Использование интонационных упражнений при автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушением речи
презентация по логопедии на тему

Юшина Елена Георгиевна

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка, однако у дошкольников с речевой патологией  наряду с нарушением фонетико-фонематического восприятия, наблюдается нарушение целого ряда просодических элементов речи, недостаточное понимание значения слов. Отсюда интонационно-монотонная и лексически невыразительная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_yushina_e.g.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование интонационных упражнени й при автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушением речи Юшина Елена Георгиевна у читель-логопед высшей категории

Слайд 2

Актуальность Проблема: Недостаточный уровень сформированности интонационной стороны у старших дошкольников с нарушением звукопроизношения Актуальность: Анализ современной практики обучения дошкольников с нарушением речи подтверждает необходимость включения интонационных упражнений в систему работы по коррекции звукопроизношения

Слайд 3

Система коррекционной работы по формированию интонационной выразительности речи

Слайд 4

Направления работы над интонационной выразительностью речи Работа над темпом речи Работа над ритмом речи Работа над голосом Работа над ударением Работа над интонацией

Слайд 5

Темп речи – средство художественной выразительности

Слайд 6

Задания: подбери к паре слов рифмующиеся слово; определи количество изолированных ударов (//, ///, //// и т.п.) путем показа карточки с символически обозначенными ритмическими структурами; закончи стихотворение рифмующимся словом; прохлопай (протопай, отстукай ) ритмический рисунок прослушанного слова; п одбери слово (по картинкам), соответствующее предъявленной ритмической схеме; «деление» прослушанного высказывания на слова путем отхлопывания ритма (одно слово – один хлопок) с выделением при помощи более громкого хлопка акцентированного слова; узнай ритмический рисунок фразы при простукивании; узнай ритмический рисунок двух фраз, контрастных по интонационному рисунку. Ритм речи – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи

Слайд 7

Задания: произнеси ряд слогов (слов) с разной высотой голоса по инструкции; произнеси ряд слогов (слов) с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя , что спускаешься с верхнего этажа в подвал и наоборот; повтори предложение, используя разную высоту (силу) голоса; проговори скороговорки, меняя громкость, силу голоса при их произнесении ; п роизнеси 1-5 слов со звуком [ ш ] так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот; п роизнеси предложение, изменяя высоту голоса (протяжно, отрывисто ); п роизнеси слово «шапка» столько раз, на сколько хватит дыхания; «укачивание» (имитация укачи­вания куклы ); «звуковая лестница ». Высота голоса – повышение или понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот Сила голоса – звучность, полноценность, умение им управлять

Слайд 8

Слоговое и логическое ударение Задания: повтори предложение и выдели «главное» слово»; о тхлопай слова, выделяя ударный слог громким хлопком, а безударный – негромким хлопком; повтори предложение, выделяя голосом главные по смыслу слова; п одбери слова, картинки под заданные схемы: х – Х – х, х – х – Х; г рафически зарисуй диктуемые логопедом слова; г рафически запиши предложение; в ыпиши парами слова, которые отличаются местом ударения (замок, атлас, гвоздики); п роизнеси пословицу с различными комбинациями по месту ударения; в ыдели в предложении поочередно каждое слово голосом.

Слайд 9

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания Задания: повтори ряды слогов (слов) с разной интонацией, с разной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково); произнеси предложение с повествовательной (вопросительной, восклицательной) интонацией; прочти предложение, делая в нужных местах паузы; и зобрази графически воспринимаемое на слух предложение.

Слайд 10

Диагностический инструментарий Методические рекомендации « Диагностика и коррекция выразительности речи детей » под редакцией О.И. Лазаренко. Логопедическая диагностика предусматривает изучение следующих показателей: у мение регулировать темп речи; умение регулировать ритм речи; у мение изменять высоту голоса; у мение изменять силу голоса; у мение выделять ударный слог в слове; у мение пользоваться логическим ударением; с формированность интонационной выразительности речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Цикл авторских игр по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с нарушениями речи с использованием геоборда

Представлен практический материал по автоматизации и дифференциации звуков у старших дошкольников с использованием геоборда...