Лексика
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Красносельская Любовь Геннадиевна

Эта страничка для родителей, чьи дети имеют диагноз ОНР (общее недоразвитие речи).

Здесь вы найдёте ссылки на лексические темы, последовательно изучаемые

 на логопедических занятиях в детском саду с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Овощи46 КБ
Microsoft Office document icon Фрукты43.5 КБ
Microsoft Office document icon Деревья43.5 КБ
Microsoft Office document icon Домашние животные46.5 КБ
Microsoft Office document icon Домашние птицы45.5 КБ
Microsoft Office document icon Инструменты44.5 КБ
Microsoft Office document icon Электроприборы43.5 КБ
Microsoft Office document icon Осень53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема № 2: ОВОЩИ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

Овощи,  лук, капуста, картофель, свекла, редиска, перец и т.д. Рассада, грядка, теплица, посадка, урожай. Огородник, стручок, качан. Овощерезка, комбайн.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:.

Лук горький. Морковь сладкая.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

4-й лишний

Овощи-фрукты

Едят сырыми - готовят

Растут под землей - на земле.

1.

Экскурсия в теплицу.

Описательные рассказы.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Вырастить, сажать, окапывать, рыхлить, выдергивать, срезать. Шинковать, солить, мариновать, полоть.

2.

Образование множественного числа существительных:

Кабачок - кабачки.

2.

Ассоциативная цепочка к слову «ОВОЩИ»:

Семя, цветок, плод.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Труд людей в огороде,  на поле.

2.

Обводка предметов по контуру.

Штриховка контура, раскрашивание предметов

3

Словарь признаков:

Красный, желтый, овощной, бордовый, шершавый, крупные, мелкие, горький, сладкая, соленая, квашенная, зрелый, спелый.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Два огурца, мой лук, много картофеля.

3.

«Что изменилось?»:

Сравни картинки:

- репа-морковь,

- лук-тыква,

- капуста-помидор.

3.

Рассказы по темам:

- Что можно приготовить из овощей.

- Как к нам пришла картошка?

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

рано, поздно, мелко, крупно, кисло, горько.

 

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Наберем огурцов…

(предлог «В»).

- Соберем урожай… (предлог «В»).

- Корзинка с чем? (предлог «С»)  

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- Если бы я был помидором…

- Путь от грядки до стола.

5

Антонимы

Сажать-собирать, крупный - мелкий,

гладкий - шершавый,

на земле - под землей.

5.

Проблемные вопросы:

- Как сохранить овощи на зиму?

- Что приготовить из овощей?

 Почему так называют: теплица, овощерезка, картофелечистка?

Объясни значение выражений:

- «Всякому овощу свое время».

Игра на восприятие цвета, формы, размера:

- Узнай на вкус?

- Угадай с закрытыми глазами.

- На что похож…

Сравнительно- описательные рассказы

(репа – морковь,  

лук – тыква,  

капуста – помидор)

6

Словообразование

- прилагательных от наречий (поздно-поздний, кисло-кислый)

-относительных прилагательных (пюре из картофеля – картофельное пюре)

-существительных с уменшительно-ласкательным суффиксом (огурец-огурчик)

-существительных от существительных (огород-огородник)

- сложных слов (овощерезка, картофелечистка).

7

Подбор родственных слов

Овощи. огород

8

Многозначность

Лук. Салат.

Загадки по теме: «ОВОЩИ».

На жарком солнышке подсох                           Что капали из земли,

И рвется из стручков… (горох).                       Жарили, варили?

                                                                             Что в золе мы испекли,

Хороши малыши,                                               Ели и хвалили?   (картофель)

Как один, кругляши,

В темном домике сидят,                                    Что за скрип, что за хруст?

Друг на друга не глядят.                                    Это что ещё за куст?

А как лопнет их дом –                                        Как же быть без хруста,

Все на улицу бегом!   (горох)                           Если я …        (капуста)



Предварительный просмотр:

Тема № 3: ФРУКТЫ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

Фрукты, садовник, яблоко, груша, слива, абрикос, персик, гранат и т.д. Соковыжималка.

Варенье, джем, желе, сироп, компот, сок.

Витамины, здоровье, ломтик, долька, сухофрукт.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:.

Лимон кислый. Слива сладкая.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

4-й лишний

Овощи-фрукты

Сладкие – кислые

Тропические - отечественные

1.

Экскурсия в сад.

Описательный рассказ.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Вырастить, сажать, окапывать, рыхлить, выдергивать, срезать. Варить, протирать, полоть.

2.

Образование множественного числа существительных:

Груша-груши.

2.

Ассоциативная цепочка к слову «ФРУКТЫ»:

Семя, росток, дерево, цветок, плод.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Труд людей в саду.

2.

Обводка предметов по контуру.

Штриховка контура, раскрашивание предметов

3

Словарь признаков:

Красный, желтый, овощной, бордовый, шершавый, крупные, мелкие, горький. Сладкая,  зрелый, спелый.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Два абрикоса, мой виноград, много яблок.

3.

«Что изменилось?»:

Сравни картинки:

3.

Рассказы по темам:

- Что можно приготовить из фруктов.

- Какая польза от фруктов?

- Кто и как ухаживает за садом?

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

рано, поздно, мелко, крупно, кисло, горько.

 

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Наберем яблок…

(предлог «В»).

- Соберем урожай… (предлог «В»).

- Корзинка с чем? (предлог «С»)  

- Приготовим из…

(предлог «ИЗ)

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- Если бы я был ананасом…

- Путь от сада до стола.

5

Антонимы

Сажать-собирать, крупный - мелкий,

гладкий - шершавый.

5.

Проблемные вопросы:

- Как надолго сохранить фрукты?

- Что можно приготовить из фруктов?

- Почему нужны фрукты?

Почему так называют: теплица, соковыжималка,

сухофрукт?

Объясни значение выражений:

- «В каждом человеке есть своя изюминка».

Игра на восприятие цвета, формы, размера:

- Угадай по вкусу?

- Что внутри? (семя, косточки)

Сравнительно-описательный рассказ

(лимон – груша, слива – яблоко, гранат – персик)

6

Словообразование

- прилагательных от наречий ( кисло-кислый)

-относительных прилагательных (пюре из фруктов – фруктовое пюре)

-существительных с уменшительно-ласкательным суффиксом (яблоко – яблочко)

- существительных от существительных (сад – садовник)

-сложных  слов (Соковыжималка сухофрукт.)

7

Подбор родственных слов

Сад, яблоко.

8

Многозначность

Косточка, кисть.



Предварительный просмотр:

Тема № 5: ДЕРЕВЬЯ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

Растение, дуб. Липа, береза клен, елка, сосна, ива, пихта, рябина и т.д. Кора, ствол, ветка, почка, желудь. Роща, дубрава, осинник, ельник, тайга, бор. Пень, дрова. Бумага.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:.

Тополь серебряный.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

4-й лишний

Листья – иголки,

Сад – лес,

Деревья – цветы.

1.

Экскурсия в лес, в ботанический сад.

Описательный рассказ.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Расти, сажать, пилить, подрезать, прививать, падать, рубить, пилить.

2.

Образование множественного числа существительных:

Липа – липы, сосна – сосны

2.

Классификация

Лесные, садовые, хвойные, лиственные, подовые, тропические, декоративные.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Сравнительно-описательный рассказ.

(яблоня – вишня, елка – клен, ива – береза, рябина – орешник)

2.

Обводка предметов по контуру.

Штриховка контура, раскрашивание предметов

3

Словарь признаков:

садовая. Березовая, дубовая, низкий могучий, древний, пышный, белоствольная, хвойные, лиственные, гибкие.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Один куст.

Мои березы.

Много листьев.

3.

«Что изменилось?»:

Сравни картинки деревьев летом и зимой, весной и осенью.

3.

Рассказы по темам:

- «Приключение шишки».

- «Как вести себя в лесу».

- «Зачем нужны деревья?».

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

Тяжело, быстро, глубоко, гладко, пышно, редко, часто, высоко.

 

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Пустой лес… (нет)

- Соберем урожай… (предлог «В»).

- Откуда упал лист? (предлог «С»)  

- Прячемся в лесу…

(предлоги «ЗА», «ПОД», «В», «МЕЖДУ», «НА»)

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- «Если бы я был елкой…»

- «Путешествие листика»

- Как семечко превратилось в дерево?

5

Антонимы

большая-маленькая,

Проблемные вопросы:

- Что случиться если не будет деревьев?

- Какую пользу или вред приносят деревья?

- Чем помогают деревья людям, животным?

Почему так называют

Хвойные, лиственные, подовые?

 Объясни значение выражений:

-

Игра на восприятие цвета, формы, размера:

6

Словообразование

- прилагательных от наречий (пышно - пышный)

-существительных с уменшительно-ласкательным суффиксом (дуб - дубокк)

- существительных от существительных (лес - лесник)

- прилагательных

от существительных

(Дерево - деревянный)

- сложные слова

Листопад, лесоруб

7

Подбор родственных слов

Лес, лист.

8

Многозначность

Кисть, лист

 сережка.



Предварительный просмотр:

Тема № 16: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

Бык, корова, теленок; Пес, собака, щенок; Кот, кошка, котенок;

Конь, лошадь, жеребенок;

Козел, коза, козленок; Баран, овца, ягненок; свин, свинья, поросенок; осел, ослица, осленок. Доярка, конюх, свинарка,  пастух.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:

Кошка пушистая.

Злая собака.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

1.

Загадки – описания.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дождик, дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, рычать, кусать, бить, хрюкать, визжать, прыгать, скакать, бадаться, есть, пить, спать.

2.

Образование множественного числа существительных:

Коза – козы, лошадь – лошади..

2.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

4-й лишний:

Дом животные – дикие,

Взрослые – детеныши,

Лапы – копыта.

2.

Сравнительно-описательные рассказы:

(кошка – конь, собака – корова.)

2.

Обводка предметов по контуру.

3

Словарь признаков:

Мелкий, крупный, лохматый, упрямый, верный, умный, ласковый, злой.  

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Один конь, мой пес, много овец.

3.

«Что изменилось?»:

Сравни картинки: детеныши и их родители.

«Кого чем кормят?»

3.

Рассказы по темам:

- Какую пользу приносят домашние животные?

- Как за ними нужно ухаживать?

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

Полезно, быстро, медленно, жалобно, тонко, тепло.

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Пойдем в лес за… (предлог «ЗА»)

- Найди всех животных…

(предлоги «В», «У», «ЗА», «ПОД», «МЕЖДУ»).

- Угощение для кого…

- Кто где живет?

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- Если бы я был котенком…

- Сказка про утенка….

- Хвастовство домашних животных.

5

Антонимы

Мелкий – крупный,

Упрямый – послушный, быстро – медленно.

Синонимы:

Будка – конура,

Ишак – осел.

5.

Проблемные вопросы:

- Смогут ли домашние животные выжить на воле?

- Как человек обходился бы без домашних животных?

- На каких диких животных похожи домашние животные?

 Почему так называют:

Конюшня, свинарник, телятник?

Объясни значение выражений:

- «как корова языком слизала»

- «как кошка с собакой»

- «купить кота в мешке»

6

Словообразование:

- прилагательных от наречий (поздно-поздний, хмуро-хмурые)

- прилагательных от существительных (собака – собачий, овца - овечий)

- прилагательных от словосочетаний (день с солнцем-солнечный)

- существительных от существительных (конь – конюшня, кот - котенок)

7

Подбор родственных слов

Корова, конь, кот.

8

Многозначность

Хвост, конь



Предварительный просмотр:

Тема № 17: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

 Яйцо, гнездо, петух, курица, цыпленок; индюк, индюшка, индюшонок, гусь. гусыня, гусенок;  селезень, утка, утенок; птичница, крыло, перья, клюв, перепонки.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:

Цыпленок желтый, белая гусыня.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

1.

Экскурсия на птицефабрику.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дождик, дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Клевать, нестись, высиживать, плавать, крякать, кудахтать, кукарекать, гоготать. мыть, ощипывать, щипать.

2.

Образование множественного числа существительных:

Утка – утки, петух – петухи.

2.

Ассоциативная цепочка к слову «ПТИЦА»:

Гнездо, яйцо, птенец.

.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Загадки-описания.

2.

Обводка предметов по контуру.

3

Словарь признаков:

Мелкий, пестрый, желторотый, пушистый, важный, горластый, звонкий.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Две курицы, мой гусь, много птенцов.

3.

«Что изменилось?»:

Сравни картинки птенцы и птицы.

4-й лишний:

3.

Рассказы по темам:

- Сказка,  про гадкого утенка.

- Какую пользу приносят домашние птицы?

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

Быстро, легко, жалобно, тяжело.

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Птичьи прятки…

(предлоги «В», «У», «ЗА», «ПОД», «МЕЖДУ»).

- Для кого корм?

- Чем кормим?

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- Приключения на птичьем дворе.

- Как я был индюшонком…

5

Антонимы

Крупная – мелкая,

Быстро – медленно.

Синонимы:

Курица – наседка, несушка.

5.

Проблемные вопросы

- Можно ли вывести цыплят из яиц без курицы?

- Как нужно ухаживать за птенцами?

Почему так называют:

Птицефабрика, курятник, птичий двор, насест?

Объясни значение выражений:

- «пух и перья полетят»

- «как с гуся вода»

- «пишет, как курица лапой»

- «носится, как курица с яйцом»

Сравнительно-описательные рассказы

(курица – утка, петух – селезень, гусь – индюк)

6

Словообразование:

- прилагательных от наречий (быстро – быстрые)

- прилагательных от существительных (утка – утиный)

- прилагательных от словосочетаний (день с солнцем-солнечный)

- существительных от существительных (корм – кормушка)

- сложных слов (птицефабрика).

7

Подбор родственных слов

Птица, курица.

8

Многозначность

Крыло, клюв.



Предварительный просмотр:

Тема № 4: ИНСТРУМЕНТЫ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

Топор, рубанок, молоток, пила, отвертка, ножницы, ключ, лопата, шило, иголка, коса, грабли, серп, клещи, плоскогубцы, гитара, пианино, дудка, ПРОФЕССИИ, части предметов.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:.

Топор острый.

Нож тупой.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

1.

Экскурсия на стройку, на концерт.

Описательный рассказ.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Пилить, рубить, забивать, строгать, копать, косить, резать, красить, шить, работать, клеить.

Закручивать, отвинчивать, выдергивать.

 

2.

Образование множественного числа существительных:

Молоток – молотки,

Нож – ножи.

2.

Классификация:

Музыкальные,  режущие, колющие, швейные, медицинские, профессиональные

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Сравнительно-описательный рассказ.

(Топор – рубанок, молоток – пила, отвертка –  ножницы, лопата – шило)

2.

Обводка предметов по контуру.

Штриховка контура, раскрашивание предметов

3

Словарь признаков:

Острый, тупой, железный, тяжелый, деревянная, большая, маленькая, садовая.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Один молоток.

Мои ножницы.

Много гвоздей.

3.

4-й лишний

Рабочие – музыкальные,

Острые – колющие,

Инструменты – нет.

3.

Рассказы по темам:

- Папа чинит велосипед.

- Зачем нужны инструменты?

-

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

Тяжело, быстро, глубоко, ровно, гладко.

 

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Потерянные инструменты… (нет)

- Что кому нужно? (молоток нужен…плотнику).

- Что чем делают? (шьют иголкой, режут ножом, пилят пилой)

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

 

4.

Придумай рассказ:

- «Мой любимый инструмент».

- «Инструмент - помощник».

5

Антонимы

Острый – тупой, большая – маленькая.

5.

Проблемные вопросы:

- Почему пилу сделали из железа?

- Какой профессии принадлежит инструмент

Объясни значение выражений:

- «Мастер на все руки».

- «Золотые руки».

- «Сидеть, как на иголках».

- «Искать иголку в стоге сена».

Почему так называют:

Плоскогубцы, отвертка?

Игра на восприятие цвета, формы, размера:

6

Словообразование

- прилагательных от наречий (тяжело - тяжелый)

-существительных с уменшительно-ласкательным суффиксом (игла –иголочка)

- существительных от существительных (сапог - сапожник)

- прилагательных

от существительных

(железо – железный)

- сложные слова

плоскогубцы, отвертка

7

Подбор родственных слов

Пила, ключ.

8

Многозначность

Кисть, ключ, коса.



Предварительный просмотр:

Тема № 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

Электричество, пылесос. Телефон, телевизор, радиоприемник, магнитофон, светильник, фен, соковыжималка, хлеборезка, холодильник, морозилка, компьютер.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:

Утюг горячий.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

1.

Загадки – описания

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дождик, дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Включать, выключать, гладить, разглаживать, разговаривать, смотреть, убираться, охлаждать, замораживать. готовить

2.

Образование множественного числа существительных:

Телефон - телефоны.

2.

Ассоциативная цепочка к слову «ЭЛЕКТРОПРИБОР»:

Вилка, розетка, шнур, включатель.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Описательные рассказы.

Узнай, кому принадлежит

инструмент, если им можно…

2.

Обводка предметов по контуру.

3

Словарь признаков:

Удобный, сотовый, радиоактивный, опасный, нагревательный, полезный, необходимый.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Два утюга, мой телевизор, много телефонов.

3.

4-й лишний

Прибор – мебель,

Осветительные – бытовые.

3.

Рассказы по темам

-«Зачем нужны электроприборы?»

- «Правила техники безопасности»

- «Что было бы, если…»

- «Как ухаживать за электроприборами».

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

Быстро, чисто, удобно, опасно, проверено.

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Пойдем в магазин за… (предлог «ЗА»)

- Соберем комбайн…

(предлоги «В», «У», «ЗА», «ПОД», «МЕЖДУ»).

- От чего деталь… (предлог «ОТ»)

 

.

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- «Если бы я был утюжком…»

- «Сказка -  про телефон».

- «Помогаю маме».

5

Антонимы

Холодный – теплый,

Длинный – короткий,

Слабый – сильный.

Синонимы

Светильник – бра  

5.

Проблемные вопросы:

- Что будет, если отключат электроэнергию?

 

- Что хорошего или плохого для человека в том, есть электричество или его нет?

- Чем люди пользовались до того, как появились электроприборы?

- Какая польза или вред человеку от электроприборов?

 Почему так называют:

Пылесос, кофеварка, соковыжималка, холодильник, морозильник.

Объясни значение выражений:

- «висеть на телефоне»

Сравнительно-описательный рассказ.

(телевизор – телефон, утюг – фен, микроволновая печь – пылесос)

6

Словообразование:

- глаголов от

существительных (пылесос – пылесосит, морозильник – морозит)

- существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом  (утюг – утюжок, телефон – телефончик)

- сложных слов 

(соковыжималка, кофеварка, пылесос).

7

Подбор родственных слов

Свет.

8

Многозначность

Вилка, розетка



Предварительный просмотр:

Тема № 1: ОСЕНЬ

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Коррекционная работа

Связная речь

Развитие графических навыков

1.

Предметный словарь:

осень, листопад; урожай,

 заморозки, дождь;

ягоды, грибы;

ящик, ведро, лукошко, мешок, корзина;

стая; дупло, берлога; листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц;  плащ, куртка, сапоги; портфель, школа; грибник, зонт, листья, лес.

1.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку:

Согласование существительных и прилагательных:

Лист осенний, дождь холодный.

1.

Загадки о предметах по теме.

Игра «ДА» и «НЕТ»:

Задавая вопросы, угадай название предмета по ответам «да», «нет».

1.

Экскурсия в лес.

- докажи, что это осень.

- как звери готовятся к зиме.

- труд людей осенью.

1.

Обведение прямых, волнистых, пунктирных линий:

Дождик, дорожки,

стебельки.

2

Глагольный словарь:

Опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, созревать, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

2.

Образование множественного числа существительных:

Лист – листья, дерево – деревья.

2.

Ассоциативная цепочка к слову «ОСЕНЬ»:

Лист, лужа, гриб, школа.

Сравнить картинки:

Найди такой же…

2.

Игры детей осенью.

2.

Обводка предметов по контуру.

3

Словарь признаков:

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный,  поздний, золотой, разноцветный.

3.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными:

Два дерева, мой гриб, много цветов.

3.

«Что изменилось?»:

Сравни картинки с изображением лета и осени.

«С какого дерева лист?»

Подбери листок к дереву.

3.

Рассказы по темам:

- Признаки осени.

- Ранняя осень,

- Бабье лето или золотая осень.

- Поздняя осень.

3.

Дописывание элементов букв.

4

Словарь наречий

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

4.

Предложно-падежное управление:

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи)

- Пойдем в лес за… (предлог «ЗА»)

- Наберем грибов…

(предлоги «В», «У», «ЗА», «ПОД», «МЕЖДУ»).

- Соберем урожай… (предлог «В»).

- Листок С дерева… (предлог «С»)

 

- Звери готовятся к зиме (меняет шерстку, ищет берлогу, готовят запасы)

4.

«Определи предмет по части…»

«Узнай предмет по контуру…»

4.

Придумай рассказ:

- Если бы я был листиком…

- Сказка про жучка.

- Как вырос колосок.

5

Антонимы

Холодный-теплый, ранний-поздний,  пасмурно-солнечно.

5.

Проблемные вопросы:

- Как сохранить воспоминание об осени?

- Что будет если…

     Листья не опадут,

     Птицы не улетят,

     Звери не будут готовить     запасы?

- Что хорошего или плохого для человека в таких явлениях как: дождь, ветер?

 Почему так называют:

Листопад, грибник, ягодник, школьник?

Объясни значение выражений:

- «Сесть в лужу».

- «После дождичка в четверг».

- «Дрожит, как осиновый лист».

- «Бабье лето».

6

Словообразование:

- прилагательных от наречий (поздно-поздний, хмуро-хмурые)

- глаголов от прилагательных (красный-краснеть)

- прилагательных от существительных (холод-холодный, клен-кленоый)

- прилагательных от словосочетаний (день с солнцем-солнечный)

- существительных от существительных (ягоды-ягодник)

- сложных слов (листопад, подберезовик).

7

Подбор родственных слов

Гриб, лист, ягода, лес.

8

Многозначность

Лист, ножка, шляпка.

Стихотворения про ОСЕНЬ:

  1. Листопад

                                                     

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна…

Значит осень – не весна.

                    (В. Нирович)

  1. Озорники

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего  же он хорош!

Где такой еще найдешь? –

Без конца и без начала.

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья, –

Дождь из листиков и я!

                    (Л. Разводова)

  1. Осень

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года осенью зовется!

                     (М. Ходякова)

4) Подарки осени

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты – осень дарит нам.

                     (И. Винокуров)

  1. Наш сад

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки.

И яблочки,  и грушки.

      (У. Рашид)

   6) Огород

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

    (А. Прокофьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...