Использование интонационных упражнений при автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушением речи
презентация по логопедии на тему
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка, однако у дошкольников с речевой патологией наряду с нарушением фонетико-фонематического восприятия, наблюдается нарушение целого ряда просодических элементов речи, недостаточное понимание значения слов. Отсюда интонационно-монотонная и лексически невыразительная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_yushina_e.g.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Проблема: Недостаточный уровень сформированности интонационной стороны у старших дошкольников с нарушением звукопроизношения Актуальность: Анализ современной практики обучения дошкольников с нарушением речи подтверждает необходимость включения интонационных упражнений в систему работы по коррекции звукопроизношения
Система коррекционной работы по формированию интонационной выразительности речи
Направления работы над интонационной выразительностью речи Работа над темпом речи Работа над ритмом речи Работа над голосом Работа над ударением Работа над интонацией
Темп речи – средство художественной выразительности
Задания: подбери к паре слов рифмующиеся слово; определи количество изолированных ударов (//, ///, //// и т.п.) путем показа карточки с символически обозначенными ритмическими структурами; закончи стихотворение рифмующимся словом; прохлопай (протопай, отстукай ) ритмический рисунок прослушанного слова; п одбери слово (по картинкам), соответствующее предъявленной ритмической схеме; «деление» прослушанного высказывания на слова путем отхлопывания ритма (одно слово – один хлопок) с выделением при помощи более громкого хлопка акцентированного слова; узнай ритмический рисунок фразы при простукивании; узнай ритмический рисунок двух фраз, контрастных по интонационному рисунку. Ритм речи – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи
Задания: произнеси ряд слогов (слов) с разной высотой голоса по инструкции; произнеси ряд слогов (слов) с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя , что спускаешься с верхнего этажа в подвал и наоборот; повтори предложение, используя разную высоту (силу) голоса; проговори скороговорки, меняя громкость, силу голоса при их произнесении ; п роизнеси 1-5 слов со звуком [ ш ] так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот; п роизнеси предложение, изменяя высоту голоса (протяжно, отрывисто ); п роизнеси слово «шапка» столько раз, на сколько хватит дыхания; «укачивание» (имитация укачивания куклы ); «звуковая лестница ». Высота голоса – повышение или понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот Сила голоса – звучность, полноценность, умение им управлять
Слоговое и логическое ударение Задания: повтори предложение и выдели «главное» слово»; о тхлопай слова, выделяя ударный слог громким хлопком, а безударный – негромким хлопком; повтори предложение, выделяя голосом главные по смыслу слова; п одбери слова, картинки под заданные схемы: х – Х – х, х – х – Х; г рафически зарисуй диктуемые логопедом слова; г рафически запиши предложение; в ыпиши парами слова, которые отличаются местом ударения (замок, атлас, гвоздики); п роизнеси пословицу с различными комбинациями по месту ударения; в ыдели в предложении поочередно каждое слово голосом.
Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания Задания: повтори ряды слогов (слов) с разной интонацией, с разной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково); произнеси предложение с повествовательной (вопросительной, восклицательной) интонацией; прочти предложение, делая в нужных местах паузы; и зобрази графически воспринимаемое на слух предложение.
Диагностический инструментарий Методические рекомендации « Диагностика и коррекция выразительности речи детей » под редакцией О.И. Лазаренко. Логопедическая диагностика предусматривает изучение следующих показателей: у мение регулировать темп речи; умение регулировать ритм речи; у мение изменять высоту голоса; у мение изменять силу голоса; у мение выделять ударный слог в слове; у мение пользоваться логическим ударением; с формированность интонационной выразительности речи .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
рекомендации родителям и учителям-логопедам...
Цикл авторских игр по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с нарушениями речи с использованием геоборда
Представлен практический материал по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с использованием геоборда...