тело человека
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №355 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ" МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ
ТЕЛА
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Провела:
Фахрутдинова Л.Г.
Воспитатель 1 категории
КАЗАНЬ 2009
Знакомство дошкольников с организмом человека Программные задачи
1.Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
2.Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
Методические приемы
Беседа, вопросы к детям; использование наглядного материала; игры, заучивание. Чтение, побуждение к ответам, поощрение.
Материалы
Схема тела человека, игра ' Часть-целое', зеркало, карточки с нарисованными парными варежками.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрированного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедическои литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.
Ход занятия Воспитатель.
Высокие, низкие, далекие, близкие.
Гиганты, гномы, малыши, слабыши и крепыши.
Блондины, брюнеты, шатены и всякие аборигены,
и папы и мамы, и дети - роднее их нет на свете.
Все вроде разные на вид, но есть у каждого
- руки, ноги, и рот, два уха, два глаза, и нос,
но какими бы мы, небыли разными все
равно похожи своим телосложением.
Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. (ответы детей)
1. А теперь давайте посмотрим на свое лицо в зеркало и ответим на мои вопросы
-Что выше глаза или рот?
-Что между глазами?
-Что под носом?
-Что над глазами?
-Что выше лба?
-Что подо ртом?
-Что во рту?
2. А теперь поиграем с завязанными глазами. Посмотрим, сможете ли вы показать и назвать части лица. (одному ребенку завязывают глаза и он наощюпь называет части тела)
З.У вас на столе лежат картинки они не цветные. Давайте попробуем собрать такое же лицо только цветное(собирают разрезные картинки с изображением разных лиц)
(по окончании выйти из-за столов)
4.Воспитатель начинает а дети заканчивают предложения и показывают части тела :
Быть у каждого должна очень 'умной' голова
Я верчу ей как умею. Голова сидит на шее .
Животик. спинка. грудь. Их вместе всех зовут - туловище.
Руки - чтоб ласкать, трудится, Воды из кружечки напиться,
На руке сидят мальчики, Очень дружные пальчики. Бегут по дорожке резвые ножки .
Спотыкнулся через Генку И ушиб себе коленку.
Мы перечислили части тела человека. А вы сможете на ощупь найти части тела? Игра в парах. Найдите голову, колени, плечи, уши, спину, животик, руку.
Хорошо позанимались. А теперь нам пора собираться на прогулку. Давайте найдем левую варежку, а правую я соберу (игра найди варежку)
Игры на развитие пространственных представлений:
- «Пространство моего тела». Прикоснуться левой рукой к своему правому колену,
затем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пятке и т.д. - «Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа
слева, затем правой рукой к левой пяточке соседа справа, затем правой рукой к
правому уху соседа справа и т.д. - «Мое место». Отработать понятия по вертикальной оси: «право», «лево», «правее,
чем...», «левее, чем...», «справа от...», «слева от...», «впереди», «сзади»; определить
свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Коли
и т.д.»; поменяться местами и продолжить игру. - «Холодно-горячо». С помощью речевых инструкций педагог подводит игрока к
искомому предмету. Инструкция: «шаг направо, два шага вперед, три налево» и т.д.
Если ребенок хорошо владеет ориентацией в пространстве, можно использовать
план-схему. - «Лабиринт». Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом.
Обязательное условие - проговаривание вслух своих пространственных действий. - «Осьминожки». Группа располагается определенным образом по периметру
комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.). Каждый игрок должен запомнить свое
место. Под музыкальный фрагмент свободный бег по залу. Во время паузы как
можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: занять место, на
одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. - «Пространство листа». Педагог показывает на пространстве альбомного листа,
как надо размещать рисунки, сканировать строчки: работу следует начинать с
верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно
разлиновать альбомный лист на полосы и клетки (чтобы работа выполнялась
строго внутри) и показать стрелками направления движения глаз. - «Карточки». Подготавливаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг,
точка, крестик). Задания:
- написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии;
- положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку;
- нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок;
- нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку;
- определить правую и левую стороны предмета. Взять книгу обеими руками и показать
ее - правую и левую стороны; определить правую и левую стороны предмета, который
лежит на столе.
- «Моя рука, твоя рука». Составить пары и, сидя лицом друг к другу, определить
сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д. - «Тень». Составить пары, стать лицом друг к другу. Один из играющих,
«оригинал», выполняет движения замедленно, другой в точности, как тень,
копирует его. В начале проработки задания педагог на действия «оригинала»
вводит некоторые ограничения: не делать сложных или нескольких движении. - «Пространство за спиной». Выполнить определенные действия за своей спиной:
завязать шнурки, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы, лепить что-
либо из пластилина и т.д. - «Формирование квазипространственных представлений». Провести отработку
понятий: «до», «после», «раныне», «позже», «между»; предложить
проструктурировать последовательность времени суток, времен года, дней недели,
месяцев в году; формировать навыки ориентировки и анализа времени на
циферблате стрелочных часов.
Переходя к освоению логикограмматических речевых конструкций, необходимо отработать основные предлоги русского языка: "в", "на", "под", "над", «за», «из-за», «из-под». Важным является отработка таких понятий: "спереди", "сзади", "слева", "справа", "около", "рядом", "ближе", "дальше", "выше", "ниже" и др.
У детей с общим недоразвитием речи происходит отставание в формировании пространственновременных отношений, поэтому эти отношения нужно формировать специально, особенно на начальном этапе коррекции. Работа должна поводиться в той же последовательности, что и развитие этих отношений в онтогенезе. Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад.
В коррекционной работе должны принимать участие все специалисты, работающие в логопедической группе: психолог, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.
Учитель-логопед работает над формированием пространственных представлений в процессе работы над развитием понимания речи, слухового восприятил (удерживание 3-х и более элементов), над слоговой структурой слова, звуковым анализом (порядок гласных), лексическим строем, грамматическим структурированием, связной речью. Педагог-психолог развивает пространственное мышление в ходе специально организованного обучения в форме занятий, в совместной деятельности с ребенком, консультирует воспитателей и родителей.
Инструктор по физкультуре развивает общую моторику, координацию, отрабатывает, закрепляет схему тела в упражнениях гимнастики, пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в народных подвижных играх.
Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально - ритмических композициях, над развитием звуко - высотного восприятия, слуха, звуко - извлечением, интонированием, над певческим и инструментальным исполнительством.
Воспитатели активизируют и закрепляют умения и нывыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на занятиях конструированием, по математике, аппликации в сюжетно-ролевых играх, играх со строительным материалем, мозаиками, конструкторами, играх-драматизациях.
Одна из составляющих готовности ребёнка к школьному обучению- развитие пространственновременных отношений. Простаранственновременные отношения - одна из базисных психических функций ( наряду с мышлением, памятью), которая влияет на успешность обучения.
Если у ребёнка не будут развиты пространственные представления - это приведёт к трудностям обучения чтению и письму, трудностям с изучением геометрии, физике, черчению и др. предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.
Пространственновременные представления выстраиваются постепенно, начиная своё развитие во внутриутробном периоде, формирование пространственной матрицы происходит в период ползания, полностью формирование завершается к 12-14 годам.
Известны следующие этапы развития пространственных представлений:
1й этап:
- освоение ребенком собственной схемы тела;
- формирование целостного представления о собственном теле;
- развитие координации и формирование ведущей руки, что имеет принципиальное
значение для дальнейшего обучения;
2й этап:
- освоение физического пространства вокруг и положения своего тела относительно
окружающих его предметов; - развитие умения ориентироваться и двигаться в пространстве, сканировать
пространство в движении, чему особенно способствуют подвижные игры; - развитие умения складывать объемные и плоские предметы из частей;
- определение пространственной размещённости предметов относительно друг
друга- посади зайку в правый угол комнаты. Слева от него посади мишку, перед
зайкой посади морковку... - определение простанственного расположения графических изображений и их
элементов при ориентировке в двухмерном пространстве- на листе; - уточнение последовательности цифрового и звукобуквенного ряда;
- графическое воспроизведение направления.
Зй этап:
Освоение символического пространства - таким образом происходит формирование так называемых логикограмматических представлений.
С логикограмматическими представлениями мы имеем дело при изучении любого школьного предмета. В русском языке логикограмматические отношения - это предлоги, падежные отношения, логико-грамматические конструкции. Известно, что детям с недоразвитием или с нарушением пространственновременного фактора трудно понимать свой родной язык, и тем более решать математические задачи, любая из которых имеет свой алгоритм.
4ый этап:
Наиболее поздний этап развития пространственно-временных отношений, который принято называть социальным пространством. Он подразумевает ощущение своего личного психологического пространства, понятие дистанции в общении, умение ориентироваться в ситуации, осуществлять поиск вариантов поведения, правильно рассчитывать и чувствовать время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Человек. Части тела человека"
Картотека «Человек. Части тела человека» составлена с целью воспитания ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни, развитию мотивации к сбережению своего здоровья и здоро...
"Человек. Части тела человека"
Человек. Части тела человека»Рекомендации родителям:На этой неделе мы изучаем с детьми лексическую тему «Человек. Тело человека».Рассмотрите с ребенком рисунок с изображением куклы или человека. Попро...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....
«Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека: «Человек и его тело»
Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело» позволит познакомить детей с новыми знаниями о строении своего тела, его фун...
Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»
Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе.«Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»подготовительная к школе групп...
Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»
Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...