Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопедом и в качестве домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_1.docx | 194.16 КБ |
chast_2.docx | 2.04 МБ |
chast_3.docx | 2.11 МБ |
chast_4.docx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.
Начальные этапы (авторское пособие).
Автор: Королёва Клария Камильевна, учитель-логопед
В современной логопедии различают четыре основных этапа работы над звукопроизношением: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и в случаях замены одного звука над другим или их смешения – этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.
Когда звук поставлен, он автоматизируется в слогах, словах, фразах. Замечательно, если удается за очень короткий период поставить звук ребенку. Но, как показывает практика, таких детей становится всё меньше и меньше. Все чаще приходят дети с органическими поражениями, с дефицитом внимания и поведенческими расстройствами. У этих детей, как правило, психологические особенности затрудняют логопедические занятия, и дефекты речи носят стойкий характер, поэтому работа по коррекции звукопроизношения может занимать много времени.
В настоящее время существует достаточно много логопедических пособий и рабочих тетрадей для закрепления произношения звуков. Это рабочие тетради и занимательные пособия В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко; Л. А. Комаровой, И. В. Баскакиной и М. И. Лынской; О.В. Егоровой; И. Л. Лебедевой; Т.С.Резниченко и О.Д.Лариной; Т. А. Ткаченко и другие. Любое из этих пособий может использоваться как на занятиях с логопедом, так и в качестве домашнего задания. Авторы этих практических комплектов предлагают интересный речевой и картинный материал по автоматизации звука, по закреплению звука в чистоговорках, стихах, небольших рассказах. Таким образом, работа по данным тетрадям начинается, в основном, с третьего этапа. Практических пособий, которые бы помогли начать работу с начальных этапов по коррекции звукопроизношения, как таковых нет.
Процесс вызывания звука бывает очень длительным. И чтобы ребенок не потерял интерес к логопедическим занятиям, важно на этом этапе разнообразить работу различными методами и средствами.
Что же можно предложить ребенку, а также его родителям на первых этапах работы, когда звук ещё не поставлен?
На подготовительном этапе в игровой форме происходит знакомство с органами произнесения (артикуляции) речи, большое внимание уделяется подвижности органов артикуляции, выработке целенаправленной воздушной струи. Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка. Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.
Для эффективности подобной работы и для занятий дома нами подготовлены комплексы упражнений для правильного произношения свистящих звуков, шипящих звуков и соноров . При выполнении артикуляционной гимнастики разработаны памятки-рекомендации для родителей:
- Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно.
- Продолжительность занятий – 3-5 минут.
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
- Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.
- Упражнения проводите неторопливо, ритмично, четко.
- Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.
На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.
На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений. Для каждой группы звуков (свистящих, шипящих, соноров) подготовлен соответствующий комплекс упражнений.
После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.
Чтобы сделать работу на этапе постановки звука более разнообразной и эффективной, нами разработаны рабочие листы. В них отражена работа по развитию моторики речевого аппарата, формированию правильной воздушной струи, развитию слухового и зрительного внимания. Из таких листов-заданий получаются папки-тетради, по которым удобно заниматься с ребенком и дома.
Чем удобны эти папки-тетради?
Во-первых, это практично и удобно. Можно выполнять одно и то же задание несколько раз, потому что лист с заданиями помещен в файл (формат А 5), и ребенок, работая с заданиями, пишет или рисует фломастером, который легко стирается ватным диском. А таких заданий очень много: обведи картинку, которая может «шуметь» или «свистеть», проведи дорожку, изображая (произнося звук, приближенный к правильному звучанию), как дует ветер или выходит воздух из насоса, пройди по лабиринту, проговаривая песенку ветра, обведи картинки, в которых спрятался нужный звук и так далее.
На этапе вызывания звука часто используются записи настоящих звуков. Для этого собрана небольшая коллекция звуков, которые ребенок может услышать на улице, дома, на природе. Например, для работы над звуком [ш] это шум моря, шелест ветра, шуршание бумаги, шипение кошки, шорох мышки. Ребенок слушает и соотносит звук с картинкой.
Во-вторых, не тратиться много сил и времени на заполнение домашних тетрадей: ничего не надо писать в тетрадь, вырезать и приклеивать. Если это какие-то творческие задания для работы дома, то родители кладут детские работы в файл папки.
В-третьих, эти папки-тетради можно использовать во время карантина в группе: просто заменить файл на новый.
В-четвертых, процесс постановки звука бывает очень долгим, и одной странички для этого явно недостаточно, и поэтому задания подобраны с учетом длительной подготовительной работы, составлено несколько рабочих листов. Разнообразные занимательные задания и упражнения позволяют, чтобы одна и та же работа не была для ребенка утомительной и однообразной.
Когда звук поставлен, то большое внимание уделяется автоматизации звука в слогах. Работа ведется в строгой последовательности: автоматизация звука в прямом слоге, в позиции между гласными, в обратном слоге, со стечением согласных.
Для каждой группы звуков и в зависимости от возможностей ребенка, работа по автоматизации может начинаться как в обратном слоге, так и в прямом.
В-пятых, работая по данному пособию, логопед выбирает необходимые страницы для каждого ребенка индивидуально. У кого-то звук появляется уже на первом-втором занятии, но ребенок его не выделяет среди других звуков, с кем-то приходится звук очень долго вызывать, кто-то может сразу произнести звук в слогах, а у кого-то получается только изолированное произношение звука.
В-шестых, задача логопеда заключается не только в постановке звука, автоматизации и дифференциации, но и в расширение словарного запаса, формировании лексико-грамматического строя речи, развитии связной речи ребенка. Поэтому материал по развитию лексики, грамматики и связной речи также включен в задания по закреплению звука в самостоятельной речи. Это так называемые нами лексические странички, которые соответствуют определенной теме: игрушки, животные, посуда, одежда и т.д. По этим темам подобраны стихи, небольшие рассказы для пересказа, для самостоятельного придумывания историй или сказок.
Вниманию читателя частично представлен материал по коррекции звука [ш]. Большое внимание уделено подготовительному этапу и этапу постановки звука.
Выделяют несколько способов постановки звука: по подражанию; механический способ постановки; постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи; постановка звука от артикуляционного уклада; смешанный способ постановки. Эта работа также представлена в пособии.
Надеемся, что игры, упражнения, речевой и картинный материал, собранный в наших рабочих папках-тетрадях, пригодятся логопедам, станут большим подспорьем в их нелегкой работе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.
Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения....
Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения
Работа По коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования....
Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения
Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения...
Перспективное планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.
План по звукопроизношению....
Этапы работы по коррекции звукопроизношения
Памятка для родителей. Как проходит работа по коррекции звукопроизношения у детей вместе с учителем-логопедом. Описанны 4 этапа по развитию звукопроизношения. А также представлен материал, как родител...
Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Консультация для родителей«Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»Учитель-логопед С.А. Позднякова...
Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.
Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии....