Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня "Федорины помощники".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

            Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня. Данное занятие используется при прохождении лексической темы "Посуда". В основу занятия положен сюжет знакомой детям сказки К.И.Чуковского "Федорино горе", в который гармонично включены игры и задания по развитию лексико-грамматического строя речи. Применение сказок и сказочных сюжетов на логопедических занятиях вызывает огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность, обеспечивает возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей. Конспект занятия составлен с учетом современных образовательных технологий и методов обучения ( деятельностный подход, метод проблемного обучения, электронные образовательные ресурсы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной  логопедической группе для детей с ОНР.

Тема: «Посуда»

Название: «Федорины помощники».

Программное содержание:

Коррекционно-воспитательные: вызвать желание помочь другим людям; формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности; воспитание бережного отношения к посуде.

Коррекционно-образовательные: расширять и закреплять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; закреплять понятия «чайная», «столовая», «кухонная посуда»; совершенствовать грамматический строй речи (использование имен существительных в косвенных падежах; закрепление навыка употребления предлогов НА, ПОД, ЗА, У, В; образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа; формирование навыка словообразования существительных с помощью суффикса –ниц-); учить определять проблему, исходя из предложенной ситуации и находить пути ее разрешения; закреплять правильное произношение всех поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мыслительные операции, мелкую и общую моторики.

Материалы и оборудование: мяч, сотовый телефон, предметные картинки с изображением грязной посуды, декорация леса, мультимедийный монитор, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «В гостях у Федоры», посуда без отдельных частей, части посуды, мнемотаблица к пальчиковой гимнастике, магнитная доска, индивидуальные карточки для упражнения «Куда что надо положить?».

Предварительная работа: чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.

Взаимосвязь с другими видами деятельности: познание, речевое развитие.

Ожидаемый результат после НОД: у детей закреплены знания о видах и предметах посуды, разъяснены и введены в словарь детей слова терка, дуршлаг, противень, закреплены навыки словообразования, употребления предлогов НА, ПОД, ЗА, В, У, образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребления существительных множественного числа в форме родительного падежа.

Содержание образовательной деятельности.

Этапы

Содержание деятельности

Время проведения

1.Процесс вовлечения

Логопед предлагает детям встать в кружок и поиграть в знакомую игру.

Логопед: Ребята, я называю слово и бросаю кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому я бросила мяч, ловит его, называет первый звук в слове и возвращает мяч обратно.

Логопед с детьми начинают играть в игру. В это время раздается звонок сотового телефона.

Логопед: Извините, я отвечу на звонок. Ой, это не звонок, а сообщение пришло. Вот послушайте.

Логопед читает детям сообщение: «Помогите. Не могу найти ни чайника, ни чашек, ни кастрюли. Даже стол куда-то исчез. Федора.»

 Логопед: Федора. Не знаю, кто это. А вы, ребята, знаете?

Дети: Это бабушка Федора из сказки «Федорино горе».

  1. мин.

2.Процесс целеполагания

Логопед: Верно, есть такая Федора. Что же у нее случилось?

Дети: От Федоры ушла вся посуда.

Логопед: Почему?

Дети: Федора ее не любила, била посуду, не мыла ее.

Логопед: Плохо посуде было у Федоры?

Дети: Да.

Логопед: Федора прислала нам сообщение с просьбой о помощи. Ей тоже стало плохо без посуды? (Да.) Почему? Правильно, ни кашу сварить, ни чаю попить. Поможем Федоре?

  1. мин.

3.Процесс планирования

Логопед: Что можно сделать, чтобы помочь Федоре?

Дети: Научить Федору ухаживать за посудой, беречь ее.

Логопед: А как мы будем помогать, если мы в детском саду, а Федора в сказке? Тогда отправляемся в сказку! Закройте глаза и повторяйте за мной волшебное заклинание:

Раз, два, три – двери в сказку отвори!

  1. мин.

4.Процесс осуществления задуманного

Логопед: Посмотрите, а вот и Федора. (На мониторе иллюстрация с изображением грустной Федоры.) Какое у нее настроение? Почему?

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных … вилок.

Нет покинутых сироток –

Черных, гнутых… сковородок.

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломаных … кастрюль.

Не видали близко люди

И осколков грязных… блюдец,

Убежавших от букашек

Много дней не мытых… чашек,

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших… стаканов.

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде … тарелок.

Скрылся от Федоры …ножик,

Нет больших столовых… ложек.

Логопед читает стихотворение, дети договаривают слова.

Логопед: Где же посуда? Куда она ушла? (Дети находят посуду.) Посмотрите, вот лес, береза, пенек, елочка, ручеек, мостик, грибок. И везде лежит посуда. Вот половник. Он лежит за березкой. А кто нашел чайник? Где он стоит? (Чайник стоит на мостике.)

Дети называют посуду и место ее нахождения.

Нож лежит под грибочком.

Чашка стоит у (около) ручейка.

Кастрюля стоит за елочкой.

Вилка лежит под кустом.

Сковородка стоит за пеньком.

           Логопед: Молодцы! Посуду мы нашли. Только посмотрите, какая она, что с ней случилось?

Дети: Посуда вся разбилась, поломалась.

Логопед: Посмотрите, у меня половник без ручки. Вика, а у тебя чайник без чего?

Чайник без носика.

Кастрюля без крышки.

Сковородка без дна.

Чашка без ручки.

Нож без лезвия.

Вилка без зубчика.

Логопед: Как же быть? Мы не можем вернуть Федоре такую сломанную посуду.

Дети: Надо ее отремонтировать.

Логопед: Правильно. Вот обрадуется Федора, когда увидит свою посуду целой и невредимой.

Дети и логопед подбирают недостающие детали к посуде.

Логопед: У меня половник с ручкой. А у тебя, Андрей?

Дети: У меня чашка с ручкой.

           Сковородка с донышком.

           И т.д.

Логопед: Как здорово, что вся посуда нашлась! Мы ее собрали и починили. Только грустная она какая-то: не блестит чайник, не звенят ложки. Обиделась посуда на Федору. Что можно сделать, чтобы посуда перестала грустить?

Дети: Надо пожалеть  посуду, приласкать.

Дети по очереди гладят посуду и называют ласково (чашечка, вилочка и т.п.)

Логопед: Повеселела посуда, улыбаются чашки, кастрюля и вилки. Но посуда все еще какая, ребята? (Грязная.) Что надо еще сделать? (Помыть посуду.) Правильно! Научим Федору мыть посуду? (Да.)

Подходят к столу, ставят на него посуду. На мониторе в это время появляется изображение избы Федоры.

Логопед: Ребята, помните, что в сказке Федора пообещала посуде, чтобы вернуть ее домой? (мыть посуду) Так что же нам надо сделать?

Проводится пальчиковая гимнастика «Моем посуду!» (используется мнемотаблица).

Раз, два, три, четыре!

(удар кулачками друг о друга)

Кран с водою мы открыли

И посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному)

Тёрли, тёрли, мыли, мыли,

Все кругом в воде и мыле.

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Раз, два, три, четыре

(удар кулачками друг о друга)

Кран с водою мы закрыли –

Всю посуду перемыли.

 Логопед: Молодцы! Посмотрите на монитор. Посуда чистая. Но она вся разбросана. Что надо сделать?

Дети: Убрать посуду.

Мультимедийная презентация. Дети ставят кухонную посуду на газовую плиту, столовую – на стол, а чайную посуду убирают в буфет.

Дети: Я поставлю кастрюлю на газовую плиту, потому что это кухонная посуда. Я уберу чашку в буфет, потому что это чайная посуда.

Логопед: Ну вот, теперь полный порядок. Смотрите (показывает на экран), а Федора Егоровна тоже изменилась. Какая она стала? (Умытая, нарядная, красивая, причесанная.) Смогли мы помочь Федоре? Что мы делали? Помните, как заканчивается сказка? (Посуда простила Федору, угостила Федору сладким чаем) А мы можем угостить Федору?

Проводится упражнение «Куда что надо положить?»

Логопед: Я налью суп в супницу. А ты, Витя?

Сахар – в сахарницу

Конфеты – в конфетницу

Масло – в масленку

Салат – в салатницу

Хлеб- в хлебницу

Селедку – в селедочницу

Логопед: А теперь обведите карандашом ту дорожку, которая соединит угощение с нужной посудой.

20-22 мин.

5.Рефлексия

Логопед: Ребята, помогли мы Федоре? Что мы для этого сделали? А у вас дома есть посуда? А она не убегает от вас? Что же вы делаете, чтобы посуда не ушла? Пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и повторяем за мной волшебное заклинание:

Раз, два, три – двери из сказки отвори!

2-3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема Осень. Звук [о]. Буква О,о.

Интегрированный подход к организации образовательной деятельности с целью профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Осень. Звук [о]. Буква О, о.»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР Тема. «Осень в картинах С.А.Куприянова и стихах русских поэтов»

Занятие построено с учетом интеграции ОО "Коммуникация", "Музыка", "Здоровье", "Художествення литература", рекомендуется проводить, как обобщающее по лексической теме "Осень". Приложением к конспекту ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме: «Звуки [п], [п’], буква П»

Дошкольники познакомились с новыми звуками и буквой, обозначающей эти звуки. Собирали разрезные картинки, составляли схемы слов с новыми звуками....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей 6 – 7 лет с ОНР. "Мой город Чайковский"

  Обогащает знания детей о названии родного города, улицах ближайшего окружения, его символике.  ...

Методическая разработка Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР

Развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создание позитивного настроя к обучению в школе...