Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Отклонения в речевом развитии имеют от 40 до 60% детей. Среди наиболее распространенных нарушений - дизартрия. У детей со стертой дизартрией развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, и такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее". В.В. Сухомлинский
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится подготовка детей к обучению в школе. Исследования ученых показали, что 70% детей, поступивших в школу с 7 лет, и 87,5% детей, пришедших в школу с 6 лет имеют низкий уровень развития мелкой моторики.
Авторы, исследующие проблему готовности к обучению в школе (М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина), отмечают тесную взаимосвязь: во-первых, между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной способности, речевого развития; во-вторых, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью, в-третьих, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников. Для обеспечения успешности обучения в школе необходима целенаправленная подготовка на предыдущем, дошкольном этапе.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Исследования ученых показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений - дизартрия.
Методики коррекционной работы стертой дизартрии разработаны недостаточно. Проблемы организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность дефекта.
У детей со стертой дизартрией развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, и такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения пальцами рук развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Цель программы: создание условий для развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
коррекционно - обучающие:
- Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами (умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учить владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения).
- Формировать зрительно – моторную координацию у детей.
- Совершенствовать активную речь дошкольников, пополнять словарный запас новыми понятиями.
- Формирование навыков учебной деятельности:
умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и
пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным и слуховым восприятием.
- Пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- Память, мышление, внимание, фантазию и творческую активность.
воспитывающие:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь)
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок)
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнений заданий)
Программа рассчитана на обучение воспитанников старшего дошкольного возраста 6-7 лет, предусматривает проведение 1 занятие в неделю в подгруппе (20 детей) по 25 минут.
Срок реализации программы 33 часа. Занятия начинаются с 1 октября и заканчиваются в конце апреля.
Графическая форма представления программы в виде взаимосвязанных модулей в соответствии с логикой поставленных задач.
Отличительными особенностями данной программы является направленность на всестороннее развитие мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.
Занятия по данной программе составлены на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности, что создает более комфортные условия формирования предпосылок к учебной деятельности.
Каждое занятие включает в себя задания, расположенные в определенной дидактической последовательности с постепенным нарастанием их сложности.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные модули:
I модуль «Диагностика».
II модуль «Гигиена письма»
III модуль «Веселые пальчики»
IV модуль «Умелый карандаш»
Оценка мелкой моторики и зрительно – моторной координации дошкольников проводится с помощью итогового теста в начале и в конце учебного года, который включает практические упражнения.
В результате прохождения программного материала воспитанник знает понятия:
- вправо, влево, вверх, вниз, над, под, справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх;
- прямая, волнистая и пунктирная линии;
- вертикальная и горизонтальная, диагональная штриховка с наклоном линий
умеет:
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- правильно держать карандаш, ручку;
- раскрашивать предметы в пределах контура;
- раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш;
- рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободном листе;
- выполнять различные виды штриховки
- выполнять графические диктанты; работать с трафаретами.
- писать цифры от 0 до 10.
Форма подведения итогов реализации программы - практические работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.
В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....
Коррекционное занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет с нарушением зрения
Конспект коррекционно-педагогического занятия-путешествия по развитию зрительно - моторной координации у детей 4-5 лет с нарушение зрения. В конспекте показано как можно ненавязчиво в форме игры...
«Формирование мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР 6-ого года жизни»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с ов...
Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»
Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...
Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста
В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей....
Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к школьному обучен...
Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...