конспект итогового занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

      Занятие  было итоговым,  обобщающим, с целью выявления знаний, умений, навыков, усвоенных детьми за год, и показа результативности коррекционной работы. Подготовленность занятия связана с предыдущим обучением и наполнено содержанием в соответствии с коррекционной программой.    Форма организации предполагала использование смены различных видов деятельности, что соответствует требованиям ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_no_1.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ранняя весна» (подготовительная группа)

Цели: образовательные:

  • закрепить знания, умения и навыки детей по разделу «Развитие речи», приобретённые в течение учебного года

-        обобщить представления о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе

коррекционно - развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна»
  • закрепить умение образовывать уменьшительно - ласкательные существительные и существительные во мн.ч
  • обогащать лексику относительными и притяжательными прилагательными
  • упражнять в умении составлять простые распространённые предложения с опорой на картинки
  • закрепить умение составлять рассказ о весне по картинно -графическому
  • развивать монологическую речь, воображение, память, логическое мышление

воспитательные:

  • совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности

Оборудование: демонстрационный материал: сюжетные и предметные картинки  

              по теме, большие конверты с заданиями, картинки с изображением

              животных и их следов, картина «Весенние нелепицы», картинно –

               графический план, мяч, магнитная доска ; речевой материал: загадка о

               весне, серия вопросов по теме, физминутка в стихотворной форме

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Логопед: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите, сколько  взрослых  

                  людей. Им очень интересно побывать на занятии, узнать для себя что –

                  то новое, снова почувствовать себя детьми. Давайте улыбнёмся гостям

                  и друг другу, чтобы нас не покидало хорошее настроение.

 2. Ввод в тему:

Логопед: - А о чём же мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

 И со своею сказкою,      

Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу природа оживёт. (Весна)

Дети отгадывают.

Логопед: - «Правильно, это - Красавица - весна. Давайте посмотрим на неё.

                       (подходит к доске). Ой, а где же моя картина? Ещё утром она была

                        здесь. Что же могло случиться? Может её кто - нибудь забрал, вы не

                        видели? Давайте поищем, помогите мне, пожалуйста. Ой, по-моему

                        здесь чьи -то следы, посмотрите.» (на ковре картинки со следами

                        животных). Дети отгадывают чьи следы, правильно подбирают

                         притяжательные прилагательные: беличьи, лисьи, медвежьи,

                    волчьи...), замечают человеческий след (переворачивают картинки

                         и смотрят отгадки). Следы приводят к спрятанной картине. Картина

                         закрыта картоном, имитирующим льдины (выставляется на доску)

    Логопед: - « Ребята, да тут кто - то записки оставил» (читает)

     Записка №1: « Я вашу Весну сковала вечным льдом! Никогда вы её больше не

увидите! Ха! Ха!ХА!» Злая колдунья Зимняя Стужа.

     Записка №2: « Ребята, мы - добрые лесные звери, очень любим Весну, но без

             вашей помощи не сможем её освободить. Если вы справитесь с

            заданиями, то спасёте Весну из ледяного плена. Мы оставили вам на

            льдинах знаки, которые помогут вам отыскать задания. Удачи!»

                                                                         Лесные звери.

Знаки на льдинах соответствуют картинкам графического плана рассказа о Весне (солнце и небо, дерево и трава, птица, животное, плечики для одежды, кисть руки с лопатой). Такие же символы расклеены на больших конвертах с заданиями и разложены в разных частях группы. Дети находят конверты (поочерёдно), выполняют задания. После выполнения задания «льдина» с соответствующим символом убирается с основной картины.

3. Основная часть:

Задание №1 (символ - солнце и небо):

        - Игра «Назови ласково» : по предметным картинкам дети называют

          предмет и его уменьшительно - ласкательный вариант.

                 Например: цветок - цветочек, санки - саночки...

                    - Игра «Один - много»: дети называют по картинкам один предмет и

                      его вариант во множественном числе.

                      Например: крыло - крылья, птенец - птенцы...

Задание № 2 (символ - дерево, трава, цветок):

                    - Игра с мячом «Отвечай на вопросы полными    

                                      предложениями »:      

                Логопед передаёт мяч по кругу каждому ребёнку и задаст вопросы, а

                     дети отвечают полными предложениями.

                          Вопросы: - Как ты понимаешь, что такое капель?

  • Что такое ледоход?
  • В каком случае бывает наводнение?
  • Кто линяет весной? Что значит «линька»?
  • Какой день весной и какая ночь (по длительности)?
  • Кто появляется у животных и птиц весной?
  • Чем заняты люди в весенний период?

- Что такое Гроза?

  Задание №3 (символ - птица):

                       - Игра «Четвёртый лишний»: дети по картинкам (у каждого –

                      своя) определяют четвёртый лишний предмет, объясняют свой

                         выбор).

                    Например: клёст, ворона, ласточка, воробей (лишняя ласточка,

                       так как это перелётная птица, а остальные - зимующие)

   Задание №4 (символ - животное):

          - Игра «Отыщи и назови детёныша»: каждому ребёнку дана

            картинка с изображением взрослого животного. Дети

            отыскивают  в картинках на столе соответствующего детёныша и

              называют его.

              Например: У лисы - лисята, у зайца - зайчата...

   Задание №5 (символ - плечики для одежды):

                    - Игра «Составь предложение по картинке»: дети составляют

                         простые распространённые предложения по картинам о весне.

                         Логопед направляет каждого ребёнка, уточняет, о чём он должен

                          рассказать.

                       Например: «Весной солнышко светит ярче и греет теплее».

   Задание № 6 (символ - кисть руки с лопатой):

                      - Игра « Исправь нелепицы»:

Этот символ - последняя «льдина», закрывающая основную картину. Логопед просто убирает её, дети видят весь сюжет

картины и  замечают, что всё перепутано. Они высказывают

свои мнения : чего не бывает весной.

    Пo мере того, как символы убираются с картины, логопед вывешивает их на

доске. Это и есть картинно - графический план будущего рассказа.

4. Физминутка:

              На лужайке поутру   мы затеяли игру.                  Дети становятся в круг

              Я — подснежник, ты — вьюнок

   Становитесь в наш венок.

    Раз, два, три, четыре -                                              расходятся

     Раздвигайте  круг пошире                              

              А теперь мы ручейки,

побежим вперегонки.                                               бегут

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять —                   снова становятся в круг.

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи.

Мы резвы и горячи.

       Далее логопед передаёт каждому ребёнку мяч по кругу и предлагает назвать

       слова, «украшающие» весну. Какая весна? (дети: «красивая,  поющая, цветущая,

       дождливая, солнечная, тёплая... и т д.»)

  5. Обобщение материала: составление рассказа детьми по картинно-

                       графическому плану по цепочке.

        Логопед: - « Ну вот, дорогие друзья, мы справились со всеми заданиями!

Исправили ошибки на картине. Теперь, чтобы окончательно освободить

Весну, надо четко и правильно рассказать о ней так, чтобы Злая Стужа не смогла больше навредить весне и запутать нас с вами! Давайте по очереди , с самого начала, расскажем о весне. А помогут нам в этом картинки лесных зверей (указывает на графический план и напоминает детям о чём следует говорить)

          Примерный рассказ детей:

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Снег тает, на земле появляются проталины, на которых растёт трава и первые цветы. Весной прилетают птицы, вьют гнёзда, поют песни, выращивают птенцов. Просыпаются весной звери. Они линяют, ищут пищу. У них рождаются детёныши. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.

6. Итоги:

Логопед: - «Молодцы, ребята! Вы очень хорошо рассказали о весне, ловко

                    справились со всеми заданиями. Вам понравилось? Теперь вы

                      можете взять картину и раскрасить все приметы весны, чтобы она

                       ожила, (отдаёт картину детям). Только не ошибитесь, а то Стужа

                     снова вернётся!                                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект конкурсного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы "Хороший поступок"

Данный материал поможет воспитателю обучить детей построить описательный рассказ по картине с опорой на модели...

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы "Путешествие в сказку"

Итоговое занятие по проекту "Любимые русские народные сказки"Цель проекта:Использование русских народных сказок как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект итогового занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «В поисках сокровищ»

Конспект итогового занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «В поисках сокровищ»...

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Программное содержание:Образовательные:- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным схемам, по сюжетным картинкам ;-совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по картинкам ;- ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ТНР по теме: «Зимние забавы ».

Занятие посвящено закреплению и систематизированию знаний у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ о зимних видах спорта и развлечениях; активизации  словарного запаса; развиватию воображ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ТНР по теме: «Зимние забавы ».

Занятие на закрепление и систематизацию знанийу детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ о зимних видах спорта и развлечениях...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Мир сказок».

Конспект открытого занятия  по развитию речи для детей подготовительной группы  «Мир сказок»....