Рабочая программа "Коррекция речи"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Каранова Наталия Владимировна

Коррекционно - развивающая программа для детей С ОНР 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                         

     

Рабочая программа

«Коррекция речи»

Образовательная область

«Речевое развитие»

(дети с ОНР 5-6 лет)

 

 

Составитель: учитель-логопед Каранова Н.В.

2014 г.

Содержание

Паспорт программы

Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование

Структура НОД

Литература

Паспорт Программы

Тип Программы: коррекционно - развивающая

Статус программы: рабочая программа по реализации              образовательной области  «Речевое развитие»

Форма деятельности: непосредственно образовательная деятельность

Категория: дети с ОНР (5 – 6 лет)  

Срок освоения: 1 год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа старшей группы для детей с ОНР по реализации образовательной области «Коммуникативно – личностное  развитие» вид деятельности «Коммуникативная» разработана в соответствии с действующими Федеральным  законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф 3, с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.

Актуальность

     Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

  В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е. Левина)

   Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование, реализацию логопедической работы с этими детьми и предупреждает возможные осложнения в школьном обучении. Данный подход на современном этапе предлагает Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, логопед-практик Т.А. Ткаченко.

Теоретико-методологические аспекты программы

  Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова) в 50-60-х годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решён вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

 Цель программы: создание условий для коррекции общего недоразвития речи у детей 5 – 6 лет.

Задачи программы

1. Формирование лексико-грамматических представлений

2. Формирование фонетического строя речи

3. Развитие связной речи

Принципы программы

1.  Принцип системности коррекционных и развивающих задач

2.  Принцип усложнений предлагаемых заданий

3. Принцип конструктивного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками

4. Принцип комплексности методов воздействия

Методы и приёмы

1. Наглядно – действенные методы

2. Словесные методы

3. Игровые приёмы

4. Практические методы

         

 

Календарно-тематическое планирование

Формирование лексико –грамматических представлений

 и развитие связной речи

Месяц

Тема недели

Тема непосредственно образовательной деятельности

Литература

Сентябрь

Детский сад.

Развитие общего внимания и понимания речи.

Конспект № 1

 Знакомство с понятием «слово-предмет»

Конспект № 2

Игрушки.

Знакомство с понятием «слово-действие»

Конспект № 3

Закрепление понятия «слово-действие».

Конспект № 4

Октябрь

  Овощи. Огород.

Имена собственные и их уменьшительные формы.

Конспект № 6

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

Конспект № 7

Расширение словаря по теме «Овощи».

Конспект № 8

  Фрукты. Сад.

Образование множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже.

Конспект № 9

Дифференциация вопросов кто это? Что это?

Конспект № 10

Расширение словаря по теме «Фрукты».

Конспект № 11

Осень.

Падежные конструкции. Винительный падеж единственного числа существительных.

Конспект № 12

  Падежные конструкции. Винительный падеж единственного числа существительных.

Конспект № 13

Расширение словаря по теме «Осень».

Конспект № 14

Лиственные деревья. Лес.

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Конспект № 15

 Знакомство с понятием  «предложение»

Конспект № 16

Закрепление понятия  «предложение»

Конспект № 17

Наше тело. Туалетные принадлежности.

  Согласование существительных и глаголов в числе.

Конспект № 18

  Согласование существительных и глаголов в числе.

Конспект № 19

  Составление 3-х словных предложений.

Понятия «действия», «предложение», «слово».

Конспект № 20

Ноябрь

Семья.

  Приставочные глаголы с основой ехать.

Конспект № 21

  Соотнесение существительных с местоимениями «он», «она»

Конспект № 22

Составление 3-х словных предложений.

Конспект № 23

Дом. Мебель.

Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

Конспект № 24

Приставочные глаголы с основой шёл.

Конспект № 25

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.

Конспект № 26

  Домашние птицы.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом У.

 

Конспект № 27

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом У.

 

Конспект № 28

Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Конспект № 29

Осень (обобщение)

Согласование числительных «два», «две» с существительными.

Конспект № 30

  Согласование числительных «два», «две» с существительными.

Конспект № 31

Пересказ  рассказа с использованием картинок.

Конспект № 32

Декабрь

Зима.

  Предлог НА.

Конспект № 33

  Предлог НА.

Конспект № 34

Пересказ по сюжетной картине «Петя и снеговик».

Конспект № 35

Хвойные деревья.

  Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

Конспект № 36

  Пересказ по серии «Приключение Саши».

Конспект № 37

Зимующие птицы.

Соотнесение существительных с местоимением «оно».

Конспект № 38

Пересказ по серии «Синичка».

Конспект № 39

Новый год.

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных единственного числа.

Конспект № 40

Пересказ по опорным картинкам «Новый год».

Конспект № 41

Январь

Зимние забавы.

Соотнесение существительных с местоимением «они».

Конспект № 42

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных единственного числа.

Конспект № 43

Пересказ рассказа по опорным картинкам.            

Конспект № 44

Домашние животные.

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных единственного числа.

Конспект № 45

Пересказ рассказа по опорным картинкам.

  Конспект № 47

Дикие животные наших лесов.

Предлог ПОД.

Конспект № 46

  Пересказ рассказа

«Кто как зиму проводит».

Конспект № 49

Февраль

Посуда.

Дифференциация

Предлогов НА, ПОД.

Конспект № 48

Пересказ «Дежурные»

Ефименкова.

Конспект № 51

Продукты питания. Труд повара.

Падежные конструкции. Предложный падеж существительных единственного числа.

Конспект № 50

  Пересказ рассказа «Гости»

Смирнова.

Конспект № 54

  Наша армия. День защитника Отечества.

  Предлог В.

Конспект № 55

Подбор определений к предметам и объектам (цвет, форма)

Конспект № 53

Пересказ рассказа по серии картин «Собака – санитар».

Конспект № 52

Зима

 (обобщение)

Подбор определений к предметам и объектам (величина)

Конспект № 57

  Пересказ  рассказа по серии «Зимняя история».

Теремкова

Конспект № 56

Март

Весна.

 8 Марта.

   Подбор определений к предметам и объектам (какой по материалу)

Конспект № 59

Изменение существительных единственного числа по падежам.

Конспект № 58

Составление рассказа по серии «Помощники».  

Конспект № 60

Одежда.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Конспект № 61

Описательный рассказ «Рубашка».

Конспект № 62

 Головные уборы.

Согласование прилагательных с существительными множественного числа.

Конспект № 63

Описательный рассказ «Кепка».

Конспект № 64

Обувь.

Предлоги В, НА, ПОД

  Конспект № 65

  Предлоги В, НА, ПОД

  Конспект № 66

Составление рассказа по серии «Кошка и мышка».

Конспект № 67

Апрель

Перелётные птицы.

Предлог К.

Конспект № 68

Составление рассказа по серии «Грач».

Конспект № 69

Наш город.

  Предлог ОТ.

Конспект № 70

Притяжательные прилагательные.

Конспект № 71

Составление  рассказа по моделям «Наш город».

Конспект № 72

Транспорт.

Предлоги К, ОТ

Конспект № 73

Глаголы-антонимы.

Конспект № 74

Составление рассказа по серии «Кораблик».

Конспект № 75

Профессии людей. Инструменты

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в родительном падеже.

Конспект № 76

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в дательном падеже.

Конспект № 77

Составление рассказа по моделям «Профессии моих родителей».

Конспект № 78

Цветы.

Согласование

прилагательных с существительными единственного числа в творительном падеже.

Конспект № 79

Составление описательного рассказа

«Роза».

Конспект № 80

Май

Насекомые.

Согласование

прилагательных с существительными единственного числа в предложном падеже.

Конспект № 81

Пересказ сказки «Сороконожка».

Конспект № 82

Весна

(обобщение)

Распространение предложений путём введения однородных определений.

Конспект № 83

Составление рассказа по моделям «Весна»

Конспект № 84


Календарно-тематическое планирование

                  Формирование фонетического строя речи

Месяц

Тема недели

Тема непосредственно образовательной деятельности

Литература

Сентябрь

Детский сад.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Конспект № 1

Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Конспект № 2

Игрушки.

Знакомство с понятием «звук».

Конспект № 3

Звук А

Конспект № 4

Октябрь

Овощи. Огород.

Звук У

Конспект № 5

  Фрукты. Сад.  

Звуки А-У

Конспект № 6

Осень.

Звук И

Конспект № 7

Лиственные деревья. Лес.

Звуки А, У, И

Конспект № 8

Наше тело. Туалетные принадлежности.

Звук О

Конспект № 9

Ноябрь

Семья.

Звуки У, О

Конспект № 10

Дом. Мебель.

Звуки А,О,И,О

Конспект № 11

  Домашние птицы.

 

Звук Ы

 

Конспект № 12

 

Осень (обобщение)

Звуки Ы, И

Конспект № 13

Декабрь

Зима.

Звуки М - Мь

Конспект № 14

Хвойные деревья.

Звуки В - Вь

Конспект № 15

 Звуки В - Вь

Конспект № 16

Зимующие птицы.

Звуки Н - Нь

Конспект № 17

Звуки Н - Нь

Конспект № 18

Новый год.

Звуки Ф - Фь

Конспект № 19

Звуки Ф - Фь

Конспект № 20

Январь

Зимние забавы.

Звуки В - Ф

Конспект № 21

Домашние животные.

Звуки М – Н,

Мь - Нь

Конспект № 22

 Звуки М – Н,

Мь - Нь

Конспект № 23

Дикие животные наших лесов.

Звуки Б - Бь

Конспект № 24

Звуки Б - Бь

Конспект № 25

Февраль

 

Посуда.

Звуки П - Пь

Конспект № 26

Звуки Б – П,

Бь - Пь

Конспект № 27

Продукты питания. Труд повара.

Звуки Д – Дь

Конспект № 28

Звуки Д – Дь

Конспект № 29

  Наша армия. День защитника Отечества.

Звуки Т – Ть

Конспект № 30

Зима

 (обобщение)

Звуки Т – Д,

Ть - Дь

Конспект № 31

Звуки Г-Гь

Конспект № 32

Март

Весна.

 8 Марта.

Звуки К - Кь

Конспект № 33

Одежда.

Звуки К – Г,

Кь - Гь

Конспект № 34

Звуки К – Г,

Кь - Гь

Конспект № 35

Головные уборы.

Звуки Х - Хь

Конспект № 36

Звуки К – Х,

Кь - Хь

Конспект № 37

Обувь.

Звуки С - Сь

Конспект № 38

Апрель

Перелётные птицы.

Звуки С - Сь

Конспект № 39

Деление слов на слоги

Конспект № 40

Наш город.

Звуки З - Зь

Конспект № 41

Транспорт.

Звуки С – З,

Сь - Зь

Конспект № 42

Профессии людей. Инструменты.

Звук Ц

Конспект № 43

Цветы.

Звук С - Ц

Конспект № 44

Звук С - Ц

Конспект № 45

Май

Насекомые.

 

Закрепление полученных навыков

Конспект № 46

Закрепление полученных навыков

Конспект № 47

Весна

(обобщение)

Закрепление полученных навыков

Конспект № 48

Закрепление полученных навыков

Конспект № 49

Требования к результатам освоения рабочей программы

К концу года дети должны научиться:

  • Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • Владеть элементарными навыками пересказа;
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.
  • Использовать в общении с взрослыми и сверстниками слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
  • Фонетически правильно произносить слова с поставленными и автоматизированными звуками;
  • Правильно предавать не сложную слоговую структуру слов в самостоятельной речи;

Структура непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент
  2. Сообщение цели НОД
  3. Основная часть
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление полученных знаний, навыков
  6. Подведение итогов, самооценка

  Непосредственно образовательная деятельность по коррекции ОНР   проводится 4 раза в неделю.

 

Список литературы

1. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя – Москва: Просвещение, 1983. – 144 с.

2. Новоторцева, Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з, зь, с, сь ц] [ш, ж], [щ, ч], [р, рь, л, ль] – Ярославль: Академия развития, 1999. – 72 с.

3. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет – Москва: Мозаика – синтез, 2003. - 76 с.

4. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 48 с.

5. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: пособие для логопедов, воспитателей и родителей - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 48 с.

6. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи – Москва: Просвещение, 2010.- 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет

Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет

Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Рабочая программа "Речь ребенка развиваем, дружим, учимся, играем"...

Программа преднаначена для работы воспитателей и педагогов дополнительного образования по ечевому развитию, ее может использовать в своей работе и учитель-логопед....