа: чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: познание, речевое развитие.
Ожидаемый результат после НОД: у детей закреплены знания о видах и предметах посуды, разъяснены и введены в словарь детей слова терка, дуршлаг, противень, закреплены навыки словообразования, употребления предлогов НА, ПОД, ЗА, В, У, образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребления существительных множественного числа в форме родительного падежа.
Содержание образовательной деятельности.
Этапы | Содержание деятельности | Время проведения |
1.Процесс вовлечения | Логопед предлагает детям встать в кружок и поиграть в знакомую игру. Логопед: Ребята, я называю слово и бросаю кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому я бросила мяч, ловит его, называет первый звук в слове и возвращает мяч обратно. Логопед с детьми начинают играть в игру. В это время раздается звонок сотового телефона. Логопед: Извините, я отвечу на звонок. Ой, это не звонок, а сообщение пришло. Вот послушайте. Логопед читает детям сообщение: «Помогите. Не могу найти ни чайника, ни чашек, ни кастрюли. Даже стол куда-то исчез. Федора.» Логопед: Федора. Не знаю, кто это. А вы, ребята, знаете? Дети: Это бабушка Федора из сказки «Федорино горе». |
|
2.Процесс целеполагания | Логопед: Верно, есть такая Федора. Что же у нее случилось? Дети: От Федоры ушла вся посуда. Логопед: Почему? Дети: Федора ее не любила, била посуду, не мыла ее. Логопед: Плохо посуде было у Федоры? Дети: Да. Логопед: Федора прислала нам сообщение с просьбой о помощи. Ей тоже стало плохо без посуды? (Да.) Почему? Правильно, ни кашу сварить, ни чаю попить. Поможем Федоре? |
|
3.Процесс планирования | Логопед: Что можно сделать, чтобы помочь Федоре? Дети: Научить Федору ухаживать за посудой, беречь ее. Логопед: А как мы будем помогать, если мы в детском саду, а Федора в сказке? Тогда отправляемся в сказку! Закройте глаза и повторяйте за мной волшебное заклинание: Раз, два, три – двери в сказку отвори! |
|
4.Процесс осуществления задуманного | Логопед: Посмотрите, а вот и Федора. (На мониторе иллюстрация с изображением грустной Федоры.) Какое у нее настроение? Почему? Вся посуда разбежалась! У Федоры не осталось Ни бидона, ни бутылок, Ни беззубых, грязных … вилок. Нет покинутых сироток – Черных, гнутых… сковородок. Нет запачканных грязнуль – Битых, ломаных … кастрюль. Не видали близко люди И осколков грязных… блюдец, Убежавших от букашек Много дней не мытых… чашек, Скрывшихся от тараканов Мутных, треснувших… стаканов. Как Федора ни смотрела, Не нашла нигде … тарелок. Скрылся от Федоры …ножик, Нет больших столовых… ложек. Логопед читает стихотворение, дети договаривают слова. Логопед: Где же посуда? Куда она ушла? (Дети находят посуду.) Посмотрите, вот лес, береза, пенек, елочка, ручеек, мостик, грибок. И везде лежит посуда. Вот половник. Он лежит за березкой. А кто нашел чайник? Где он стоит? (Чайник стоит на мостике.) Дети называют посуду и место ее нахождения. Нож лежит под грибочком. Чашка стоит у (около) ручейка. Кастрюля стоит за елочкой. Вилка лежит под кустом. Сковородка стоит за пеньком. Логопед: Молодцы! Посуду мы нашли. Только посмотрите, какая она, что с ней случилось? Дети: Посуда вся разбилась, поломалась. Логопед: Посмотрите, у меня половник без ручки. Вика, а у тебя чайник без чего? Чайник без носика. Кастрюля без крышки. Сковородка без дна. Чашка без ручки. Нож без лезвия. Вилка без зубчика. Логопед: Как же быть? Мы не можем вернуть Федоре такую сломанную посуду. Дети: Надо ее отремонтировать. Логопед: Правильно. Вот обрадуется Федора, когда увидит свою посуду целой и невредимой. Дети и логопед подбирают недостающие детали к посуде. Логопед: У меня половник с ручкой. А у тебя, Андрей? Дети: У меня чашка с ручкой. Сковородка с донышком. И т.д. Логопед: Как здорово, что вся посуда нашлась! Мы ее собрали и починили. Только грустная она какая-то: не блестит чайник, не звенят ложки. Обиделась посуда на Федору. Что можно сделать, чтобы посуда перестала грустить? Дети: Надо пожалеть посуду, приласкать. Дети по очереди гладят посуду и называют ласково (чашечка, вилочка и т.п.) Логопед: Повеселела посуда, улыбаются чашки, кастрюля и вилки. Но посуда все еще какая, ребята? (Грязная.) Что надо еще сделать? (Помыть посуду.) Правильно! Научим Федору мыть посуду? (Да.) Подходят к столу, ставят на него посуду. На мониторе в это время появляется изображение избы Федоры. Логопед: Ребята, помните, что в сказке Федора пообещала посуде, чтобы вернуть ее домой? (мыть посуду) Так что же нам надо сделать? Проводится пальчиковая гимнастика «Моем посуду!» (используется мнемотаблица). Раз, два, три, четыре! (удар кулачками друг о друга) Кран с водою мы открыли И посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чашку, чайник, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному) Тёрли, тёрли, мыли, мыли, Все кругом в воде и мыле. (одна ладонь скользит по другой по кругу) Раз, два, три, четыре (удар кулачками друг о друга) Кран с водою мы закрыли – Всю посуду перемыли. Логопед: Молодцы! Посмотрите на монитор. Посуда чистая. Но она вся разбросана. Что надо сделать? Дети: Убрать посуду. Мультимедийная презентация. Дети ставят кухонную посуду на газовую плиту, столовую – на стол, а чайную посуду убирают в буфет. Дети: Я поставлю кастрюлю на газовую плиту, потому что это кухонная посуда. Я уберу чашку в буфет, потому что это чайная посуда. Логопед: Ну вот, теперь полный порядок. Смотрите (показывает на экран), а Федора Егоровна тоже изменилась. Какая она стала? (Умытая, нарядная, красивая, причесанная.) Смогли мы помочь Федоре? Что мы делали? Помните, как заканчивается сказка? (Посуда простила Федору, угостила Федору сладким чаем) А мы можем угостить Федору? Проводится упражнение «Куда что надо положить?» Логопед: Я налью суп в супницу. А ты, Витя? Сахар – в сахарницу Конфеты – в конфетницу Масло – в масленку Салат – в салатницу Хлеб- в хлебницу Селедку – в селедочницу Логопед: А теперь обведите карандашом ту дорожку, которая соединит угощение с нужной посудой. | 20-22 мин. |
5.Рефлексия | Логопед: Ребята, помогли мы Федоре? Что мы для этого сделали? А у вас дома есть посуда? А она не убегает от вас? Что же вы делаете, чтобы посуда не ушла? Пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и повторяем за мной волшебное заклинание: Раз, два, три – двери из сказки отвори! | 2-3 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема Осень. Звук [о]. Буква О,о.
Интегрированный подход к организации образовательной деятельности с целью профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Осень. Звук [о]. Буква О, о.»...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе "Как дети цифру 5 спасали".
ННОД по ФЭМП...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР Тема. «Осень в картинах С.А.Куприянова и стихах русских поэтов»
Занятие построено с учетом интеграции ОО "Коммуникация", "Музыка", "Здоровье", "Художествення литература", рекомендуется проводить, как обобщающее по лексической теме "Осень". Приложением к конспекту ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме: «Звуки [п], [п’], буква П»
Дошкольники познакомились с новыми звуками и буквой, обозначающей эти звуки. Собирали разрезные картинки, составляли схемы слов с новыми звуками....
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей 6 – 7 лет с ОНР. "Мой город Чайковский"
Обогащает знания детей о названии родного города, улицах ближайшего окружения, его символике. ...
Методическая разработка Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР
Развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создание позитивного настроя к обучению в школе...
НОД Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОВЗ на тему: "Сенсорные эталоны и их применение в обследовании предметов
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ...