Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей в коррекционно- развивающем процессе
консультация по логопедии

Курганова Марина Юрьевна

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяет­ся имеющимися у каждого такого дошкольника

- речевыми недостатками;

- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой дея­тельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и ар­тикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimodeystvie.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Взаимодействие логопеда и воспитателей

в коррекционно - развивающем процессе»

Подготовила

учитель-логопед

Курганова М.Ю.

Оренбург 2024 г.

Особенности работы воспитателя в коррекционных группах

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника

- речевыми недостатками;

- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации логопеда.

Такой раздел планирования, как «Лексика», предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.

Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.

Разграничение функций логопеда и воспитателя

в коррекции звукопроизношения

Содержание работы логопеда.

- Логопед индивидуально с каждым ребенком проводит общую и специальную артикуляционную гимнастику.

- По мере необходимости делает логопедический массаж.

- Работает над развитием речевого дыхания (диафрагмального).

- Готовит артикуляционный аппарат к постановке звука.

- Логопед дает рекомендации педагогам, какие игры использовать для автоматизации звука у ребенка.

- Логопед подбирает речевой материал для автоматизации звука.

Содержание работы воспитателя:

- Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленный звук в словах, словосочетаниях, обращая внимание на положение губ, языка, четкость произношения звука.

- Воспитатель создает игровую ситуацию, которая позволяет выполнить поставленные логопедом задачи.

- На первичном этапе автоматизации звука в словах воспитатель просит ребенка выделять звук голосом, произносить звук утрированно (сссад) и т.д. Возможно следует предложить ребенку повторять слова (в данном случае применяется игра «Эхо») перед зеркалом.

- Воспитатель выполняет рекомендации по созданию коррекционно-развивающей среды.

Тетрадь занятий, проводимых воспитателем с детьми по заданию логопеда.

Заполняется логопедом 1 раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

  1. Логопедические пятиминутки.
  2. Игры и упражнения.
  3. Индивидуальные занятия

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями на любых занятиях, в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать в мини-занятия. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальные занятия проводятся воспитателем как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогами занятия логопеда расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ,

СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ВОСПИТАТЕЛЕМ ЛОГОГРУППЫ

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков,

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна,

4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5. Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности. Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк»

Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.Тема: «Экскурсия в зоопарк».Цели:- развитие правильного физиологического дыхания, выработка сильной воздушной струи;- развитие ми...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей младшей группы

Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей средней группы

Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности детей старшей группы

Тематическое планирование по лексико-грамматическим категориям для воспитателей логопедических групп...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности детей подготовительной к школе группы

Тематическое планиерование по лексико-грамматическим категориям для воспитателя в подготовительной логопедической группе...

Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда и воспитателя ДОУ....