статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "
статья по логопедии на тему

Зеленко Зоя Анатольевна

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Особенности  фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения в формировании фонематической системы речи у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематической системы речи вторичного характера  проявляется у детей со стертой дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии .

Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и т.д.

У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливации) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематической системы речи. Нарушение этого первого звена препятствует полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.

Нарушение четкости артикуляции во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией  не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи .

Исследования, посвященные изучению состояния фонематической системы речи у детей со стертой дизартрией, показывают, что у некоторых детей трудности уже начинаются на первой ступени, т.е. при дифференциации неречевых звуков. Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематической системы речи. Почти у всех детей, испытывающих проблемы с дифференциацией неречевых звуков, в заключение отоларинголога диагностируются аденоидные разрастания (1-2 степени). Также, знакомые звуки, часто встречающиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые.

У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже с третьей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно.

При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С трудом выполняются задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу.

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов  с оппозиционными согласными: звонкие – глухие, твердые – мягкие – все дети оказываются несостоятельными, выявляются нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

У некоторых детей со стертой дизартрией основные трудности выявляются только при воспроизведении цепочки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слов в цепочке слогов.

Стертая дизартрия как первоначальный дефект приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа, синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

форрмирование произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией

представлена схема работы по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией...

Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Отклонения в речевом развитии имеют от 40 до 60% детей. Среди наиболее распространенных нарушен...

Методическое пособие для учителей - логопедов на тему: " Формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии"

Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....

Статья " Фонематическое восприятие у детей со стертой дизартрией "

Данная статья расскажет об особенностях фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией....

Работа над формированием фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Картотека практических игр на формирование и развитие фонематического восприятия у детей....