Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОНР (рекомендации воспитателям).
консультация по логопедии на тему

Курилова Людмила Ивановна

В статье рассказывается о необходимости  помочь   детям с нарушениями речи разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслейПриведены примеры игр, рекомендуемых для развития коммуникативных способностей детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дети с ОНР  испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Эти дети суетливы и крикливы, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Благоприятным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство. Первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Коммуникация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.  

В планируемых итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования одними из интегративных качеств ребенка, которые он  приобретает в результате освоения Программы это:

-  эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

-   овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

В настоящее время  нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ОНР, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей.

Мы должны  помочь детям с нарушениями речи разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Система игр, рекомендуемых для развития коммуникативных способностей.условно разделена на 4 блока: 

1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению  уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций –  с помощью которых, знакомят детей с «азбукой эмоций», формируют умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью рекомендуется проводить мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения можно  включать (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используют обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

        Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. 

        Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов,нужно поощрять их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей рекомендуется  использовать  аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создавать  ситуацию успеха для каждого ребенка.

        В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанниковрекомендуется  использовать  различные методы и приемы, такие как:

  • проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
  • чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональныхсопереживаний;
  • проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  • организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);
  • использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций;
  • разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков);
  • использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.
  • для того чтобы научить детей совершать добрые поступки, дела, рекомендуется  в группе «завести» копилку «Добрых дел». В этой копилкебудут хранятся добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели следует подвести итог и выяснить, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел. Они награждаются медалями.
  • повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы»: каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку. Застенчивым детям помогает работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон».

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями,  разработать рекомендации для родителей с целью:

  • совершенствования собственных умений межличностного общения;
  • формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;
  • «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).

 Таким образом, внимание родителей привлекается к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные детям с тяжелыми нарушениями речи постепенно  исчезают, этому способствует умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети становятся дружными, добрыми, заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, они учатся  самостоятельно разрешать конфликты,  больше играют.

 Дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Практическая часть.

Предлагаем познакомиться  с одной из  игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой: «Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Раздаю участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до...». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали  имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доб рое сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

"Волшебные конфеты"

Цель: развитие чувства эмпатии.(Эмпа́тия  — осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания)

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

                Примеры высказывания детей:

  • пусть они избавятся от болезней
  • пусть никогда не умирают
  • пусть все долго живут
  • пусть у всех будет дом
  • пусть у всех будет обед
  • пусть все хорошо живут
  • пусть все дружно живут
  • пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Развитие коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста»...