тело человека
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Фахрутдинова Лилия Гайсовна

занятие в средней группе по

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №355 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ" МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ

ТЕЛА

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Провела:

Фахрутдинова Л.Г.

Воспитатель 1 категории

КАЗАНЬ 2009


Знакомство дошкольников с организмом человека Программные задачи

1.Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

2.Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

Методические приемы

Беседа, вопросы к детям; использование наглядного материала; игры, заучивание. Чтение, побуждение к ответам, поощрение.

Материалы

Схема тела человека, игра ' Часть-целое', зеркало, карточки с нарисованными парными варежками.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрированного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедическои литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия Воспитатель.

Высокие, низкие, далекие, близкие.

 Гиганты, гномы, малыши, слабыши и крепыши.

Блондины, брюнеты, шатены и всякие аборигены,

и папы и мамы, и дети - роднее их нет на свете.

 Все вроде разные на вид, но есть у каждого

 - руки, ноги, и рот, два уха, два глаза, и нос,

 но какими бы мы, небыли разными все

равно похожи своим телосложением.

 Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. (ответы детей)

1. А теперь давайте посмотрим на свое лицо в зеркало и ответим на мои вопросы

 -Что выше глаза или рот?

 -Что между глазами?

 -Что под носом?

-Что над глазами?

 -Что выше лба?

-Что подо ртом?

 -Что во рту?

2. А теперь поиграем с завязанными глазами. Посмотрим, сможете ли вы показать и назвать части лица. (одному ребенку завязывают глаза и он наощюпь называет части тела)

З.У вас на столе лежат картинки они не цветные. Давайте попробуем собрать такое же лицо только цветное(собирают  разрезные картинки с изображением разных лиц)

(по окончании  выйти из-за столов)

4.Воспитатель начинает а дети заканчивают предложения и показывают части тела :

Быть у каждого должна очень 'умной' голова

Я верчу ей как умею. Голова сидит на шее .  

Животик. спинка. грудь. Их вместе всех зовут - туловище.

 Руки - чтоб ласкать, трудится, Воды из кружечки напиться,

 На руке сидят мальчики, Очень дружные пальчики. Бегут по дорожке резвые ножки .

Спотыкнулся через Генку И ушиб себе коленку.

Мы перечислили части тела человека. А вы сможете на ощупь найти части тела? Игра в парах. Найдите голову, колени, плечи, уши, спину, животик, руку.

Хорошо позанимались. А теперь нам пора собираться на прогулку. Давайте найдем левую варежку, а правую я соберу (игра найди варежку)


Игры на развитие пространственных представлений:

  • «Пространство моего тела». Прикоснуться левой рукой к своему правому колену,
    затем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пятке и т.д.
  • «Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа
    слева, затем правой рукой к левой пяточке соседа справа, затем правой рукой к
    правому уху соседа справа и т.д.
  • «Мое место». Отработать понятия по вертикальной оси: «право», «лево», «правее,
    чем...», «левее, чем...», «справа от...», «слева от...», «впереди», «сзади»; определить
    свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Коли
    и т.д.»; поменяться местами и продолжить игру.
  • «Холодно-горячо». С помощью речевых инструкций педагог подводит игрока к
    искомому предмету. Инструкция: «шаг направо, два шага вперед, три налево» и т.д.
    Если ребенок хорошо владеет ориентацией в пространстве, можно использовать
    план-схему.
  • «Лабиринт». Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом.
    Обязательное условие - проговаривание вслух своих пространственных действий.
  • «Осьминожки». Группа располагается определенным образом по периметру
    комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.). Каждый игрок должен запомнить свое
    место. Под музыкальный фрагмент свободный бег по залу. Во время паузы как
    можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: занять место, на
    одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.
  • «Пространство листа». Педагог показывает на пространстве альбомного листа,
    как надо размещать рисунки, сканировать строчки: работу следует начинать с
    верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно
    разлиновать альбомный лист на полосы и клетки (чтобы работа выполнялась
    строго внутри) и показать стрелками направления движения глаз.
  • «Карточки». Подготавливаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг,
    точка, крестик). Задания:

  • написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии;
  • положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку;
  • нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок;
  • нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку;
  • определить правую и левую стороны предмета. Взять книгу обеими руками и показать
    ее - правую и левую стороны; определить правую и левую стороны предмета, который
    лежит на столе.

  • «Моя рука, твоя рука». Составить пары и, сидя лицом друг к другу, определить
    сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
  • «Тень». Составить пары, стать лицом друг к другу. Один из играющих,
    «оригинал», выполняет движения замедленно, другой в точности, как тень,
    копирует его. В начале проработки задания педагог на действия «оригинала»
    вводит некоторые ограничения: не делать сложных или нескольких движении.
  • «Пространство за спиной». Выполнить определенные действия за своей спиной:
    завязать шнурки, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы, лепить что-
    либо из пластилина и т.д.
  • «Формирование квазипространственных представлений». Провести отработку
    понятий: «до», «после», «раныне», «позже», «между»; предложить
    проструктурировать последовательность времени суток, времен года, дней недели,
    месяцев в году; формировать навыки ориентировки и анализа времени на
    циферблате стрелочных часов.

Переходя к освоению логикограмматических речевых конструкций, необходимо отработать основные предлоги русского языка: "в", "на", "под", "над", «за», «из-за», «из-под». Важным является отработка таких понятий: "спереди", "сзади", "слева", "справа", "около", "рядом", "ближе", "дальше", "выше", "ниже" и др.

У детей с общим недоразвитием речи происходит отставание в формировании пространственновременных отношений, поэтому эти отношения нужно формировать специально, особенно на начальном этапе коррекции. Работа должна поводиться в той же последовательности, что и развитие этих отношений в онтогенезе. Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад.

В коррекционной работе должны принимать участие все специалисты, работающие в логопедической группе: психолог, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Учитель-логопед работает над формированием пространственных представлений в процессе работы над развитием понимания речи, слухового восприятил (удерживание 3-х и более элементов), над слоговой структурой слова, звуковым анализом (порядок гласных), лексическим строем, грамматическим структурированием, связной речью. Педагог-психолог развивает пространственное мышление в ходе специально организованного обучения в форме занятий, в совместной деятельности с ребенком, консультирует воспитателей и родителей.

Инструктор по физкультуре развивает общую моторику, координацию, отрабатывает, закрепляет схему тела в упражнениях гимнастики, пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в народных подвижных играх.

Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально - ритмических композициях, над развитием звуко - высотного восприятия, слуха, звуко - извлечением, интонированием, над певческим и инструментальным исполнительством.

Воспитатели активизируют и закрепляют умения и нывыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на занятиях конструированием, по математике, аппликации в сюжетно-ролевых играх, играх со строительным материалем, мозаиками, конструкторами, играх-драматизациях.


  Одна из составляющих готовности ребёнка к школьному обучению- развитие пространственновременных отношений. Простаранственновременные отношения - одна из базисных психических функций ( наряду с мышлением, памятью), которая влияет на успешность обучения.

Если у ребёнка не будут развиты пространственные представления - это приведёт к трудностям обучения чтению и письму, трудностям с изучением геометрии, физике, черчению и др. предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.

Пространственновременные представления выстраиваются постепенно, начиная своё развитие во внутриутробном периоде, формирование пространственной матрицы происходит в период ползания, полностью формирование завершается к 12-14 годам.

Известны следующие этапы развития пространственных представлений:

1й этап:

  • освоение ребенком собственной схемы тела;
  • формирование целостного представления о собственном теле;
  • развитие координации и формирование ведущей руки, что имеет принципиальное
    значение для дальнейшего обучения;

2й этап:

  • освоение физического пространства вокруг и положения своего тела относительно
    окружающих его предметов;
  • развитие умения ориентироваться и двигаться в пространстве, сканировать
    пространство в движении, чему особенно способствуют подвижные игры;
  • развитие умения складывать объемные и плоские предметы из частей;
  • определение пространственной размещённости предметов относительно друг
    друга- посади зайку в правый угол комнаты. Слева от него посади мишку, перед
    зайкой посади морковку...
  • определение простанственного расположения графических изображений и их
    элементов при ориентировке в двухмерном пространстве- на листе;
  • уточнение последовательности цифрового и звукобуквенного ряда;
  • графическое воспроизведение направления.

Зй этап:

Освоение символического пространства - таким образом происходит формирование так называемых логикограмматических представлений.

С логикограмматическими представлениями мы имеем дело при изучении любого школьного предмета. В русском языке логикограмматические отношения - это предлоги, падежные отношения, логико-грамматические конструкции. Известно, что детям с недоразвитием или с нарушением пространственновременного фактора трудно понимать свой родной язык, и тем более решать математические задачи, любая из которых имеет свой алгоритм.

4ый этап:

Наиболее поздний этап развития пространственно-временных отношений, который принято называть социальным пространством. Он подразумевает ощущение своего личного психологического пространства, понятие дистанции в общении, умение ориентироваться в ситуации, осуществлять поиск вариантов поведения, правильно рассчитывать и чувствовать время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Человек. Части тела человека"

Картотека «Человек. Части тела человека» составлена с целью воспитания ценностного отношения детей к  здоровью и чело­веческой жизни, развитию мотивации к  сбережению своего здоровья и здоро...

"Человек. Части тела человека"

Человек. Части тела человека»Рекомендации родителям:На этой неделе мы изучаем с детьми лексическую тему «Человек. Тело человека».Рассмотрите с ребенком рисунок с изображением куклы или человека. Попро...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

«Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека: «Человек и его тело»

Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело» позволит познакомить детей с новыми знаниями о строении своего тела, его фун...

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе.«Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»подготовительная к школе групп...

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...