Рабочая программа "Коррекция речи"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
Коррекционно - развивающая программа для детей С ОНР 5 - 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Коррекция речи»
Образовательная область
«Речевое развитие»
(дети с ОНР 5-6 лет)
Составитель: учитель-логопед Каранова Н.В.
2014 г.
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Календарно - тематическое планирование
Структура НОД
Литература
Паспорт Программы
Тип Программы: коррекционно - развивающая
Статус программы: рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Форма деятельности: непосредственно образовательная деятельность
Категория: дети с ОНР (5 – 6 лет)
Срок освоения: 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа старшей группы для детей с ОНР по реализации образовательной области «Коммуникативно – личностное развитие» вид деятельности «Коммуникативная» разработана в соответствии с действующими Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф 3, с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.
Актуальность
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е. Левина)
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование, реализацию логопедической работы с этими детьми и предупреждает возможные осложнения в школьном обучении. Данный подход на современном этапе предлагает Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, логопед-практик Т.А. Ткаченко.
Теоретико-методологические аспекты программы
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова) в 50-60-х годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решён вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Цель программы: создание условий для коррекции общего недоразвития речи у детей 5 – 6 лет.
Задачи программы
1. Формирование лексико-грамматических представлений
2. Формирование фонетического строя речи
3. Развитие связной речи
Принципы программы
1. Принцип системности коррекционных и развивающих задач
2. Принцип усложнений предлагаемых заданий
3. Принцип конструктивного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками
4. Принцип комплексности методов воздействия
Методы и приёмы
1. Наглядно – действенные методы
2. Словесные методы
3. Игровые приёмы
4. Практические методы
Календарно-тематическое планирование
Формирование лексико –грамматических представлений
и развитие связной речи
Месяц | Тема недели | Тема непосредственно образовательной деятельности | Литература |
Сентябрь | Детский сад. | Развитие общего внимания и понимания речи. | Конспект № 1 |
Знакомство с понятием «слово-предмет» | Конспект № 2 | ||
Игрушки. | Знакомство с понятием «слово-действие» | Конспект № 3 | |
Закрепление понятия «слово-действие». | Конспект № 4 | ||
Октябрь | Овощи. Огород. | Имена собственные и их уменьшительные формы. | Конспект № 6 |
Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. | Конспект № 7 | ||
Расширение словаря по теме «Овощи». | Конспект № 8 | ||
Фрукты. Сад. | Образование множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже. | Конспект № 9 | |
Дифференциация вопросов кто это? Что это? | Конспект № 10 | ||
Расширение словаря по теме «Фрукты». | Конспект № 11 | ||
Осень. | Падежные конструкции. Винительный падеж единственного числа существительных. | Конспект № 12 | |
Падежные конструкции. Винительный падеж единственного числа существительных. | Конспект № 13 | ||
Расширение словаря по теме «Осень». | Конспект № 14 | ||
Лиственные деревья. Лес. | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. | Конспект № 15 | |
Знакомство с понятием «предложение» | Конспект № 16 | ||
Закрепление понятия «предложение» | Конспект № 17 | ||
Наше тело. Туалетные принадлежности. | Согласование существительных и глаголов в числе. | Конспект № 18 | |
Согласование существительных и глаголов в числе. | Конспект № 19 | ||
Составление 3-х словных предложений. Понятия «действия», «предложение», «слово». | Конспект № 20 | ||
Ноябрь | Семья. | Приставочные глаголы с основой ехать. | Конспект № 21 |
Соотнесение существительных с местоимениями «он», «она» | Конспект № 22 | ||
Составление 3-х словных предложений. | Конспект № 23 | ||
Дом. Мебель. | Согласование числительных «один», «одна» с существительными. | Конспект № 24 | |
Приставочные глаголы с основой шёл. | Конспект № 25 | ||
Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. | Конспект № 26 | ||
Домашние птицы. | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом У.
| Конспект № 27 | |
Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом У.
| Конспект № 28 | ||
Составление рассказа по демонстрируемому действию. | Конспект № 29 | ||
Осень (обобщение) | Согласование числительных «два», «две» с существительными. | Конспект № 30 | |
Согласование числительных «два», «две» с существительными. | Конспект № 31 | ||
Пересказ рассказа с использованием картинок. | Конспект № 32 | ||
Декабрь | Зима. | Предлог НА. | Конспект № 33 |
Предлог НА. | Конспект № 34 | ||
Пересказ по сюжетной картине «Петя и снеговик». | Конспект № 35 | ||
Хвойные деревья. | Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными. | Конспект № 36 | |
Пересказ по серии «Приключение Саши». | Конспект № 37 | ||
Зимующие птицы. | Соотнесение существительных с местоимением «оно». | Конспект № 38 | |
Пересказ по серии «Синичка». | Конспект № 39 | ||
Новый год. | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных единственного числа. | Конспект № 40 | |
Пересказ по опорным картинкам «Новый год». | Конспект № 41 | ||
Январь | Зимние забавы. | Соотнесение существительных с местоимением «они». | Конспект № 42 |
Падежные конструкции. Дательный падеж существительных единственного числа. | Конспект № 43 | ||
Пересказ рассказа по опорным картинкам. | Конспект № 44 | ||
Домашние животные. | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных единственного числа. | Конспект № 45 | |
Пересказ рассказа по опорным картинкам. | Конспект № 47 | ||
Дикие животные наших лесов. | Предлог ПОД. | Конспект № 46 | |
Пересказ рассказа «Кто как зиму проводит». | Конспект № 49 | ||
Февраль | Посуда. | Дифференциация Предлогов НА, ПОД. | Конспект № 48 |
Пересказ «Дежурные» Ефименкова. | Конспект № 51 | ||
Продукты питания. Труд повара. | Падежные конструкции. Предложный падеж существительных единственного числа. | Конспект № 50 | |
Пересказ рассказа «Гости» Смирнова. | Конспект № 54 | ||
Наша армия. День защитника Отечества. | Предлог В. | Конспект № 55 | |
Подбор определений к предметам и объектам (цвет, форма) | Конспект № 53 | ||
Пересказ рассказа по серии картин «Собака – санитар». | Конспект № 52 | ||
Зима (обобщение) | Подбор определений к предметам и объектам (величина) | Конспект № 57 | |
Пересказ рассказа по серии «Зимняя история». Теремкова | Конспект № 56 | ||
Март | Весна. 8 Марта. | Подбор определений к предметам и объектам (какой по материалу) | Конспект № 59 |
Изменение существительных единственного числа по падежам. | Конспект № 58 | ||
Составление рассказа по серии «Помощники». | Конспект № 60 | ||
Одежда. | Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода. | Конспект № 61 | |
Описательный рассказ «Рубашка». | Конспект № 62 | ||
Головные уборы. | Согласование прилагательных с существительными множественного числа. | Конспект № 63 | |
Описательный рассказ «Кепка». | Конспект № 64 | ||
Обувь. | Предлоги В, НА, ПОД | Конспект № 65 | |
Предлоги В, НА, ПОД | Конспект № 66 | ||
Составление рассказа по серии «Кошка и мышка». | Конспект № 67 | ||
Апрель | Перелётные птицы. | Предлог К. | Конспект № 68 |
Составление рассказа по серии «Грач». | Конспект № 69 | ||
Наш город. | Предлог ОТ. | Конспект № 70 | |
Притяжательные прилагательные. | Конспект № 71 | ||
Составление рассказа по моделям «Наш город». | Конспект № 72 | ||
Транспорт. | Предлоги К, ОТ | Конспект № 73 | |
Глаголы-антонимы. | Конспект № 74 | ||
Составление рассказа по серии «Кораблик». | Конспект № 75 | ||
Профессии людей. Инструменты | Согласование прилагательных с существительными единственного числа в родительном падеже. | Конспект № 76 | |
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в дательном падеже. | Конспект № 77 | ||
Составление рассказа по моделям «Профессии моих родителей». | Конспект № 78 | ||
Цветы. | Согласование прилагательных с существительными единственного числа в творительном падеже. | Конспект № 79 | |
Составление описательного рассказа «Роза». | Конспект № 80 | ||
Май | Насекомые. | Согласование прилагательных с существительными единственного числа в предложном падеже. | Конспект № 81 |
Пересказ сказки «Сороконожка». | Конспект № 82 | ||
Весна (обобщение) | Распространение предложений путём введения однородных определений. | Конспект № 83 | |
Составление рассказа по моделям «Весна» | Конспект № 84 |
Календарно-тематическое планирование
Формирование фонетического строя речи
Месяц | Тема недели | Тема непосредственно образовательной деятельности | Литература |
Сентябрь | Детский сад. | Развитие слухового внимания и фонематического слуха. | Конспект № 1 |
Знакомство с артикуляционным аппаратом. | Конспект № 2 | ||
Игрушки. | Знакомство с понятием «звук». | Конспект № 3 | |
Звук А | Конспект № 4 | ||
Октябрь | Овощи. Огород. | Звук У | Конспект № 5 |
Фрукты. Сад. | Звуки А-У | Конспект № 6 | |
Осень. | Звук И | Конспект № 7 | |
Лиственные деревья. Лес. | Звуки А, У, И | Конспект № 8 | |
Наше тело. Туалетные принадлежности. | Звук О | Конспект № 9 | |
Ноябрь | Семья. | Звуки У, О | Конспект № 10 |
Дом. Мебель. | Звуки А,О,И,О | Конспект № 11 | |
Домашние птицы.
| Звук Ы
| Конспект № 12
| |
Осень (обобщение) | Звуки Ы, И | Конспект № 13 | |
Декабрь | Зима. | Звуки М - Мь | Конспект № 14 |
Хвойные деревья. | Звуки В - Вь | Конспект № 15 | |
Звуки В - Вь | Конспект № 16 | ||
Зимующие птицы. | Звуки Н - Нь | Конспект № 17 | |
Звуки Н - Нь | Конспект № 18 | ||
Новый год. | Звуки Ф - Фь | Конспект № 19 | |
Звуки Ф - Фь | Конспект № 20 | ||
Январь | Зимние забавы. | Звуки В - Ф | Конспект № 21 |
Домашние животные. | Звуки М – Н, Мь - Нь | Конспект № 22 | |
Звуки М – Н, Мь - Нь | Конспект № 23 | ||
Дикие животные наших лесов. | Звуки Б - Бь | Конспект № 24 | |
Звуки Б - Бь | Конспект № 25 | ||
Февраль
| Посуда. | Звуки П - Пь | Конспект № 26 |
Звуки Б – П, Бь - Пь | Конспект № 27 | ||
Продукты питания. Труд повара. | Звуки Д – Дь | Конспект № 28 | |
Звуки Д – Дь | Конспект № 29 | ||
Наша армия. День защитника Отечества. | Звуки Т – Ть | Конспект № 30 | |
Зима (обобщение) | Звуки Т – Д, Ть - Дь | Конспект № 31 | |
Звуки Г-Гь | Конспект № 32 | ||
Март | Весна. 8 Марта. | Звуки К - Кь | Конспект № 33 |
Одежда. | Звуки К – Г, Кь - Гь | Конспект № 34 | |
Звуки К – Г, Кь - Гь | Конспект № 35 | ||
Головные уборы. | Звуки Х - Хь | Конспект № 36 | |
Звуки К – Х, Кь - Хь | Конспект № 37 | ||
Обувь. | Звуки С - Сь | Конспект № 38 | |
Апрель | Перелётные птицы. | Звуки С - Сь | Конспект № 39 |
Деление слов на слоги | Конспект № 40 | ||
Наш город. | Звуки З - Зь | Конспект № 41 | |
Транспорт. | Звуки С – З, Сь - Зь | Конспект № 42 | |
Профессии людей. Инструменты. | Звук Ц | Конспект № 43 | |
Цветы. | Звук С - Ц | Конспект № 44 | |
Звук С - Ц | Конспект № 45 | ||
Май | Насекомые.
| Закрепление полученных навыков | Конспект № 46 |
Закрепление полученных навыков | Конспект № 47 | ||
Весна (обобщение) | Закрепление полученных навыков | Конспект № 48 | |
Закрепление полученных навыков | Конспект № 49 |
Требования к результатам освоения рабочей программы
К концу года дети должны научиться:
- Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.
- Использовать в общении с взрослыми и сверстниками слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
- Фонетически правильно произносить слова с поставленными и автоматизированными звуками;
- Правильно предавать не сложную слоговую структуру слов в самостоятельной речи;
Структура непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент
- Сообщение цели НОД
- Основная часть
- Физкультминутка
- Закрепление полученных знаний, навыков
- Подведение итогов, самооценка
Непосредственно образовательная деятельность по коррекции ОНР проводится 4 раза в неделю.
Список литературы
1. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя – Москва: Просвещение, 1983. – 144 с.
2. Новоторцева, Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з, зь, с, сь ц] [ш, ж], [щ, ч], [р, рь, л, ль] – Ярославль: Академия развития, 1999. – 72 с.
3. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет – Москва: Мозаика – синтез, 2003. - 76 с.
4. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 48 с.
5. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: пособие для логопедов, воспитателей и родителей - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 48 с.
6. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи – Москва: Просвещение, 2010.- 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет
Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Рабочая программа "Речь ребенка развиваем, дружим, учимся, играем"...
Программа преднаначена для работы воспитателей и педагогов дополнительного образования по ечевому развитию, ее может использовать в своей работе и учитель-логопед....