Основные положения по формированию речи в дошкольном возрасте.
статья по логопедии по теме
В сталье представлены основны еположения формировыния у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные положения по формированию речи в дошкольном возрасте.
Одним из важных показателей речевого развития ребенка – его инициативная речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом, может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной характеристикой сферы его потребностей. Инициативная речь детей младшего дошкольного возраста возникает прежде всего в связи с познавательными потребностями ребенка, потребностями в эмоциональном общении и в активных действиях, а также с органическими потребностями. Выявление уровня речевого развития детей важно так как полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме, в налаживании взаимоотношений с учителем, одноклассниками.
В работе по формированию речи в дошкольном возрасте имеется несколько направлений. Это работа по развитию словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, развитие связной речи и речевого общения, обучение элементам грамоты. При этом работа в каждой возрастной группе имеет свои особенности.
В средней группе необходимо работать накоплением пассивного словарного запаса и активизации в речи существительных, глаголов, прилагательных по изучаемым лексическим темам. Формировать обобщающие понятия. Учить употреблять притяжательные прилагательные и местоимения, определительные местоимения, наречия, количественные и порядковые числительные. Формировать понимание простых предлогов. Формировать понятие слово.
Учить различать и употреблять существительные мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном падеже в именительном падеже. Учить использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить употреблять глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Учить согласованию притяжательных местоимений и прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода, согласованию числительных и существительных. Формировать умение составлять предложение из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действий, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Воспитывать правильный умеренный темп речи. Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Уточнить произношение гласных и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать подвижность речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать в свободной речевой деятельности. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой интонации и ударения. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов. Сформировать понятие слог. Сформировать умение разливать гласные и согласные звуки, научить выделять их из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов. Научить производить анализ и синтез обратных и прямых слогов и слов из трех звуков. Сформировать понятие гласный звук, согласный звук. Сформировать понятие буква. Познакомить с гласными буквами А, У, О и с согласными Т, П, Н, М, К. Сформировать навык составления букв из палочек, выкладывание из шнурочка и мозаики, лепка из пластилина, рисование в воздухе и т.п.Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами, зеркально отраженными. Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. Обучать составлению описательного рассказа, пересказа по зрительной опер, схеме.
В старшей группе проводится та же работа по всем направлениям, полученные навыки по всем направлениям совершенствуются и закрепляются, но имеются и некоторые усложнения. Формировать родовые и видовые понятия. Усвоение понимания и употребления приставочных, личных и возвратных глаголов. Обогащать словарь относительными прилагательными, словами синонимами и словами-антонимами. Закрепить понятие слово. Та же закреплять и совершенствовать грамматической строй речи. Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение. Продолжать ту же работу по развитию просодической стороны речи. Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в речевой деятельности. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры. Сформировать навык слогового анализа и синтеза слов, состоящих из 1-3 слогов. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам. Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий. Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э и работать с этими буквами как и в средней группе для их усвоения и закрепления. Сформировать навык осознанного чтения слов с пройденными буквами. Познакомить с некоторыми правилами правописания( раздельное написание слов в предложении, постановка точки в конце предложения). Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца). Совершенствовать навык составлять описательный рассказ, пересказ.
В подготовительной группе проводится та же работа по всем направлениям, полученные навыки по всем направлениям совершенствуются и закрепляются, но имеются и некоторые усложнения. Расширяется представление о переносном значении и многозначности слова. Способствовать овладению употребления сложных предлогов. Формировать умение образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать формирования голоса, крика. Учить произвольно менять силу голоса. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Завершить автоматизацию правильного произношения всех групп звуков. Работать над 3-5-ти сложными словами со сложной слоговой структурой и введением их в предложения. Закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика и продолжать совершенствовать умения составления рассказов, пересказов текста.
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольниковИздательство: Просвещение. 1985 - 112
2. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников . –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
3. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Феникс. 2004 - 224
4. М. Г. Генинг, Н. А. Герман. Воспитание у дошкольников правильной речи
Чувашское книжное издательство. 1976 - 122
5. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. Бойкова С.В. КАРО. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...
"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
Консультация ...
Консультация для родителей: Развитие мелкой моторики руки – условие формирования речи детей дошкольного возраста и подготовки к письму
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики....
"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...
Рекомендации. "Роль семьи в формировании речи детей дошкольного возраста".
Для успешного обучения ребёнка в школе необходима хорошо развитая речь....
Консультация для родителей «Дефицит общения как одна из основных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста»
Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться личность ребенка причем этот процесс тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы с формированием интересов и мотивов поведения что соответствен...