Квалифицированная коррекционная помощь в условиях логопедического пункта
материал по логопедии по теме

Бондарь Наталья Петровна

Федеральный  государственный  стандарт, как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию при реализации образовательной программы учитывает, в том числе, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием  здоровья,  а также индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_avgustovskoy_konferentsii.doc92.9 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Квалифицированная коррекционная помощь в условиях логопедического пункта (слайд № 1).

Федеральный  государственный  стандарт, как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию при реализации образовательной программы учитывает, в том числе, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием  здоровья,  а также индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ. Стандарт направлен  на решение важных разноплановых задач и призван изменить некоторые подходы в организации коррекционной работы в ДОУ.

Что же придется менять, преобразовывать, модернизировать?

(слайд № 2) Прежде всего, хочу отметить следующее, что за все годы функционирования логопункта в нашем учреждении осуществлялась целенаправленная работа по его материально-техническому и методическому оснащению. Сегодня это современный кабинет с зонированным пространством, с мобильной коррекционно-развивающей средой, отвечающей современным требованиям. Но нет повода для самоуспокоения.

Восьмилетний опыт работы в условиях логопедического пункта показал, что количество детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии, неуклонно растет (слайд № 3). Вот данные  обследования детей только нашего учреждения за последние три года:

Учебный год

Количество детей, охваченных обследованием

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи

В процентном соотношении

2011- 2012 гг.

40

25

62,5%

2012- 2013 гг.

43

32

74,4%

2013- 2014 гг.

41

34

82,3%

Наглядно виден этот рост в процентном отношении, при этом нужно учитывать степень тяжести речевых нарушений (доля детей с ФФНР в общем числе в основном 70-80%) и отсюда «пропускная способность» логопедического пункта снижается, так как такие дети требуют более длительных сроков коррекционного воздействия.

Поэтому встает закономерный вопрос.

Каким образом  охватить такое количество детей и оказать им качественную квалифицированную помощь в условиях логопедического пункта? Именно эта ситуация заставляет искать новые инновационные подходы в организации коррекционного процесса, и конечно, активнее использовать традиционные, но дающие хорошие результаты формы  и методы работы.

Итак, из традиционных форм, на уровне нашего дошкольного образовательного учреждения с целью большего охвата детей я использую такие формы, как:

- консультативная помощь родителям, детей имеющих легкие речевые нарушения, (детей с ФНР), которые не были зачислены на логопедический пункт. Затем, в течение года отслеживаю результаты и при необходимости координирую план работы педагогов и родителей с такими детьми;

- с целью повышения компетентности педагогов в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений провожу  семинары-практикумы, мастер-классы, консультирую по вопросам организации речевой среды и планированию индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения;

И конечно,же

- в течение учебного года провожу консультации, беседы, практические занятия с родителями, чьи дети посещают логопедический пункт, обучаю их  артикуляционным и дыхательным упражнениям, различным игровым приемам, приемам самомассажа, даю рекомендации по организации практических занятий дома;

Что касается новых форм взаимодействия: (слайд № 4)

- изучение практического опыта других коллег показывает, что в работе с родителями воспитанников еще имеются резервы, позволяющие в условиях функционирования логопедического пункта оказать помощь превентивного характера детям, начиная с раннего возраста. Это работа с родителями детей так называемой «группы риска» в чем она заключается (схема). На схеме видно, что такое взаимодействие включает несколько этапов.

Еще одной перспективной формой взаимодействии, на мой взгляд, является дистанционное общение с родителями, так как   в условиях такого общения соблюдаются три  немаловажных фактора  (удобное время, привычное место и дистанция):

- что мы можем использовать на сегодняшний день, это общение с родителями посредством электронной почты (ответы на вопросы, индивидуальные консультации)

- в этом учебном году в моих планах освоение новой формы – рассылки дополнительных домашних заданий по электронной почте, такая форма, на мой взгляд, должна значительно сократить время, отводимое на заполнение домашних тетрадей;

- конечно же - общение на сайте детского сада в рубрике «Гостевая книга»;

А в будущем, при наличии необходимых условий и средств, эффективной формой сотрудничества призваны стать формы общения в режиме он-лайн: консультации, практикумы, открытые практические занятия.

В условиях сложившейся ситуации в модернизации и современных преобразованиях нуждается и материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающего процесса. Мечта каждого специалиста осуществлять  коррекционный процесс с использованием специализированных компьютерных программ,  предназначенных для коррекции речевых нарушений. Такие  разработки конечно же являются вспомогательными в логопедической практике, но во многих случаях, по мнению авторитетных коллег, они просто революционно меняют возрастные границы, а главное - темпы и качество коррекционной работы.

(слайд № 5) Какие же это программы? Во-первых, программа «Игры для тигры», которая  позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии. В ее основе - методики Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой.  Отличные рисунки,  звуковое сопровождение действий, игровая интерактивная форма подачи учебного материала – все это делает программу привлекательной, позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. И что, особенно привлекает, проста в применении и доступна по цене и в  наших ближайших планах ее приобретение.

О других, наиболее известных программах, которые позволяют не только проводить коррекционное обучение, но и видеть результаты работы, пока можно только мечтать, так как у них высокая стоимость и еще немаловажный фактор – отсутствие технического сопровождения. Это:

(слайд № 6) Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

(слайд № 7) Программно-аппаратный комплекс – “ВИДИМАЯ РЕЧЬ-3” – является лучшей программой визуального контроля речи для дефектологической практики.

И в заключении, хотелось бы обратить внимание присутствующих на еще один существенный момент в организации коррекционной помощи детям.

Государственный стандарт требует от учреждений создания необходимых условий для оказания квалифицированной коррекционной  помощи нуждающимся детям, но многие учреждения не могут выполнить данное требование, за неимением  соответствующих специалистов. И это настоящая проблема для детских садов. Конечно, решение этой проблемы требует дополнительных финансовых средств  - но в ближайшем будущем  одним из решений может стать организация  сетевых сообществ педагогов и родителей воспитанников посредством электронной почты, социальных сетей, визуальных средств общения.

Итак, проблемы обозначены, пути решения определены, впереди работа. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Выступление: «Квалифицированная коррекционная помощь в условиях логопедического пункта». Учитель-логопед: Бондарь Наталья Петровна, высшая квалификационная категория.

Слайд 2

Логопедический кабинет

Слайд 3

Данные диагностики 2011-2014гг. Учебный год Количество детей, охваченных обследованием Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи В процентном отношении 2011-2012 40 25 62,5% 2012-2013 43 32 74,4% 2013-2014 41 34 82,9%

Слайд 4

Схема взаимодействия с родителями, детей раннего возраста. Мероприятия В результате Опрос и анкетирование родителей при поступлении ребенка в детский сад. (Опрос и анкетирование проводит учитель-логопед). Сбор анамнестических данных, уточнение состояния речи ребенка Наблюдение за детьми во время режимных моментов, практической и игровой деятельности, беседа с воспитателями группы. Выводы о состоянии психического развития ребенка, выявление «группы риска». Первичные консультации для родителей, детей «группы риска». Привлечение внимания родителей к проблемам детей, своевременное обращение к узким специалистам в мед.учреждения. Плановые групповые консультации для родителей, индивидуальные практические занятия для родителей с детьми. Оказание профилактической и коррекционной помощи.

Слайд 5

Программа «Игры для Тигры» Специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной для детей.

Слайд 6

Логопедический тренажер «Дэльфа-142» Логопедические тренажеры "Дэльфа-142.1" представляют собой комплексные программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Они позволяют работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций - профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Слайд 7

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-3» Программно-аппаратный комплекс " ВИДИМАЯ РЕЧЬ III" является лучшей программой визуального контроля речи для дефектологической практики. В мире производятся и другие подобные программы, но качество звуковых обработок и возможности этих программ до сих пор значительно проигрывают возможностям программы "Видимая речь III".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая программа по преодолению ФФНР в условиях логопедического пункта ДОУ

1. Пояснительная записка.         Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответст...

Организация коррекционно-педагогического процесса в условиях логопедического пункта ДОУ

Учитель-логопед логопункта ДОУ должен знать и руководствоваться в своей работе основополагающими нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, законом "Об образовании РФ, ФГОС дошкольного образов...

Консультация для родителей «Организация коррекционной работы в условиях логопедического пункта»

Цель: проинформировать родителей об организации коррекционной работы в условиях логопедического пункта МБДОУ общеразвивающего вида детского сада "Колобок".Важнейшим условием обеспечени...

Консультация для родителей «Организация коррекционной работы в условиях логопедического пункта»

laquo;Организация коррекционной работы в условиях логопедического пункта МБДОУ № 33»Цель: проинформировать родителей об организации коррекционной работы в условиях логопедического пун...

Мастер-класс "Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ

Обсуждение  общих и наиболее актуальных вопросов организации коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ....

Мастер- класс« Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Мастер-класс для родителей воспитанников с речевыми нарушениями....

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...