Условия для полноценного речевого развития
статья по логопедии (средняя группа)
Руководство для родителей об этапах формирования и развития речи в разные периоды дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Условия для полноценного речевого развития речи ребенка в семье.
Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным окружающим.
С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка - монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, в котором происходит развитие ребенка.
Речь развивается только тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого ему необходимо создать определенные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей, то есть не просто сидеть рядом с ребенком, а активно играть с ним, разговаривать и добиваться ответной реакции на свои слова и действия. Есть очень важное средство развития ребенка - это стимуляция мелкой моторики, развитие подвижности и ловкости пальчиков рук. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше будет успехов в его речи. И средств, для этого предостаточно: игрушки, предметы разных форм и размеров, игры и прочее.
Также важна общая двигательная активность ребенка, которая делает ребенка сильным, ловким, активным и помогает узнавать больше об окружающем мире.
С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенца - реакции на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. За состоянием слуха ребенка нужно следить очень внимательно и стараться избежать вредных воздействий на него. Обязательно развивайте слух ребенка. От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и ребенком. Характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.
Качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому родители обязательно должны стимулировать речевые возможности малыша, создать такую обстановку, в которой малыш не только понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Основной деятельностью ребенка является речь. Играйте, играйте и еще раз играйте с ребенком, не забывая при этом объяснять действия и манипуляции.
Часто родители спрашивают: « Когда нужно начинать развивать речь ребенка?» Процесс развития речи до рождения вашего малыша. С ним, еще не родившимся, надо разговаривать маме, ведь это поможет потом при установлении особенно важного контакта - «мать и дитя». Хорошо, если с ним будет говорить и папа - малыш впоследствии будет лучше воспринимать различие тембра голосов…
В трудном деле воспитания и развития речи у вас, дорогие родители, есть помощники. Это книжки, которые нужно читать детям, книжки, в которых даются самые разнообразные советы и рекомендации о том, как развивать речь, внимание, мышление. Также вы можете обратиться за советом и помощью к логопеду, но такое сотрудничество не только обогатит вас разными приемами развития детской речи, но и облегчит ваши усилия информацией о том, что следует заниматься с ребенком в разные возрастные периоды его развития.
Многие литературные произведения остаются верными спутниками ребенка на протяжении всего периода детства. Это произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака. Что может сравниться с прелестью детских сказок!
Один год - первый словарь. Слова, слова, слова… Их становится все больше, теперь ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, малыш сопровождает слова жестами. Хорошо бы, чтобы ваш малыш произносил звуки: «А», «У», «И», «О», понятно для окружающих, а также звуки: «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних получается лучше, четче, у других медленнее и хуже. Но ведь произносительные умения только формируются и впереди много работы…
В возрасте одного года ребенок: 1.Знает, как его зовут.
2.Понимает слово «нет».
3.Понимает и выполняет несложные просьбы.
4. Повторяет простые одно- и двусложные слова.
5. Играет в «Сороку-белобоку», желает спокойной ночи.
6.Говорит «мама», « папа» и еще около десятка слов, обычно существительных.
7.По вашей просьбе дает игрушку.
8. С удовольствием смеется.
9.Хорошо слышит и различает много звуков.
10. Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
11.Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
12. Активно рисует карандашом или мелком каракули.
. Итоги второго года: 1. Обладает запасом в 200-300 слов.
2.Пользуется в речи двух-, трехсловными сочетаниями и предложениями.
3. Прислушивается к словам и понимает их значение.
4. Любит, когда ему читают и рассматривают иллюстрации.
5. Называет предметы, изображенные на картинках.
6. Хорошо знает свое имя, произносит его.
7. Пользуется словами «да», «нет». «еще».
8.Выражает просьбу словами, а не только жестами.
9. Использует существительные в разных падежах, согласует предмет и действие ( машина едет, я хочу).
Третий год – это судьбоносный год. Родителям нужно общаться еще больше со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит много новых слов. Читайте книжки с иллюстрациями. Очень хорошо, если ребенок, слушая, как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложение. Для этого давайте ему время подготовиться, делайте небольшие паузы, показывая, что вы ждете его продолжения. И, конечно, не забывайте хвалить своего малыша, ведь для него это сложная задача, и ее решение требует много сил и времени. После двух лет можно использовать такое мощное средство развития как загадки. Если загадки никак не отгадываются, то можно показывать картинку, игрушку или несколько, чтобы он мог сам выбрать ответ. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать на бытовом уровне, чтобы малыш научился понимать значение предлогов. Просите его выполнять какие-то действия-инструкции и после этого спрашивать, где что находится, откуда взято, куда положено. Также необходимо развивать речевое дыхание. Можно дуть на ватку, бумажную бабочку, закрепив на ниточку, в воду через соломинку, пламя свечи, одуванчик и многие другие предметы. Стоит только подключить фантазию и желание. Для развития мышц ротовой полости. Губ и языка необходима гимнастика. Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки, давайте облизать ложку, слизать с блюдца, облизывать губки, тянуть язычок вверх, вниз и другие.
Для того , чтобы хорошо говорить, нужно хорошо воспринимать, слышать. Поэтому имейте в арсенале звучащие игрушки, малышу нужно узнавать их по звуку., не видя. Естественно, нужно чаще упражнять ребенка в произнесении звуков, звукоподражаний, причем, ритм подбирайте разный, как и продолжительность произнесения. Только упражнения должны быть недлительными и неоднообразными. Итак. К трем годам ваш малыш: 1.Частозадает вопросы.
2.Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
3. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
4. договаривает звуки. Слоги. Слова при чтении.
5. Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
6.Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
7. Знает время суток.
8.Называет два цвета.
Четвертый год жизни - дай, я скажу!
Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Обязательно отвечайте на вопросы, объясняйте новые слова, поинтересуйтесь понимает ли он прочитанное. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Найдите для этого немного времени, важно чтобы игра имела сюжет и действие. Оречевляйте свои манипуляции, старайтесь дать возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности и отличительные черты. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами. Следите, чтобы малыш не торопился, чтобы темп не опережал возможности ребенка. Найдите время для того, чтобы произносить с ребенком потешки и чистоговорки. Такого материала предостаточно в литературе. Хорошо, если вы не прочь попеть с ребенком. Малыш обычно подражает вашей интонации. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, стихов, рассказов. Старайтесь научить ребенка правильно дышать, вырабатывать воздушную струю, выдыхая через рот; выразительно говорить, стимулировать у него более четкую речь. Итак к четырем годам ваш малыш :
- Владеет словарем примерно в 1500 слов.
- 2. Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложения из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова «кто», и «почему».
- Выполняет просьбы и команды, даже если предмет не находится в поле зрения.
- Правильно употребляет глаголы прошедшего времени.
- Правильно произносит звуки «П», «Б», «Т», «Д», «Ф», «В», «К», «Г», «Х», «С», «З», «Ц»,»М», «Н».
Пятый год- середина дошкольного периода. Именно, в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера. Иногда родители сетуют, что ребенок что-то не умеет, не приучен убирать игрушки и прочее. А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Воспитание своего дитя- родительский долг! Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, в которой живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Очень полезно в это время рассказывать сказки с продолжениями. Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. И конечно, наращиваем словарь. Предлагайте ребенку задания с карандашом, пусть малыш штрихует, раскрашивает, обводит, продолжает волнистые и ровные линии, таким образом, готовит руку к письму. На этом этапе полезно играть в речевые игры на обобщение. Например: продолжи ряд: груша, яблоко…; диван, кровать..; помидор, картофель…; чашка, блюдце..; шорты, майка.. и т.д. Или другой вариант: назови одним словом: рубашка, майка, кофта –это (одежда); стол, стул, диван; корова, баран, лошадь и т.д.
В разговоре о животных поиграть в игру «Чей хвост, чье ухо?» В этой игре формируются притяжательные прилагательные. Чье ухо? Медвежье. Чья шубка? Лисья. Чей хвост? Беличий.
Учите подбирать признак предмета. Яблоко какое? Сочное, сладкое, вкусное, ароматное, красное и далее .
С удовольствием ребенок поиграет с вами в такую игру « Путаница».
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Лопата пилит, а пила копает ; и тому подобное.
Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении: да-да-да—в доме кончилась во…(да)
Бе-бе-бе—поиграем на тру…(бе).
Ко-ко-ко—мы поедем далее…(ко).
Ут-ут-ут—нас уже домой зо…(вут).
Ым-ым-ым—из трубы выходит …(дым).
На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть возможным становится связное высказывание. Для этого используйте картинки, составляйте вместе рассказ по картинке, пусть отвечает на ваши вопросы. Высшим пилотажем будет, если составление объемного рассказа по серии картинок, сначала вы раскладываете по порядку, затем он справится самостоятельно. Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью вопросов.
Играя с ребенком, давайте возможность ему пофантазировать, реализовать какие-то придумки. Для развития речи и мышления очень полезны загадки. Надо научить ребенка придумывать загадки. Попросите ребенка описать какой- нибудь предмет или животное, но не называть его. На первых порах в роли загадывателя выступает взрослый, а ребенок отгадывает.
Кто это?
Пушистая, любит молочко, на мышей охотится (кошка).
Чтобы чай попить, во что его нужно налить? (чашка).
Острый, железный, режет все, надо быть с ним осторожней(нож).
Всех в лесу боится, шубку несколько раз в году меняет (заяц).
К пяти годам произношение становится все лучше и лучше, уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», Л», «Р». Допустимо, что ребенок не всегда произносит звуки в трудно произносимых , многосложных словах..Но прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги.
Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и тому подобное, следует обратиться к логопеду за консультацией. Эти возрастные рамки касаются только нарушений звукопроизношения. Если же ребенок не разговаривает, плохо понимает обращенную речь, если прерывалось речевое развитие или вас волнуют другие вопросы. обращайтесь к логопеду намного раньше. Очень часто вовремя принятые меры приводят к отличным результатам, и ребенок к школе забывает о своих проблемах.
Используйте чистоговорки, потешки для закрепления правильного произношения, присутствующих в речи в этом периоде. Итак. Добиваемся правильной, чистой речи. И, конечно, не забываем
о слуховом внимании. Ведь ему уже под силу замечать, чем похожи могут быть слова, и чем они будут различаться. Включайте в речь рифмовки.
Примеры: кол-пол, пилка-вилка. Мышка-шишка, ложка-ножка и т.д.
На тарелочке у Маши много вкусной сладкой… (каши).
Появился кот на крыше - сразу разбежались…( мыши).
Пчелка весело живет, собирает пчелка…(мед).
Таких рифмовок можно придумать много или воспользоваться, уже написанными в литературе.
Итак, к пяти годам ребенок:
- Обладает словарным запасом около 3000слов.
- Знает свой адрес. Кем работают родители, каких зовут по имени отчеству.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет составлять рассказ по картинке, серии картинок, пересказывать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право - лево у себя.
- Знает простые антонимы.
- Пользуется всеми временными глаголами.
- Считает до 10.
- Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны.
Шестой год жизни – хочу все знать. Ваш ребенок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный, последняя ступенька перед школой. Многие ходят в различные секции, кружки, развивающие центры. Но, если у ребенка есть проблемы с речью или были, не стоит перегружать ребенка.
К шести годам ребенок правильно произносит практически все звуки. И язычок и губы вполне в состоянии справится с произношением любого звукового задания. Дыхание, которым пользуется ребенок при речи, а также его голосовой аппарат тоже соответствуют потребностям. Хотя и не все дети шестого года жизни овладевают этим в полной мере. Некоторые еще примеряются к таким трудным для детского произношения звукам, как «Ш», «Ж», «Л», «Р». Будьте внимательны к речи ребенка, обращайте внимание на неправильное произношение, а также на темп речи. Если в речи отмечаются стойкие, непроходящие запинки, срочно обратитесь к логопеду и невропатологу. Очень часто возникновение заикания провоцируется непосильной нагрузкой, принудительным обучением, стрессовыми ситуациями.
К шести годам игры усложняются, расширяется их объем и содержание. Но, по-прежнему, нужно играть с ребенком. Словесные игры проводить в игре с мячом, по дороге в детский сад и на прогулке, в бытовых условиях на кухне за приготовлением пищи. Время можно найти всегда, главное было бы желание у родителей помочь своему ребенку, ну и, конечно, знания и материал, на котором можно работать. А его сейчас достаточно на полках магазинов, а также вы в любую минуту можете обратиться к логопеду сада, поликлиники, развивающего центра за всевозможной консультацией.
К шести годам ребенок: 1. Владеет словарем около 4000 слов.
2. Практически все звуки произносит правильно.
3. Умеет рассказывать и пересказывать.
4. Помнит и может описать прошедшие события.
5. пользуется сложными предложениями.
6. Употребляет все части речи.
7. Использует отвлеченные и абстрактные понятия.
8.Рисует, заштриховывает, обводит.
9. Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
10. Различает и дифференцирует звуки речи.
И напоследок, хочется сказать, что каким бы не был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья нашим детям, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешными. Эта мечта может сбыться, только родителям нужно приложить достаточно усилий и помнить, что все мы когда-то были детьми…
Подготовила учитель – логопед МДОУ № 9 структурное подразделение “Детский сад “Клубничка” Сазонова Е. И. по материалам книги ”Уникальное руководство по развитию речи».
Предварительный просмотр:
Сазонова Елена Ивановна, учитель-логопед,
Бердина Вера Григорьевна, воспитатель
МБУ детский сад №81 «Медвежонок», г.Тольятти
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Образование должно высветить лучшее,
что заложено в человеке. В.Ф.Скиннер.
В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования учебно – воспитательный процесс претерпевает существенные изменения. Главной особенностью организации является уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, включение в воспитательный процесс новых эффективных форм работы: проектная деятельность, игровые проблемно – обучающие ситуации, информационно – коммуникативные технологии и многое другое. Решению задач модернизации дошкольного образования требует построения адекватной системы педагогической психологии.
Обучение дошкольника языку, развитию речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение этой задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, развития связной речи и воспитания интереса к художественному слову, которые помогут приобрести коммуникативные, речевые умения и навыки.
Современная ситуация в образовании, особенно дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психических нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно – фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида.
Ребенок не может стать полноценным человеком, если не получает внимания, любовь и заботу со стороны взрослых. Общение ребенка с взрослыми является главным и решающим условием становления его психических процессов: мышления, речи, самооценки, эмоционально-волевой сферы, воображения. От отношения и общения родителей и педагогов зависит уровень развития его способностей и характера в будущем.
Только в условиях детского социума ребенок может в полной мере проявить свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказывания или поступков другого человека, сравнить себя с другими. В этой ситуации ребенок вынужден считаться с партнерами, в определенной степени подчиняться правилам социального взаимодействия, а с другой – только в условиях общения и деятельности может развиться его индивидуальность. Но, к сожалению, здесь кроется серьезная педагогическая проблема. Как создать условия для развития этой индивидуальности? Ведь не секрет, что в силу объективных и субъективных причин, взрослые чаще подавляют индивидуальность, чем ее развивают.
Поэтому выходом из сложившейся ситуации является изменение процесса обучения – основной формой обучения должны стать, не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы, которая организуется и протекает в разных формах: общение, игры, игровые ситуации, словотворчество и рифмование, трудовые и речевые действия, праздники и развлечения.
Желание действовать, как взрослый впервые рождается и реализуется в ролевой игре и здесь важную роль играет мотивация деятельности. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение тех действий, в которых находит свое воплощение. Не слишком привлекательные ранее действия становятся значимыми для детей и приобретают новый смысл.
Главная отличительная особенность игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Расхождение видимого и представляемого, когда понарошку возможно все, является главной характеристикой игры, которая развивает творческие способности, и внутренний план, и воображение, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества дошкольника.
С чего начинать речевое воспитание? Конечно с изучения проблем ребенка, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных, речевых навыков. Основной метод обследования – наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как он играет, общается с другими детьми: умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками и старшими. Выяснить, что у него плохо получается, в чем причина, установить уровень речевого развития. Обдумать и коллегиально с другими специалистами решить вопрос помощи в преодолении трудностей.
Основные принципы организации речевого развития:
- Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах, создание комфортной семейной обстановки.
- Событийная основа (заранее запланированные или неожиданные события). Их обсуждают, рисуют, создают о них стихи, рассказы.
- Обогащение связей и общение ребенка с детьми, друзьями, взрослыми.
- Гибкая программа проектов, событий, тем, спонтанное развитие речи в общении и деятельности.
- Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, словотворчеству.
Формы организации работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации (ДОО):
- Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи, таким образом, происходит диагностическое и коррекционное общение.
- Работа в парах, либо в стихийно возникших группах. Дети могут пару образовать самостоятельно или по совету педагога, они по очереди могут быть в роли консультанта, учителя и т.п.
- Групповая работа. Дети постоянно объединяются в небольшие подгруппы и работают сообща.
- Фронтальная. Она может быть организована педагогом и объявлена - как приглашение или «задание для всех». Чаще всего, деятельность сначала предлагается одной малой группе, затем «заражаемые» вовлекают остальных в интересную деятельность.
Анализ работы с детьми показывает, что в настоящее время проблема познавательно-речевого развития находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе с точки зрения педагогической психологии и психологии развития. Новый государственный стандарт дает возможность детскому саду наряду с общими содержательными акцентами, отразить в своей работе и образовательную программу, и специфику детского сада. Фиксированные в требованиях направления педагогической деятельности предполагают целостное развитие ребенка. Важно и то, что формирование детского общества не отступило на второй план, поскольку, многие компетенции, развиваемые в детском саду, связаны с взаимодействием ребенка с ровесниками, грамотно регулируемым взрослым.
Список литературы:
1. Смирнова Е.О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии [Текст] / Е.О. Смирнова / М.: Ломоносовъ, 2009. — с. 224
2. Токарев А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. А. Токарев // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 16-33.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятка для родителей. К домашнему заданию необходимо относиться серьезно. Работать с тетрадью аккуратно, не забывать её дома. Выполнять логопедические задания дома следует в виде игры, в тихой и спокойной обстановке. У ребенка обязательно должно быть свое рабочее место для выполнения заданий. Начинать выполнять задания необходимо с артикуляционной гимнастики. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие. Следить за поставленными звуками в речи ребенка, стимулируя ребенка к использованию поставленного звука в самостоятельной речи. Обращаться к логопеду за консультацией, если возникли трудности. Регулярно посещать родительские собрания и консультации специалистов.
Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте в тетрадь. Помните: вы должны помогать ребенку, а не выполнять задания за него! Заниматься следует ежедневно по 10-15 минут. Советую: регулярно учить стихотворения для развития речевой памяти и эмоциональности речи; учить ясно выражать свои мысли; - развивать мелкую моторику ребенка; - развивать мышление, память. Помните! Заниматься следует ежедневно по 10 – 15 минут Обучение - длительный процесс ,требующий систематических занятий. Хвалите за успехи!
ПОМНИТЕ: Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребенка.
Уважаемые родители! Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения проводятся в детском саду два – три раза в неделю , в зависимости от сложности речевого нарушения. Каждому ребенку, в соответствии с его речевым нарушением, даётся задание на дом. Домашние задания следует выполнять с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.
При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:
Рекомендации по выполнению домашний заданий Выполнять домашнее задание следует только тогда, когда ваш ребенок здоров и в хорошем настроении. Необходимо создавать мотивацию ребенку, т.е заинтересовывать его в выполнении заданий.
Родители должны контролировать правильность выполнения заданий и при необходимости поправлять, тем самым приучать ребенка к самостоятельности. Во время выполнения заданий, необходимо делать перерывы. Занятия должны строиться по правилам игры. Если ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже .
Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут. В середине занятия следует поиграть с ребенком в подвижную игру. За тем можно продолжить занятия.
Никогда не ругайте ребенка, если у него что- то не получается , помогите ему. Дайте более лёгкое задание, тем самом у ребенка появится уверенность в свои силах и возможность не потерять интерес к обучению. Хвалите даже за незначительные успехи. Формируйте у него уверенность в своих силах! Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
ЧЕМ следует заниматься дома с ребенком: -Развитием мышц артикуляционного аппарата. -Пальчиковой гимнастикой. -Развитием мелкой моторики. -Гимнастикой для глаз. - Ежедневно читать ребенку короткие стихи и сказки. -Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке.
Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все речевые трудности, имеющиеся у наших детей.
Предварительный просмотр:
I. Различение близких по звуковому составу слов.
1. Игра «Светофорик».
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
2. Игра «Хлопни – топни».
Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка
Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
3. Игра «Исправь ошибку».
Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
4. Упражнение «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша
5. Игра «Доскажи словечко».
Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!
II. Различение слогов.
1. Игра «Повторюшки».
Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:
- со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
- с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
- с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
- с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
- с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
2. Игра «Сигнальщик».
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
3. Упражнение «Простучи слово».
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
III. Различение фонем.
1. Игра «Поймай звук». Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть. Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
2. Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
3. Упражнение «Повторялки» Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Предварительный просмотр:
От буквы к слогу. Учимся читать.
Достаточно часто можно услышать выражение от мам: «Буквы знает, а читать — не хочет!». Могу сказать с уверенностью человека, который учит читать детей-дошкольников на протяжении уже почти пятнадцати лет — он не «не хочет», он не знает КАК? Озвучивать буквы и читать — абсолютно разные вещи. Знать буквы — это запомнить отдельные символы, читать — это объединить в работу внимание, логическое мышление, память и артикуляцию. Но это не означает, что это сложно, просто важно не требовать и сокрушаться, что «еще никак не поймет», а объяснять, упражняться, показывать доступные примеры. Я учу читать детей только сознательно, то есть в том возрасте, когда этот навык может быть им применим. И сейчас я опишу, как перейти от букв к слогам удобным и понятным способом, при этом с интересом и любознательностью со стороны ученика. Данные методы реальны для детей от 4-х-4,5 лет, так как именно в этом возрасте упомянутые выше процессы (внимание, память, логика, артикуляция) развиты на достаточном уровне и ребенок уже готов черпать информацию из текста.
1. Ребенку нужно дать понять, что буквы могут между собой «дружить», то есть проговариваться вместе. Не нужно заставлять его забыть, что существуют отдельные буквы и просить называть только слоги. В словах же есть буквы, которые нужно произнести и отдельно. Варианты, как буквы «подружить» могут быть разными. Первые три картинки по горизонтали этому посвящены:
Я называю это упражнение «Лифт». Говорю, что буковки будут ходить друг к другу в гости. На листе бумаги рисуете «Дом» с согласными буквами и отдельно на разрезанных листиках пишите гласные буквы. Берете одну из гласных (лучше всего начинать с А) и говорите, что буковка А будет заходить в дом, садиться на лифт, подниматься или опускаться в нем, заходить к кому-то в квартиру, а другие буквы будут ее встречать. Вот А зашла в гости к букве К — буква К очень рада видеть А — «К вместе с А сказали КАААА» (пишу несколько букв А, чтобы видно было, что нужно протянуть), потом А спускается на один этаж ниже, к буковке Д — «Д вместе с А говорят ДААА» и так до самого низа. В зависимости от возраста ребенка, можно за один раз делать и три таких лифта, чтобы охватить все буквы. Таким образом вы даете понять, что буквы могут смотреться и проговариваться вместе. Кроме лифта буквы могут катать друг друга на поезде (как на втором фото), могут обучать друг друга играть на трубе (на третьем фото). Когда вы только начинаете знакомить ребенка со слогами, используйте соединение только с одной гласной. И только после того, как увидите понимание в глазах и отработаете данные слоги, подключайте еще одну гласную, потом еще одну гласную и т.д. Важно избегать путаницы, делать всё постепенно, давая время информации усваиваться и находить применение.
2. После того, как представление о совместном проговаривании дано, нужно закрепить вид слога другими упражнениями. Тут их тоже может быть масса:
вырезаете из цветной бумаги облака, рыбки, цветочки, машинки (что угодно, что нравится ребенку) и пишите на них по одному слогу. Говорите, что рыбки пришли поздороваться к ребенку. Называете вначале вместе, как кого зовут (на начальном этапе нужно проговаривать, что «М вместе с А говорят — МА», «Т вместе с О — ТО»), а потом предложить ребенку порыбачить (или пособирать цветы, смотря какие фигурки у вас будут) и просите ребенка найти, например, рыбку СА, он находит и дает Вам, потом рыбку ДО (если трудно найти — обсуждайте, что там должно быть написано Д вместе с О) и так все. Лучше избегать формулировки «Б и А», а говорить «Б вместе с А», так как это ведет быстрее к тому, что ребенок станет называть слог просто «БА». Первые несколько раз при отработке помогайте, разрешайте говорить «Ф вместе с А», а потом просите сказать сразу «ФА», но для этого ориентируйте ребенка не на первую, а на вторую букву, то есть на гласную. Задают «тон» чтению именно гласные, так как они заставляют открываться ротик определенным образом (если А — широко, и не важно, ВА, СА, ЖА или ПА это будет; если О — как яичко ротик: ДО, ЛО, ЗО и т.д.; если У — как труба губы: ГУ, ВУ, НУ).
Рисуете звездочки с разными надписями и просите зажечь их по порядку (Вы называете слог, а ребенок ищет правильную звездочку и раскрашивает). Поиск глазами готовой надписи хорошо способствует процессу обучения чтению
Найти предметы с одинаковыми надписями. Например, бабочку посадить на «свой» цветочек. На цветках надписи КА, ЗА, ДА, ЛА, МА и на бабочках такие же. Ребенок читает, как «зовут» бабочку и ищет ей цветок с такой же надписью.
Найти лишний предмет в ряду, а разница предметов определяется написанными на них слогами. И волшебство в том, что если Вы нарисуете пять домиков с надписями ДА, ДА, ДА, ВА, ДА и спросите, какой ДОМ (важно ставить акцент, что именно дом лишний, а не слог, это усилит продуктивность, так как ребенку важно «играть», а не читать) лишний? Ребенок с легкостью ответит и будет хотеть делать подобные задания еще и еще
Распределять слоги, то есть когда вы уже познакомили ребенка с сочетанием с несколькими гласными, нужно научить его видеть, как именно называть слог. Так как вначале дети говорят на ДО — ДА, так как привыкли все читать с А. Сердиться не надо, надо объяснять и тренироваться)) На фото задание с деревьями и грушами.
Что на какой слог начинается? Ребенок называет слог и по очереди перечисляет все рисунки, чтобы определить, где он слышит эти две буквы вначале. Больше заданий со слогами есть по тегу #studysmile_учимсячитать
3. Параллельно с отработкой слогов обязательно делайте задания просто с буквами: вписать пропущенную букву; на какую букву слово начинается, заканчивается. Вы не путаете таким образом ребенка, вы заботитесь о его грамотности.
4. Составляйте слова из частей. Когда дело с простыми слогами пойдет легко: МА, ВА, СА, ТО, ДУ, ЛЕ и т.д., нужно объяснить, что в слове есть буквы, которые читаются отдельно, потому что возле них никто не стоит, например: ДО-М. Д читается вместе с О — ДО, а буква М стоит одна, поэтому мы и читаем ее отдельно, проговаривая резко в конце слова. Не пугайтесь, что ребенок так всегда и будет читать))) Это необходимо для понимания ребенком алгоритма прочитывания слова, чтобы большое слово не приводило его в панику, а он просто начинал по известной ему схеме читать: КЕ-Н-ГУ-РУ, Я-Б-ЛО-КО и т.д. Упражнения на составления слов из частей (именно частей, а не «слогов», так как в слове СТОЛБ всего один слог, а прочитать его одним махом не так и просто) важно выполнять, когда ребенок еще НЕ читает, это отлично продвигает его вперед! Можно рисовать картинку и разрезать самостоятельно квадратики с надписями или просить раскрасить нужные слоги в ряду. Легкости «вычитывания» способствует количество интересных (!) упражнений и время. Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы придти к мягкому, понятному чтению, поэтому терпения вам, а малышу интересных открытий
Игра «Что слышал: угадай и расскажи»
Водящему завязывают глаза, в это время взрослый делает что – либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки; двигает стулья и т.д.
Задача водящего по звукам понять, что делали, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.
Игра «Кто внимательный?»
Предложите ребенку закрыть глаза и ответить на вопросы.
— Сколько окон в нашей комнате?
— Сколько столов?
— Сколь стульев?
— Во что одет(а) папа (мама, брат, сестра)?
— Что лежит на столе? И т.д.
«Тише – громче»
Предложите ребенку прочесть стихотворение так, как его прочел бы гномик (великан)
«Давайте познакомимся»
Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о «себе». Например: «Давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне».
Игра «Кто больше назовет».
1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в комнате.
2. Назови предметы, которые можно катить (переставлять, двигать и т.д.)
Игра «закончи слово»
Предложите ребенку отгадать какое слово задумано «Отгадай, какое слово я хочу сказать теле… (теле-фон, теле-грамма, теле-жка и т.д), кар… (кар-тошка, кар-тинка, кар-андаш и т.д.).
В этой игре проверяют память и словарный запас, поэтому играть могут дети у которых хорошо развита речь. Остальным можно предложить игру – задание (на скорость) «Донесение». Ребенок должен пройти по комнате (по всей квартире – следует точно объяснить маршрут) и сообщить обо всех предметах, которые он там увидел. Вариант этой игры – «донести» не обо всех вещах, а только о деревянных или только о квадратных и т.п.; либо только о тех, которые начинаются с определенного звука, например «р», «с», «о».
Игра «Сочинители»
Предложите ребенку сочинить историю о себе, об игрушках, обо «всем на свете», но говорить только по одному слову друг за другом.
Например.
Взрослый: Однажды.
Ребенок: Грузовик.
Взрослый: Поехал.
Ребенок: Покататься… и т.д.
Вариант игры: говорить по 2 – 5 слов.
«Из чего сделан предмет?»
Эта игра поможет детям научиться преобразовывать прилагательные от существительных. «Стакан сделан из стекла, как сказать стакан какой? – стеклянный.
Кофта из шерсти – шерстяная кофта.
Куртка из меха – меховая куртка.
Ботинки из кожи – кожаные ботинки.
Шкаф из дерева – деревянный шкаф.
Кольцо из золота – золотое кольцо.
Тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование грамматичкского строя языка ребенка- важнейшее условие его полноценного речевого развития"
Грамматическая работа с детьми-дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. она строится постепенно, последовательно и толь...
Семинар-практикум на тему: "Развитие грамматического строя языка ребёнка - важнейшее условие его полноценного психического развития"
Данный материал содержит информацию о подготовке и методологии проведения семинара-практикума с воспитателями, посвящённого речевой подготовке детей в дошкольном образовательном учреждении. Материал о...
Консультация для родителей «Создание условий для полноценного физического развития ребенка в семье».
Консультация для родителей «Создание условий для полноценного физического развития ребенка в семье»....
Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"...
«Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как условие для полноценного речевого развития дошкольников».
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенк...
Консультация для родителей "Условия полноценного речевого развития"
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и г...